Зеркалов Д.В. Духовное наследие : хрестоматия. К.: Науковий світ, 2008. – 158 с. – (духовная безопасность : в 7 кн. ; кн. 1).

К оглавлению
З-57. Открыть файл pdf Зеркалов Д.В. Духовное наследие : хрестоматия. К.: Науковий світ, 2008. – 158 с. – (духовная безопасность : в 7 кн. ; кн. 1).
ISBN 978–966–675–556–1

Рецензенты: А. Н. Семашко – заведующий кафедрой социологии Государственной академии руководящих кадров культуры и искусства, доктор философ-ских наук, проф.; В. П. Матейчик – декан, заведующий кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности НТУ, доктор технических наук, профессор; Н. В. Коляденко – доцент Национального медицинского университета им. Богомольца, канд. мед. наук; Л. А. Алиева – доцент кафедры общественных наук Государственной академии руководящих кадров культуры и искусства, канд. истор. наук.

Настоящее пособие посвящено православной культуре, традициям, менталитету, национальному самосознанию, вере и нравственности человека.
Для преподавателей и студентов учебных заведений, органов исполнительной власти, специалистов, работающих в сфере национальной безопасности. Полезна также руководителям предприятий и слушателям соответствующих курсов повышения квалификации, широкому кругу читателей.

СОДЕРЖАНИЕ

От автора

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ НАРОДОВ
1. Православная культура России
2. Пушкин А.С. о народном воспитании
3. Великий подвиг братьев-просветителей
4. Вера и нравственность: православные традиции и современность
5. Национальное самосознание
6. Святые места
7. Духовно-цивилизационный разлом и противостояние
8. Православие и общественный идеал сегодня
9. Свобода совести и религиозные объединения
10. Церковь и культура
11. Церковнославянский язык и русская словесность
12. Литература Пушкина и Достоевского
13. Менталитет русского характера
Введение
Русский народ в произведениях отечественных философов рубежа XIX XX веков
Русский народ в произведениях писателей XIX века
Практические исследования
Заключение
14. Праздник нашей культуры
15. Наследие Андрея Рублева в Третьяковской Галерее
16. Курская Коренная икона Знамения Божьей Матери
17. Духовность и псевдодуховность
18. О «Всемирном писании»
19. Православие – главное духовное богатство русских

Книга 1. «ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ»
Книга 2. «ОСНОВА ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Книга 3. «ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ»
Книга 4. «РЕЛИГИОЗНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ УКРАИНЫ»
Книга 5. «ОПАСНОСТЬ СЕКТАНСТВА»
Книга 6. «БОРЬБА С СЕКТАНСТВОМ»
Книга 7. «РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ»

ОТ АВТОРА

ПОИСКИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Уважаемые соотечественники, коллеги!

Человек должен быть свободен от страха и нужды
Организация Объединенных Наций признает два основных компонента безопасности личности: «защита от неожиданных и пагубных нарушений нашего повседневного образа жизни», (известная как «свобода от страха») и «защита от постоянных угроз голода, болезней, преступлений и подавления» (известная как «свобода от нужды»).
Нельзя защитить мир от войн, если люди не будут в безопасности у себя дома, на своих рабочих местах, в повседневной жизни. ООН (ПРООН)? разработала всеобъемлющую Концепцию безопасности человека, которая состоит из семи основных категорий (компонентов). В их числе – «Общественная и культурная безопасность»
(Ссылка ? См. доклад «Программа развития ООН (ПРООН) о развитии человеческого по-тенциала 1994 года»).

Общественная и культурная безопасность – защищенность культурного многообразия меньшинств и защита общественного развития от деструктивных тенденций (сохранность культурного своеобразия). Угрозы культурной и общественной безопасности вызывают разрушение традиционных общностей – семьи, общины, организации, этнической группы, деструктивные тенденции в развитии общества, которые не поддаются точному количественному измерению, но по силе разрушительного воздействия могут иметь катастрофические последствия.
Культурное многообразие признается ценностью и нерыночным ресурсом развития общества. Его уменьшение имеет множество отрицательных последствий для прогресса развития человека и общества.

Монополизация средств массовой информации создает в обществе стереотипы поведения и ценностные установки, соответствующие интересам компаний, контролирующих эти средства, и может представлять опасность для развития общества. В формировании общественного сознания значительное место занимают средства массовой информации. Преимущества развития современных информационных и коммуникационных технологий используются не только в благих целях: создаются благоприятные условия для манипулирования общественным сознанием. Монополия на средства массовой информации способствует внедрению в массовое сознание идей, ценностей, установок, отвечающих интересам контролирующих лиц.
Углубление неравенства возможностей между социальными, этническими, религиозными группами, сельским и городским населением, между населением различных территорий при достижении определенной (критической) отметки приводит к социальной напряженности и конфликтам и может перерасти в кризис. Например, этнические и религиозные конфликты перерастают в военные.
Культурное, этническое, религиозное многообразие, которое создает миграция, – не только ценность общественного развития, но и источник социальной напряженности и конфликтов. Экономическое, политическое и социальное неравенство между мигрантами и основным населением при повышенной миграции способствует возникновению конфликтов. Чрезмерное миграционное давление также вызывает разрушение отдельных этносов.

Снижение рождаемости, высокий рост смертности, в том числе лиц трудоспособного возраста, сокращение прироста населения, высокая младенческая и детская заболеваемость создают угрозу депопуляции. Угроза широкого распространения псевдокультурных знаний и ценностей способствует созданию фиктивного человеческого и социального капитала, который не поддается точному количественному измерению, но может сыграть «судьбоносную» роль в развитии (деградации) общества. Выражается в низком профессионализме, снижении значимости нравственных норм, создании культа ложных ценностей и т.д. Торговля наркотиками и распространение наркомании – одна из наиболее разрушительных угроз человеческому обществу. Духовная безопасность – это главная составляющая выше обозначенной общественной и культурной безопасности.

Духовная безопасность
Духовная безопасность как составляющая национальной – одна из актуальных проблем современного мирового сообщества. Особенно эта проблема актуальна для Украины и Российской Федерации после развала СССР.
Становится все более очевидным, что без возвращения к нашим духовным истокам, культурным и историческим традициям мы не решим стоящих перед страной проблем.
Невозможно постоянно бороться со следствиями, не затрагивая причин. Основная причина – утрата духовных ориентиров общества. Когда каждый сам за себя, когда важнее известность или сколько денег в твоем кармане, чем поиск и осуществление предназначения своей жизни, работа для блага ближних и своей Родины, когда новое поколение часто и не догадывается, что существует жизнь иная, чем показывается во второсортных западных и отечественных фильмах, – можем ли мы остановить маховик преступности, терроризма, наркомании, коррупции, социального разлада, кризиса семьи, внутренней опустошенности? Отсутствие внутренней опоры делает человека уязвимым, толкает на причинение зла всему окружающему.
Что в наших силах сделать в этом направлении? Надо создать условия, чтобы те, кто может и хочет помочь, были услышаны. Это зависит и от законодательной, и от исполнительной, и от судебной властей. Русская Православная Церковь и организации других традиционных конфессий готовы помочь. Хотя Православие обращается в первую очередь к конкретному человеку, заботясь о его спасении, Церковь играет огромную роль в обществе. Ее авторитет помогает выверить государственную политику, погасить амбиции противоборствующих сторон, заставляет помнить о слабых, поддерживает моральные законы, поднимает людей на общее дело. Так было всегда в истории России.
Надо использовать наработанный в рамках Церкви опыт, он поможет и в этот трудный момент. Она станет тем стержнем, который даст силу духа нашим воинам, «силовикам» для защиты страны как от внешних угроз, так и от внутренних болезней. Она станет тем барьером, который защитит нашу молодежь от чужой идеологии, разрушающей нравственные идеалы. Ведь страна – это не только национальные богатства, военная и экономическая мощь. Церковь может на общей основе примирить разделенные и враждебно настроенные друг к другу слои общества. Она может указать путь за пределы ставшей привычной борьбы за деньги и власть.
Тезис об отделении Церкви от государства должен пониматься как невмешательство государства в свободу вероисповедания граждан. Но он не означает, что нужно допускать вакуум в области духовности, потому что этот вакуум заполнится либо влиянием сект, либо циничным материализмом, направленным и против государства, и против его граждан. Что секты могут сильно повлиять на нашу жизнь – мы уже видели по террористическим акциям в разных концах страны. На основе же чистого материализма/ прагматизма, попирающего любые нравственные законы, строятся современные преступные сообщества, вовлекающие в свою сферу, к сожалению, значительную часть молодежи.
Долг государства – защитить наши традиционные духовные ценности. Запреты необходимы лишь в крайних случаях. Но государство обязано обеспечить, чтобы источники нашей духовности были доступны, чтобы каждый делал жизненный выбор с открытыми глазами. Должно быть доступно и соответствующее образование, и просвещение.
Необходимо принять меры правовой и финансовой поддержки воссоздания отечественных традиций воспитания государственно мыслящих людей.
Необходимо выделить часть времени государственных электронных СМИ для раскрытия духовного потенциала нашей страны, знакомства с нашей подлинной историей. Необходима поддержка журналистов и писателей, дающих позитивную перспективу молодежи.
Необходимо пересмотреть оценку ущерба (а соответственно, и ответственность) от действий, нарушающих наш нравственный, духовный уклад. Это относится и к непрерывной рекламе пива, в результате чего на улице подросток с бутылкой уже воспринимается, как норма, и к объемному показу «боевиков» и смакованию картин преступлений и катастроф по телевидению, из-за чего девальвируется сама ценность человеческой жизни. Жить бездумно, украсть и остаться безнаказанным, жить для себя, в эйфории опьянения, кто сильнее, тот и прав – этому учит большая часть пришедшей из-за границы масскультуры. Должны ли мы уступить ей место?
Необходимо усиление ответственности за преступления на национальной и религиозной почве. Мирное соседство народов и религий – наш капитал, доставшийся дорогой ценой. Необходима общая работа.
Настоящая серия учебных пособий, состоящая из семи книг, посвящена проблеме духовной безопасности, где последовательно раскрывается ее содержание и на примерах России?, Украины, Белоруссии показана пагубная деятельность деструктивных религиозных течений, неэффективность государственной политики в этой сфере.

(Ссылка ? В разных главах книг автором использованы фрагменты оригинального или отредактированного материала научно-методического пособия Архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна (Попов Сергей Леонидович), д. соц. н. Возьмителя Андрея Андреевича (Омск), к. ю. н. Хвыли-Олинтера Андрея Игоревича (Омск) «Духовная безопасность России» (актуальные теоретико-методологические и практические проблемы духовной безопасности). – Москва. 2005. – 109 с.)

Целенаправленно уточняется специфика духовности, состояния веры, религиозности, иных универсалий, категорий и понятий, связанных с духовной безопасностью. Основное внимание уделено православию, как крупнейшей культуро-созидательной и государственно-образующей религии славянских народов. Проблема духовной безопасности является одной из главнейших для человека, семьи, общественных институтов, государств, человечества и мира в целом. Во многих правовых документах, например, Российской Федерации однозначно раскрывается значимость духовной безопасности. Еще в 1996 году Государственная дума в своем обращении «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» предложила «считать религиозную безопасность российского общества важным приоритетом национальной безопасности наряду с военной, политической, экономической, экологической и социальной». Духовность – это основа практически всего, что имеет отношение к самореализации личности. Можно утверждать, что те или иные духовные установки явно или скрытно направляют любую деятельность каждого человека и всех социальных структур.

Духовная безопасность – это система отношений между субъектами общественной жизни, которая обеспечивает благоприятные условия для созидательной духовной жизни и здорового социально-нравственного развития. Феномен «духовная безопасность» является неотъемлемой частью национальной безопасности. Духовные ценности нередко выступают в качестве источников права и стратегических политических задач, а религиозные установки населения явно или скрытно влияют на политические процессы, культуру, правосознание, правопослушность, правопорядок, семейный уклад и статус человека.

Современная религиозная жизнь весьма многообразна. Однако в ней четко выделяются три созидательные традиционные религии: православие, ислам и буддизм. Особое место занимает иудаизм, а также несколько национальных созидательных религий малых народностей. Например, на территории России активно действует много религиозных культов, обычно называемых сектами. Велико зарубежное вмешательство в духовную и религиозную жизнь страны. Четко различаются созидательные и деструктивные религиозные течения.
В связи с таким разнообразием религиозных процессов значимыми для России стали:
• широкое и настойчивое просвещение населения в духовной и религиозной сфере;
• воспитание социальной (в том числе и бытовой) терпимости (толерантности) населения к иноверцам;
• налаживание конструктивного социального взаимодействия созидательных религий;
• целенаправленное развитие и укрепление государством, соответствующими структурами государственной власти и местного самоуправления всех созидательных форм проявления духовности и религиозности.

Первостепенной является проблема повышения эффективности прогнозирования, оценки, регулирования духовных и религиозных процессов на базе основополагающих правовых и нравственных принципов. В международном и российском законодательстве имеется достаточно много правовых норм, позволяющих уже сейчас решать эти проблемы. Однако реальная действенность их пока еще крайне мала. Это связано, прежде всего, с недостаточной подготовкой в этой сфере многих представителей властных структур и большей части населения нашей страны. Недостаточно определенно выражена и политика государства в это деликатной сфере. Кроме того, правовой механизм регулирования духовных процессов недоработан до необходимого для практики состояния: не хватает соответствующих специалистов, инструкций, методик, положений и т.п. в ведомствах и учреждениях. Особенно это касается правоохранительной, воспитательной и образовательной сфер.
Следует отметить, что при разработке мер по укреплению духовной безопасности зачастую наблюдается неоправданное опасение, что этим якобы будет нарушаться «свобода совести». На этом обычно спекулируют защитники вседозволенности в духовной сфере и всяческих деструктивных культов. Однако «свобода совести» есть специфическое внутреннее, интимное состояние любого человека, связанное с имманентной свободой его воли. Как таковое, оно находится вне сферы правового регулирования. А любая общественная деятельность, включая и осуществляемую по религиозным мотивам, обязательно подлежит тому или иному правовому регулированию, в том числе она может быть, при необходимости, ограничена и даже запрещена. На этом построено ныне действующее международное и российское законодательство.

Духовной безопасности наших народов представляют серьезную угрозу религиозные течения-секты под личиной которых действуют, как правило, международные мафиозные структуры с целью политической и финансовой власти, добиваясь полного контроля над сознанием человека и его поведением, используя для подчинения воли людей психологические и иные методы воздействия на подсознание. Вовлеченных в секты практически превращают в рабов, беспрекословно работающих на эти организации, подчиняющихся не законам государства, а приказам лидеров псевдорелигиозных организаций. Эти миссионерские организации, действуют через лобби на разных уровнях власти, часто имеют официальный статус, зарегистрированы как религиозные, общественные, спортивные организации.

Особую опасность представляет то, что сферой своих интересов является молодежь начиная от детских садов и школ, средних специальных заведений, училищ и заканчивая вузами, зачастую в качестве агитаторов используя педагогов. Это представляет реальную угрозу генофонду нации, так как под действием внутри сектантских структур, методик внушения молодежь уходит из семьи. Отказывается от гражданских и общественных обязанностей (служба в армии. учебы, работы), лишается личностного начала. Зачастую подобные методы воздействия на подсознание наносят серьезный ущерб психике, вызывая серьезные психические заболевания вплоть до суицидов (самоубийств), механизм лечения которых не разработан.

Особое внимание по разлажению личности и народа на уровне государственной политики западных держав уделяется России, Украине и Белоруссии. В Доктрине Аллена Даллеса, директора ЦРУ США, прямо говорилось: «Мы бросим всё, что имеем, всё золото, всю материальную мощь и ресурсы на оболванивание и одурачивание людей. Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые. …Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного угасания его самосознания. Мы будем всячески поддерживать и поднимать … вдалбливать в сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности… Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх… и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русском народу – всё это мы будем ловко и незаметно культивировать…. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением… Мы будем драться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать её...»

Религиозно-сектантский экспорт США в Россию (равно как и в иные европейские страны), сопровождаемый жесточайшим политико-экономическим и дипломатическим давлением на российское руководство, включая всевозможные угрозы России, уже достиг откровенно неприличного уровня и не лезет, как говорят в народе, ни в какие ворота. США просто в наглую силой навязывают другим суверенным государствам произведенные и специально взращенные на ее территории секты – “Церковь саентологии”, “Свидетели Иеговы”, “Церковь Иисуса Христа святых последних дней” (мормоны), секта Чинмоя, американский эрзац индуизма “Международное общество Сознания Кришны”, “Церковь Объединения” ныне живущего в США корейца Муна. Оттуда же поощряется и поддерживается человеконенавистническая секта “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”.

Особую опасность представляют те секты, которые создают свои колонии, строят свои поселения, где рождаются и воспитываются дети в идеологии рабства. Так создаются государства в государстве. Проблема духовной безопасности является одной из главнейших для человека, семьи, общественных институтов, государств, человечества и мира в целом. Духовность – это основа практически всего, что имеет отношение к самореализации личности. Можно утверждать, что те или иные духовные установки явно или скрытно направляют любую деятельность каждого человека и всех социальных структур.

В конечном итоге воздействие на «свободу совести» связано лишь с информированностью и компетенцией человека, выбирающего себе ту или иную веру. Духовное же насилие всегда предполагает тот или иной обман. Из-за этого деструктивные культы стремятся утаивать свои подлинные негативные особенности, спекулировать на привлекательных лозунгах и показных благотворительных мероприятиях или, наоборот, применять сложную экзотическую терминологию (так называемый «новояз») и намекать на некие тайны и сверхвозможности высших уровней посвящения. И, собственно, поэтому особое значение приобретают духовное и религиозное просвещение и образование, а также объективное, полное, удобопонятное политологическое описание и классификация вероучений; и хотя в этом направлении в последние годы наметились определенные положительные тенденции, следует признать, что животрепещущих проблем, для которых пока не найдено эффективных решений, остается весьма много.

Серия учебных пособий, состоящая из семи частей, под общим названием «Духовная безопасность» – это одна из книг общей серии «Международная и национальная безопасность». Она призвана повысить уровень компетентности наших граждан в вопросах духовной безопасности, содействовать восстановлению веры и образа жизни предков, очищении нашей земли от тоталитарного сектанства, способствовать пропаганде и популяризации духовного развития человека.
Желаю Вам счастья, здоровья, успехов в работе, новых идей и достижений в решении личных проблем, связанных с реализацией прав по духовному совершенстваванию.

С уважением,
Автор

• • • • •

Прикрепленный файлРазмер
db-dn1.pdf838.02 кб

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»