Зеркалов Д.В. Основа духовной безопасности : хрестоматия К.: Науковий світ, 2008. – 185 с. – (духовная безопасность : в 7 кн.

К оглавлению
З-57 Зеркалов Д.В. Основа духовной безопасности : хрестоматия К.: Науковий світ, 2008. – 185 с. – (духовная безопасность : в 7 кн. ; кн. 2).

Р е ц е н з е н т ы: А.Н. Семашко – заведующий кафедрой „Социология„
Государственной академии руководящих кадров, культуры и искуств, доктор философских наук, проф.; В.П. Матейчик – декан, заведующий кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности НТУ, доктор технических наук, профессор; Коляденко Н.В. – доцент Национального медицинского университета им. Богомольца, канд. мед. наук; Л.А. Алиева – доцент кафедры общественных наук Государственной академии руководящих кадров, культуры и искуства, канд. истор. наук.

Посвящается светлой памяти профессора
Александра Николаевича Семашко

ISBN 978-966-675-557-8

В серии книг по духовной безопасности систематизарованы работы православных публицистов и просветителей, церковно-общественных деятелей, служителей Церкви. Представлены высказывания, доклады, комментарии, рекоменда-ции самых информированных и авторитетных специалистов по обозначенной теме: Святейшего Патриарха, митрополитов, архиепископов, епископов, ученых, писателей, президентов, педагогов и преподавателей, министров, депутатов. Пособие отражает современное состояние духовной безопасности России, Украины, Белоруссии и всего мирового сообщества, содержит лучшее, что достигнуто мировой культурой в этой сфере.
Настоящее пособие посвящено гуманитарному образованию и воспитанию личности на разных этапах ее развития.
Для преподавателей и студентов учебных заведений, органов исполнительной власти, специалистов, работающих в сфере национальной безопасности. Полезна также руководителям предприятий и слушателям соответствующих курсов повышения квалификации, широкому кругу читателей.

СОДЕРЖАНИЕ

От автора. Поиски и пути решения проблем духовной безопасности

Основа духовной безопасности
1. Стратегия духовной безопасности
2. Объект, предмет и система духовной безопасности
3. Традиционный, социологический и политологический подходы к определению духовной безопасности
4. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности
5. Государство, религия и безопасность
6. Образование и духовность
7. Воспитание и зрение сердцем
8. Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста
9. Воспитание у школьников бережного отношения к природе и обществу
10. О преподавании общественных дисциплин в школе
11. Прикладная культурология на службе развития личности
12. Педагогика со свечой
13. Вклад Русской Православной Церкви в духовную безопасность страны
14. Основополагающая роль образования
15. Смысл бытия и философии образования русского народа
16. Религиозное образование за рубежом
17. Православное и теологическое образование в России
18. Развитие теологического образования
19. Специфика православной педагогики
20. Уроки нравственного богословия
21. Духовное образование и духовное воспитание
22. Духовное образование и вопросы духовной безопасности
23. Современность и духовно-нравственное развитие личности
24. Молитвенный щит православного христианина
25. Тупики либерального сознания
26. «Невинные рисунки» на теле
27. Самоубийство – тяжкий грех
28. Спаси и сохрани
29. Аборт и духовная безопасность
30. Роль религиозных лидеров в укреплении международной безопасности
31. Духовная прелесть

Книга 1. «ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ»
Книга 2. «ОСНОВА ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Книга 3. «ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ»
Книга 4. «РЕЛИГИОЗНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ УКРАИНЫ»
Книга 5. «ОПАСНОСТЬ СЕКТАНСТВА»
Книга 6. «БОРЬБА С СЕКТАНСТВОМ»
Книга 7. «ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ»

ОТ АВТОРА

ПОИСКИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
ПРОБЛЕМ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Уважаемые соотечественники, коллеги!

Духовная безопасность – одна из актуальных проблем нашего времени, одна из главнейших для человека, семьи, общественных институтов, государств, человечества и мира в целом. Эта проблема тес-но связана с Церковью, деятельностью религиозных организаций. Безопасность в этой сфере является важным приоритетом нацио-нальной безопасности наряду с военной, политической, экономической, экологической и социальной. Духовность – это основа практически всего, что имеет отношение к самореализации личности. Духовные установки явно или скрытно направляют любую деятельность каждого человека и всех социальных структур. Духовная безопасность – это система отношений между субъектами общественной жизни, которая обеспечивает благоприятные ус-ловия для созидательной духовной жизни и здорового социально-нравственного развития. Феномен «духовная безопасность» является неотъемлемой частью национальной безопасности. Духовные ценности нередко выступают в качестве источников права и стратегических политических задач, а религиозные установки населения явно или скрытно влияют на политические процессы, культуру, правосознание, правопослушность, правопорядок, семейный уклад и статус человека.

Главная составляющая духовной безопасности – религиозная. Современная религиозная жизнь весьма многообразна. Однако в ней четко выделяются три созидательные традиционные религии: православие, ислам и буддизм. Особое место занимает иудаизм, а также несколько национальных созидательных религий малых народностей. На территории государств активно действует много религиозных культов, обычно называемых сектами. Велико зарубежное вмешательство в духовную и религиозную жизнь разных стран. Четко различаются созидательные и деструктивные религиозные течения.
В связи с таким разнообразием религиозных процессов значимыми стали:
• широкое и настойчивое просвещение населения в духовной и религиозной сфере;
• воспитание социальной (в том числе и бытовой) терпимости (толерантности) населения к иноверцам;
• налаживание конструктивного социального взаимодействия созидательных религий;
• целенаправленное развитие и укрепление государством, соответствующими структурами государственной власти и местного самоуправления всех созидательных форм проявления духовности и религиозности.

Первостепенной является проблема повышения эффективности прогнозирования, оценки, регулирования духовных и религиозных процессов на базе основополагающих правовых и нравственных принципов. В международном и национальном законодательстве имеется достаточно много правовых норм, позволяющих уже сейчас решать эти проблемы. Однако реальная действенность их пока еще крайне мала. Это связано, прежде всего, с недостаточной подготовкой в этой сфере многих представителей властных структур и большей части населения стран. Недостаточно определенно выражена и политика государства в этой деликатной сфере. Правовой механизм регулирования духовных процессов недоработан до необходимого для практики состояния: не хватает соответствующих специалистов, инструкций, методик, положений и т.п. в ведомствах и учреждениях. Особенно это касается правоохранительной, воспитательной и образовательной сфер.
При разработке мер по укреплению духовной безопасности зачастую наблюдается неоправданное опасение, что этим якобы будет нарушаться «свобода совести». На этом обычно спекулируют защитники вседозволенности в духовной сфере и всяческих деструктивных культов. Однако «свобода совести» есть специфическое внутреннее, интимное состояние любого человека, связанное с имманентной свободой его воли. Как таковое, оно находится вне сферы правового регулирования.
А любая общественная деятельность, включая и осуществляемую по религиозным мотивам, обязательно подлежит тому или иному правовому регулированию, в том числе она может быть, при необходимости, ограничена и даже запрещена. На этом построено ныне действующее международное и национальное законодательство.

В конечном итоге воздействие на «свободу совести» связано лишь с информированностью и компетенцией человека, выбирающего себе ту или иную веру. Духовное же насилие всегда предполагает тот или иной обман. Из-за этого деструктивные культы стремятся утаивать свои подлинные негативные особенности, спекулировать на привлекательных лозунгах и показных благотворительных мероприятиях или, наоборот, применять сложную экзотическую терминологию (так называемый «новояз») и намекать на некие тайны и сверхвозможности высших уровней посвещения. И, собственно, поэтому особое значение приобретают духовное и религиозное просвещение и образование, а также объективное, полное, удобопонятное политологиче-ское описание и классификация вероучений; и хотя в этом направлении в последние годы наметились определенные положительные тенденции, следует признать, что животрепещущих проблем, для ко-торых пока не найдено эффективных решений, остается весьма много.Совершенно очевидно, что без возвращения к духовным истокам, культурным и историческим традициям славянских народов не решить стоящих перед странами проблем.

Невозможно постоянно бороться со следствиями, не затрагивая причин. Основная причина – утрата духовных ориентиров общества. Когда каждый сам за себя, когда важнее известность или сколько денег в твоем кармане, чем поиск и осуществление предназначения своей жизни, работа для блага ближних и своей Родины, когда новое поколение часто и не догадывается, что существует жизнь иная, чем показывается во второсортных западных и отечественных фильмах, – можем ли мы остановить маховик преступности, терроризма, наркомании, коррупции, социального разлада, кризиса семьи, внутренней опустошенности? Отсутствие внутренней опоры делает чело-века уязвимым, толкает на причинение зла всему окружающему. Что в наших силах сделать в этом направлении? Надо создать условия, чтобы те, кто может и хочет помочь, были услышаны. Надо использовать наработанный в рамках Церкви опыт, он поможет и в этот трудный момент.

Православная Церковь и организации других традиционных конфессий всегда готовы помочь в этом важном деле. Хотя Право-славие обращается в первую очередь к конкретному человеку, забо-тясь о его спасении, Церковь играет огромную роль в обществе. Ее авторитет помогает выверить государственную политику, погасить амбиции противоборствующих сторон, заставляет помнить о слабых, поддерживает моральные законы, поднимает людей на общее дело. Так было всегда.
Церковь может на общей основе примирить разделенные и вра-ждебно настроенные друг к другу слои общества. Она может указать путь за пределы ставшей привычной борьбы за деньги и власть.
Тезис об отделении Церкви от государства должен пониматься как невмешательство государства в свободу вероисповедания граждан. Но он не означает, что нужно допускать вакуум в области ду-ховности, потому что этот вакуум заполнится либо влиянием сект, либо циничным материализмом, направленным и против государст-ва, и против его граждан. То, что секты могут сильно повлиять на нашу жизнь – мы уже видели по террористическим акциям в раз-ных концах земного шара. На основе же чистого материализма/прагматизма, попирающего любые нравственные законы, строятся современные преступные сообщества, вовлекающие в свою сферу, к сожалению, значительную часть молодежи.

Долг государства – защитить традиционные духовные ценности своих граждан. Запреты необходимы лишь в крайних случаях. Но государство обязано обеспечить, чтобы источники духовности личности были доступны, чтобы каждый делал жизненный выбор с открытыми глазами. Должно быть доступно и соответствующее образование, и просвещение. Необходимо принимать меры правовой и финансовой поддержки воссоздания отечественных традиций воспитания государственно мыслящих людей. Необходимо выделять часть времени государственных электронных СМИ для раскрытия духовного потенциала страны, знакомства с ее подлинной историей. Необходима поддержка журналистов и писателей, дающих позитивную перспективу молодежи. Необходимо пересмотреть оценку ущерба (а соответственно, и ответственность) от действий, нарушающих нравственный, духовный уклад общества. Это относится и к непрерывной рекламе пива, в результате чего на улице подросток с бутылкой уже воспринимается, как норма, и к объемному показу «боевиков» и смакованию картин преступлений и катастроф по телевидению, из-за чего девальвируется сама ценность человеческой жизни. Жить бездумно, украсть и остаться безнаказанным, жить для себя, в эйфории опьянения, кто сильнее, тот и прав – этому учит большая часть пришедшей из-за границы масскультуры. Необходимо усиление ответственности (и ее неотвратимость в судебной практике) за преступления на национальной и религиозной почве. Мирное соседство народов и религий – это капитал, доставшийся дорогой ценой. Необходима общая работа. У каждого государства свой духовный путь. Долг каждого из нас – продолжить его.

Настоящая книга адресована широкому кругу читателей, но прежде всего специалистам органов государственной власти и местного самоуправления, научным работникам, экспертам, преподавателям и студентам учебных заведений. Она призвана совершенствовать представление человека о смысле жизни, способствовать его духовному развитию и правильному пониманию происходящих в экономической и политической жизни страны событий, повышать компетентность граждан во всех сферах их деятельности.

Желаю Вам счастья, здоровья, успехов в работе, новых идей и достижений в решении своих личных проблем, связанных с полно-ценным питанием.

С уважением,
Автор

• • • • •

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»