Международные перевозки грузов. Учебное пособие. К.: Основа, 2009. – 526 с.

К списку книг  Р е ц е н з е н т ы: Коба В.Г. – Заслуженный деятель науки и техники, проф., заведующий кафедрой „Экономика и менеджмент”, декан факультета „Экономика транспорта”, Киевская государственная академия водного транспорта. Яцкивский Л.Ю. – проф., заведующий кафедрой „Транспортные системы и маркетинг”, Национальный транспортный университет; Кулаев Ю.Ф. – проф., Национальный авиационный университет. Рекомендовано Киевской государственной академией водного транспорта как учебное пособие для студентов направления „Транспортные технологии” высших учебных заведений 
Зеркалов Д.В., Тимощук Е.Н. Международные перевозки грузов.2,5 Мб pdf

Учебное пособие. К.: Основа, 2009. – 526 с. Обобщен международный и отечественный опыт перевозок, а также транспортно-экспедиторского обслуживания внешнеторговых грузов. Рассмотрены правовая основа и организация международных перевозок, экспедитор-ское и стивидорное обслуживание экспортно-импортных и транзитных грузов. Уделено внимание транспортно-правовым вопросам внешнеторговых контрактов, обеспечению сохранности грузов, их охраны, страхованию и экспертизы повреждения. Для студентов высших учебных заведений соответствующего профиля, практических работников предприятий и организаций разных форм собственности, органов исполнительной власти, специалистов транспортного права, всех участников внешнеэкономической деятельности, а также страховых ком-паний, таможенных и налоговых органов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение

Раздел 1. ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
1.1. Конвенции и соглашения по международной торговле
1.2. Транспортные конвенции и соглашения о международных перевозках грузов
1.3. Особенности правового регулирования международных перевозок грузов
1.4. Международные соглашения и конвенции ЕЭК ООН в области транспорта
1.5. Международные правила, относящиеся к документу на смешанную перевозку
1.6. Правовое регулирование международных автомобильных перевозок грузов
1.7. Международный коммерческий арбитражный суд и исполнение арбитражных решений по спорам с зарубежными партнерами
1.8. Правовое регулирование ответственности перевозчика
1.9. Основне международные организации в области транспорта, электрической и почтовой святи, в деятельности которых принимают участие страны СНГ
Вопросы для самоконтроля
Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
2.1. Внешнеторговые перевозки грузов морским транспортом Общие положения Международное линейное судоходство Тарифы на перевозку грузов в линейном судоходстве Агентское обслуживание в линейном судоходстве Формы организации грузов в линейном судоходстве
2.2. Международное трамповое судоходство Общая характеристика Фрахтовый рынок и фрахтовые ставки Фрахтование судов в трамповом судоходстве Нове формы организации международных перевозок грузив
2.3. Международные транспортные операций
2.4. Транспортные условия в международных договорах купли-продажи товаров при морских перевозках
2.5. Договоры и документы, необходимые для исполнения договора купли-продажи
2.6. Базисные условия поставки в международных договорах купли-продажи
2.7. Основные положения ИНКОТЕРМС 2000 Общие положения Особенности ИНКОТЕРМС и конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров
2.8. Особенности применения ИНКОТЕРМС при заключении внешнеторгового контракта
2.9. Организация смешанных перевозок Договор на смешанную перевозку Ответственность за утрату, повреждение или задержку в доставке груза Методы совершенствования перевозочных процессов 2.10. Конкуренция между видами транспорта в смешанных перевозках. Конкуренция между автомобильным и железнодорожнымтранспортом Конкуренция между речным и наземными видами транспорта Усиление конкурентоспособности авиационногот ранспорта в смешанных перевозах грузов Регулирование конкуренции между различными видами транспорта
2.11. Участники смешанных перевозок Оператор смешанного транспорта Оператор общего распределения Деятельность операторов смешанных перевозок
2.12. Основные транспортные системы смешанных перевозок грузов Пакетные перевозки грузов Контейнерные перевозки грузов Трейлерная перевозка грузов Фрейджерная перевозка грузов Фидерная перевозка грузов
2.13. Системы мировых транспортных коммуникаций Перевозки грузов с использованием «сухопутных мостов» Международные транспортные коридоры
2.14. Особенности контрактов международной перевозки грузов
2.15. Качества транспортного обслуживания Показатели качества транспортного обслуживания Виды деятельности, влияющие на качество перевозок…
2.16. Технико-экономические особенности перевозок грузов видами транспорта Железнодорожный транспорт Автомобильный транспорт Морской транспорт Речной транспорт Авиационный транспорт Трубопроводный транспорт
2.17. Показатели транспортной обеспеченности
2.18. Эффективность перевалки экспортных грузов Вопросы для самоконтроля
Раздел 3. ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЕ И СТИВИДОРНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
3.1. Законодательство о транспортно-экспедиторской деятельности Международное законодательство Законодательство России Законодательство Украины
3.2. Особенности правового регулирования ответственности экспедитора в законодательстве Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины
3.3. Организация транспортно-экспедиторского обслуживания внешнеторговых операций Общие положения Комплекс услуг транспортно-экспедиторских компаний Договор транспортной экспедиции и экспедиторское поручение Експедитор смешанной транспортировки грузов Транспортно-экспедиторские и агентские фирмы и ассоциации Прогрессивные изменения в транспортно-экспедиторском обслуживании 3.4. Организация стивидорного обслуживания 3.5. Международная федерация экспедиторских организаций FIATA 3.6. Документы и формы FIATA Общие положения FIATA FCR — Сертификат экспедитора о получении груза FIATA FCT — Сертификат экспедитора о транспортировке груза FWR — Складское свидетельство FIATA FIATA SDT — Декларация грузоотправителя на перевозку опасных грузов FFI — Экспедиторские инструкции FIATA FIATA FCR — экспедиторский сертификат (расписка) получения груза 3.7. Пользование документами и формами FIATA 3.8. Договор транспортной экспедиции 3.9. Общие условия транспортной экспедиции 3.10. Особенности оформления внешнеэкономических контрактов Вопросы для самоконтроля
Раздел 4. СТРАХОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
4.1. Правовая основа страхования международных перевозок грузив Международные морские перевозки Международные авиационные перевозки Международные железнодорожные сообщения Международные автомобильные перевозки 4.2. Особенности страхования международных перевозок грузов Оговорки Института лондонских страховщиков о страховании грузов Условия страхования грузов Особые условия договора страхования Общие ограничения Дополнительные ограничения Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая Отказ в уплате страхового возмещения 4.3. Тарифы страховых премий, применяемые при транспортном страховании генеральных и массовых грузов 4.4. Действие страхователя при наступлении страхового случая 4.5. Аварийные комиссары в страховой работе 4.6. Обычаи и практика страхования груза 4.7. Договор о страховании (Полис) 4.8. Правила страхования грузов 4.9. Условия страхования грузов 4.10. Страхование ответственности при экспедировании и перевозках грузов 4.11. Страхование ответственности сторон при выполнении международных перевозок 4.12. Страхование ответственности перевозчика при международных перевозках грузов с использованием книжек (МДП TIR карнетов) 4.13. Особенности страхования контейнеров 4.14. Порядок подачи и урегулирования претензий при страховании ответственности международного перевозчика в “ТТ Club” 4.15. Ассоциация взаимного страхования (“ТТ Club”) Вопросы для самоконтроля
Раздел 5. ЭКСПЕРТИЗА ПОВРЕЖДЕННОГО ГРУЗА
5.1. Участники случая ущерба
5.2. Аварийное комиссарство
5.3. Функции аварийного комиссара
5.4. Оплата услуг аварийного комиссара
5.5. Особые случаи использования услуг аварийных комиссаров 5.6. Сюрвейер и обследование объекта
5.7. Документы официальной претензии по грузу Транспортные документы Счет-фактура, инвойс, упаковочный лист, сертификат, спецификация Грузовая таможенная декларация Протест к перевозчику и уведомление грузоотправителя о повреждении груза Коммерческий акт и акт экспертизы Страховой полис Вопросы для самоконтроля
Приложения
1. Классификатор стран мира и территорий
2. Cтандартные условия (1992), регулирущие Мультимодальный транспортный коносамент FIATA (FBL)
3. Мировое производство автомобилей по основным фирмам-производителям
4. Грузооборот крупнейших морских портов мира
5. Kрупнейшие морские порты мира по переработке контейнеров
6. Крупнейшие аэропорты мира по грузообороту
7. Термины международных перевозок 8. Стандартная форма отче та сюрвейера (по грузу)

ВВЕДЕНИЕ
Основа главных тенденций современности – глобализации и интеграции – это более динамичное перемещение людей и товаров, возрастающая доступность стран и рынков, другими словами – растущее движение без границ. Быстрые темпы экономического развития стран в совокупности с интеграционным процессом в Европе ведут к интенсификации международных связей, увеличению объемов торговли и мощности грузопотоков, что содействует развитию транспортной отрасли. Важное место в процессе реализации торговых соглашений отводится транспортному обеспечению. Неудовлетворительная организация транспортного обеспечения может привести к отрицательным последствиям при реализации торгового соглашения, а неправильный выбор транспорта, маршрута следования, упаковки и перевозчика — к потере товара или его потребительских качеств. Следствием неквалифицированной организации транспортного обеспечения определенного контракта является падение имиджа отдельной фирмы. Совокупность фактов низкого уровня организации доставки товаров вызовает сомнения международного сообщества в целесообразности пользования услугами перевозчиков этой страны со всеми вытекающими отсюда последствиями — падением поступлений в бюджет.
Таким образом транспортное обеспечение внешней торговли – международные перевозки товаров? и грузов – важнейшая составная часть внешнеэкономической деятельности. Это сложный многоступенчатый процесс, обычно осуществляемый разными видами транспорта (смешанные сообщения) и требующий согласованных действий всех участников. Внешнеторговые сделки начинаются и завершаются транспортными операциями, затраты на которые включаются в цену товара ? «Товар» – термин для продавца и покупателя, «груз» – понятие перевозчика товара. Товар, погруженный на транспортное средство, становится грузом для всех участников его перевозки.. Правительствами всех стран ведется активная работа по интеграции и гармонизации транспортных систем и рынков транспортных услуг. Состояние и развитие транспорта всегда имело исключительное значение, определяло уровень и динамику развития страны в целом, и отдельных ее регионов. В ходе реализации задач по совершенствованию внешнеэкономической деятельности возрастают грузо¬потоки через границы Украины. Устойчивое и эффективное развитие международных перевозок – это залог не только стабильности экономики любого государства, но и важное условие повышения уровня жизни населения страны. Интегрирование Украины в европейскую транспортную систему требует соответствия международным стандартам технической, правовой, технологической, организационной, экономической и информационной базы. Успех работы национальных транспортных предприятий в интегрированной транспортной системе зависит от их конкурентоспособности, которая, при прочих равных условиях, определяется уровнем подготовленности кадров. Уровень развития транспортной системы государства — один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом для эффективного вхождения государства в мировое сообщество и занятия в нем места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.
Объективные условия трансформационных процессов в развитии государства обусловливают ее направленность на вхождение в мировую экономическую систему и прежде всего — на экономическую интеграцию с ведущими западноевропейскими государствами. Этот процесс, безусловно, приведет к росту товарообменных операций между сотрудничающими странами. Одной из определяющих систем, обеспечивающих грузовые и пассажирские перевозки является транспортная система, к которой предъявляются высокие требования в отношении качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранности грузов и безопасности перевозки, сроков и стоимости доставки. В соответствии с этим состояние транспортных коммуникаций государства должно отвечать требованиям европейской интеграции. Важнейшим показателем интегрирования транспортной системы является рациональное использование существующих транспортных сетей, реализация преимуществ их географического расположения и коммуникационной способности, обеспечивающей кратчайший путь европейским странам с Восточным и Азийским континентами. Важным требованием потребителя транспортных услуг является своевременная и качественная доставка груза. Выполнить заданные условия представляется возможным с применением логистики, т. е. управляющего алгоритма, который с помощью различных экономико-математических методов позволяет оптимизировать работу отдельных элементов транспортного процесса и объединить эти элементы в единую систему. Недостаточное развитие логистических прогрессивных транспортно-технологических систем перевозок приводит к увеличению транспортных расходов и потере рынка. При решении этих серьезных задач возникает необходимость повышения точности планирования, анализа и экономической оценки работы как крупных, так и отдельных транспортных систем. Только на основе точных расчетов и анализа возможна разработка рациональных ресурсосберегающих схем перевозки грузов.
Правильное экономическое решение является залогом успешного развития транспортного предприятия и получения им стабильной прибыли. При организации доставки грузов отправители, посредники, экспедиторы, перевозчики, таможенники, страхователи и представители других организаций вступают в сложные взаимоотношения, которые определяются международными и национальными правовыми нормами, конъюнктурными процессами на товарных и транспортных рынках, экономико-политическими и социальными факторами. В таких непостоянных условиях, при высоком уровне конкурентной борьбы на рынке транспортных услуг, важное место занимает поиск рациональных путей транспортного обслуживания, обоснования транспортно-технологических схем доставки грузов, внедрения прогрессивных форм и методов организации процесса перевозок, усовершенствования действующих и разработка перспективных транспортных технологий. Решения этих сложных задач требует постоянного изучения вопросов обеспечения процесса доставки грузов и возлагается на персонал транспортных фирм. В зависимости от используемого вида транспорта в прямом международном сообщении различают морские, речные, авиационные, железнодорожные и автомобильные перевозки. В случаях, когда при международной перевозке грузов последовательно используются два или более видов транспорта, имеют место смешанные (комбинированные) перевозки. Если такая перевозка оформлена одним (сквозным) транспортным документом, она называется прямой смешанной.
Международные перевозки обслуживаются национальными перевозчиками различных стран, использующими для этого свой подвижной состав (морские, речные и воздушные суда, вагоны, автомобили), а также транспортные сети (морские, железнодорожные, автомобильные, речные, авиационные) и транспортные узлы (морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные станции и автостанции, грузовые терминалы и комплексы), относящиеся к транспортным системам отдельных стран. При международных перевозках, как правило — смешанных, неизбежно происходит увеличение числа перевалочных пунктов, усложняется организация их правового и страхового обеспечения. При этом используются различные системы взаимодействия транспортных средств, что усложняет контроль над продвижением грузов от отправителя до получателя. Контроль над грузами на всем пути их следования требует от транспортных компаний и фирм наличия громоздкой системы перекрестной ответственности, которая позволяет урегулировать претензии и иски в случае их несохранности, гибели или повреждения. В соответствии с транспортными условиями договора купли-продажи товара продавец и покупатель должны заключить договор перевозки и страхования самостоятельно или через третьих лиц (посредников), оплатить расходы по доставке груза перевозчику; комиссионные вознаграждения посредникам. Все эти вопросы по разным видам транспорта регламентированы большим числом соответствующих конвенций и другими международными и национальными правовыми документами, основные положения которых рассмотрены в книге
В международной торговле используются различные типы базисных условий поставки товаров, которые определяют основные права и обязанности сторон договора купли-продажи при транспортировке, упаковке, маркировке товаров, по их страхованию, оформлению коммерческой документации, а также устанавливают место и время перехода права собственности на товар с продавца на покупателя и риска его гибели или порчи. Их применение упрощает составление и согласование договоров, помогает найти равноправные способы разрешения разно¬гласий. Международная торговая палата правил толкования базисных условий поставки товаров в договорах купли-продажи ввела в действие их новую редакцию «Инкотермс 2000», в соответствии с которыми в учебнике проанализирована международная купля-продажа товаров. Надежный контроль над грузами при перевозках обеспечивается широким применением средств вычислительной техники, уровнем транспортно-экспедиторского обслуживания, а также существующими международными транспортными коммуникациями. Контроль и ответственность за доставку грузов «от двери до двери» ложатся, как правило, на генерального перевозчика — оператора смешанного транспорта. Общепризнанной гарантией обязательств перевозчика перед клиентами по договору перевозки является страхование от¬ветственности при экспедировании и перевозках грузов. Поэтому в книге описаны нор¬мы международного права, регламентирующие ответственность перевозчика, где рассмотрены международные транспортные кон¬венции, регулирующие такую ответственность, а также вопросы страхование международных перевозок грузов; ответственность перевозчика за грузы, перевозимые в контейнерах; страхование контейнеров; страхование ответственности перевозчика при международных перевозках грузов с использованием книжек МДП; страховые документы при аккредитивных фор¬мах расчетов в международной торговле. Рассмотрены также нормы украинского законодательства, регулирующие ответственность при перевозках грузов и их страховании. Значительное внимание уделено вопросам проведения экспертизы поврежденного груза и выяснению связанных с этим обстоятельств, где особое внимание уделено документам, прилагаемым к официальной претензии по грузу, и основным положениям их составления. Освоение украинскими перевозчиками международных транспортных рынков Европы и Азии, отсутствие информации об особенностях перевозок в различных странах и регионах вызывают потребность в соответствующей учебной и справочной литературе. В настоящем учебнике автором систематизирован и обобщен мировой опыт по транспортному обеспечению внешнеторговой деятельности — международным перевозкам грузов: приведены основные положения регламентирующих нормативно-правовых документов, рассмотрена практика применения ряда норм международного права отечественными и зарубежными перевозчиками, даны рекомендации по основополагающим организационным вопросам с учетом современных требований к знаниям и умениям специалистов. Использование нормативно-правовых, информационных и методических материалов, приведенных в учебнике, поможет специалистам соответствующего профиля в организации международных грузовых перевозок.
• • • • •
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Бочарников В.П., Свешников С.В. Основы моделирования и решения экспертно-аналитических задач.-К.:Эльга-Ника центр, 2002.-296с.
2.Галабурда В.Г. Единая транспортная система / В.Г. Галабурда, В.А.Персианов, А.А. Тимошин, С.В. Милославская, Н.А. Тро-ицкая. – М.:Транспорт, 2001. – 303с.
3.Довідник експедитора. У двох книгах. Книга перша/ За редакцією Д.В.Зеркалова. – К.: Основа, 2002. – 624 с.
4. Довідник експедитора. У двох книгах. Книга друга/ За редакцією Д.В.Зеркалова. – К.: Основа, 2003. – 528 с.
5. Зеркалов Д.В. Международные автомобильные перевозки. В четырех книгах. Справочник.– К.: Основа, 2005.– Кн. 1. Правовая основа. – 396 с.
6. Зеркалов Д.В. Транспорта система України. Довідник. – К.: Основа, 2008. – 620 с.
7. Зеркалов Д.В. Транспорт України: Довідник. У двох книгах. Кн. 1. – К.: Основа, 2002. – 462 с.
8. Зеркалов Д.В. Транспорт України: Довідник. У двох книгах. Кн. 2. – К.: Основа, 2003. – 564 с.
9. Зеркалов Д.В. Довідник залізничника. У восьми книгах. Книга п’ята Економіка. – К.: Основа, 2006. – 616 с.
10. Зеркалов Д.В. Довідник залізничника. У восьми книгах. Книга шоста: Станції. – К.: Основа, 2007. – 632 с.
11. Зеркалов Д.В., Зайончковський І.В., Пероганич Ю.Й., Павленко О.Є., Шамрай Д.О., Яновський В.П. Довідник залізничника: У восьми книгах. Книга перша: Перевезення вантажів/ За редакцією Д.В. Зеркалова. – К.: Основа, 2004. – 552 с.
12. Зеркалов Д.В. Международное торговое право. Справочник. К.: Дакор, КНТ, 2006. – 628 с. (Серия: Внешнеэкономическая дея-тельность).
13. Зеркалов Д.В. Торговельне право України. Довідник. К.: Да-кор, КНТ, 2007. – 336 с. (Серия: Зовнішньоекономічна діяльність).
14. Зеркалов Д.В. Международные расчеты. Условия поставки товара. Справочник. К.: Дакор, КНТ, 2007. – 432 с. (Серия: Внеш-неэкономическая деятельность).
15. Зеркалов Д.В., Коба В.Г., Кушнірчук В.Г., Петров В.І. Порти України. Перевезення вантажів. Навчальний посібник. – К.: Осно-ва, 2003. – 624 с.
16. Зеркалов Д.В., Коцюк О.Я. Нормативно-правова основа вантажних перевезень. – К.: Науковий світ, 2001. 64 с.
17. Зеркалов Д.В. Международные перевозки. Терминология. – К.: Основа, 2004. – 512 с.
18. Зеркалов Д.В., Доманський В.А., Транспортне страхування. Довідник/ За редакцією Д.В. Зеркалова. – К.: Основа, 2004.–568 с.
19. Зеркалов Д.В. Митний контроль на транспорті. Довідник. – К.: Основа, 2004. – 392 с.
20. Зеркалов Д.В., Зайончковский І.В., Пероганич Ю.Й., Павле-нко О.Є., Шамрай Д.О., Яновський В.П. Довідник залізничника: Перевезення вантажів/За редакцією Д.В. Зеркалова. – К.: Основа, 2004. – 552 с.
21. Зеркалов Д.В. Безопасность международной торговли. Спра-вочник. – К.: Дакор, КНТ, 2007. – 456 с. (Серия: Внешеэкономи-ческая деятельность).
22. Зеркалов Д.В. Транспортное обеспечение международной торговли. Справочник. – К.: Дакор, КНТ, 2007. – 532 с. (Серия: Внешеэкономическая деятельность).
23. Зеркалов Д.В. Организация международных автомобильных перевозок. Справочник. – К.: Дакор, КНТ, 2007. – 406 с. (Серия: Внешеэкономическая деятельность).
24. Зеркалов Д.В. Инкотермс. Пособие. – К.: Дакор, КНТ, Ос-нова, 2007. – 128 с. Серия «Внешнеєкономическая деятельность».
25. Куренков П.В., Котляренко А.Ф. Внешнеторговые перевозки в смешанном сообщении. Экономика. Логистика. Управление. –Саратов: СамГАСП, 2002. – 636 с.
26. Левковець П.Р., Зеркалов Д.В., Мельниченко О.І., Казачен-ко О.Г. Управління автомобільним транспортом. Навчальний посібник. За редакцією Д.В. Зеркалова. – К.: Арістей, 2006.– 416 с.
27. Левковець П.Р., Мельниченко О.І., Зеркалов Д.В. Переве-зення небезпечних вантажів. Навчальний посібник/ За редакцією Д.В. Зеркалова. – К.: Арістей, 2005. – 268 с.
28. Плужников К.И. Транспортное экспедирование: Учебник. – М.: Росконсульт, 1999. – 576 с.
29. Резер С.М. Логистика экспедирования грузовых перевозок. – М.:РАНВИНИТИ, 2003. – 472 с.
30. Транспортная логистика/ Под ред. Л.Б. Миротина. М.: Экзамен, 2002. – 512 с.
31. Транспортное обеспечение внешнеторговых операций. Справочник. В четырех книгах. Книга 1. – СПб.: 1995. – 430 с.
32. Транспортное обеспечение внешнеторговых операций. Справочник. В четырех книгах. Книга 2. – СПб.: 1997. – 448 с.
33. Транспортное обеспечение внешнеторговых операций. Справочник. В четырех книгах. Книга 3. – СПб.: 1999. – 432 с.
34. Транспортное обеспечение внешнеторговых операций. Справочник. В четырех книгах. Книга 4. – СПб.: 2000. – 544 с.
35. Шамрай Д.А., Яновська Т.Г., Дорошенко Н.В., Зеркалов Д.В. Управління залізничним транспортом. У четирьох книгах. Кн. 1. Організаційно-правова основа. Інфраструктура /За редакцією Д.В.Зеркалова. – К.: Основа, 2004. – 352 с.
36. Шамрай Д.А., Яновська Т.Г., Дорошенко Н.В., Зеркалов Д.В. Управління залізничним транспортом. У четирьох книгах. Кн. 2. Перевезення.Тарифи / За редакцією Д.В.Зеркалова. – К.: Осно-ва, 2004. – 280 с.
37. Яцківський Л.Ю., Зеркалов Д.В. Загальний курс транспорту: Навчальний посібник. В двох книгах. – Кн.1. – К.: Арістей, 2007. – 544 с.: іл.
38. Яцківський Л.Ю., Зеркалов Д.В. Загальний курс транспорту: Навчальний посібник. В двох книгах. – Кн. 2.– К.: Арістей, 2007. – 504 с.: іл. • • • • • 

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»