Зеркалов Д. Международные экономические зоны. Хрестоматия. — К.: Науковий світ

К списку книг
УДК 34
ББК 67.52я2
З-57
Р е ц е н з е н т и: П.Р.Левковець — проректор по переподготовке кадров Национального транспортного университета, д-р техн. наук, проф. Ю.Ф.Кулаев – д-р экон. наук, проф. Национального авиационного университета, И.М Аксенов – докт. экон. наук, доцент. Государственный экономико-технологический университет транспорта.

Зеркалов Д.В.
З-57 Международные экономические зоны.1,7 Мб Хрестоматия. — К.: Науковий світ, 2009.— 499 с.
ISBN 978-966-675-600-1

Обобщен международный и межгосударственный опыт сотрудничества в рамках использования разнообразных по признаку хозяйственной специализа-ции свободных экономических зон (СЭЗ) или территорий приоритетного раз-вития (ТПР), на которых устанавливлен специальный правовой режим дея-тельности – льготное налогооблажение и другие стимулы. Систематизированы нормативно-правовые документы по созданию этих зон в странах СНГ, приведено их основное содержание.
Рассмотрены сущность, виды, состояние, основные этапы и особенности формирования СЭЗ, показаны их преимущества в развитии местного производства и недостатки для государства в целом.
Приведена информация по основным международным организациям экономического сотрудничества, реализующим на практике преимущества различных зон свободного обмена товарами и другими ресурсами.
Для преподавателей и студентов учебных заведений соответствующего профиля, руководителей, юристов и экономистов предприятий разных форм собственности, организаций, учреждений, органов исполнительной власти.

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ АВТОРА
Международное экономическое сотрудничество и свободные экономические зоны
Общие положения
История СЭЗ
Мировой опыт создания СЭЗ
Раздел 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1. Соглашение о создании зоны свободной торговли
1.2. Документы, регламентирующие функционирование зоны свободной торговли (ЗСТ)
1.3. Соглашение о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт
1.4. Правила определения страны происхождения товаров
1.5. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге
1.6. Решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 19 июня 2006 г. №01-1/5-05 «[О толковании применен Решением Совета глав правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года]»
1.7. Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний
1.8. Закон Украины «О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области»
1.9. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности

Раздел 2. КОММЕНТАРИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ
2.1. Свободные экономические зоны
2.2. Зона свободной торговли стран Содружества: основные этапы формирования
2.3. Приоритеты создания общего рынка конкурентоспособной
продукции стран СНГ
2.4. СЭЗ и ТПР Украины – путь развития экономики
Общие положения
Особенности порядка осуществления анализа и оценки целесообразности внедрения представленных СПД инвестиционных проектов в СЭЗ и на ТПР
Особенности составления и рассмотрения деклараций предприятий, расположенных в СЭЗ и на ТПР
Нормативные акты, которые регулируют функционирование специальных (свободных) экономических зон и территорий
приоритетного развития
Ответы на вопросы налоговой службы Украины
2.5. Особенности регулирования внешнеэкономической деятельности со странами СНГ
2.6. Свободные экономические зоны в России
2.7. Особенности заключения внешнеторговых договоров в Российской Федерации
2.8. Особенности развития западноевропейской экономической интеграции
2.9. Зоны свободной торговли в мировой экономике
2.10. Особенности экономической интеграции НАФТА, МЕРКОСУР, АТЭС и др.
2.11. Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон
2.12. Свободные экономические зоны в мирохозяйственных связях
2.13. Перспективы развития транснациональных финансово-промышленных групп СНГ

Раздел 3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
3.1. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) – Европейский союз (ЕС)
Общие положения
История становления Европейского Союза
Компетенция ЕС и основные направления деятельности
Процессы принятия решений в ЕС
Актуальные проблемы ЕС
3.2. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)
Формирование и развитие ЕАСТ
Отношения в рамках Европейского экономического пространства
Конвенция об учреждении Европейской ассоциации свободной торговли
3.3. Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА)
3.4. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
История создания и механизм функционирования
Экономическое сотрудничество
АСЕАН и азийский финансовый кризис 1997
Вызовы и дилеммы АСЕАН на среднесрочную перспективу
Схема промышленного сотрудничества
Зона инвестиций
Об использовании в СНГ опыта АСЕАН
3.5. Азийско-Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество (АТЭС)
3.6. Совет по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству (СТЭС)
3.7. Тихоокеанский экономический совет (ТЭС)
3.8. Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (ПАФТАД)
3.9. Ассоциация Региональных Администраций Стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА)
3.10. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)
Предпосылки создания ЕврАзЭС
Основные уставные положения и структура ЕврАзЭС
3.11. Саммит Восточноазийского сообщества (ВАС)
3.12. Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС)
3.13. Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА)
3.14. Всемирная торговая организация (ВТО)

Раздел 4. ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ СТРАН СНГ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
4.1. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества
4.2. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества
4.3. Договор о таможенном союзе и едином экономическом пространстве
4.4. Договор между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях
4.5. Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь
4.6. Соглашение об Общем таможенном тарифе государств-участников Таможенного союза
4.7. Соглашение о единых условиях транзита через территории государств-участников Таможенного союза
4.8. Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования
при формировании Таможенного союза
4.9. Соглашение об обеспечении уплаты таможенных платежей путем внесения на счет таможенного органа денежных средств или путем использования гарантий банков при перемещении товаров под таможенным контролем между таможенными органами государств-членов Евразийского экономического сообщества
4.10. Соглашение о применении единого знака обращения продукции на рынке государств-членов Евразийского экономического сообщества
4.11. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан
4.12. Соглашение о сотрудничестве в области организации
интегрированного валютного рынка государств-членов Евразийского экономического сообщества
4.13. Соглашение о механизме взаимного признания и установления
эквивалентности документов об ученых степенях в государствах-членах Евразийского экономического сообщества
4.14. Меморандум о взаимопонимании между Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС), имеющим штаб-квартиры в г. Москве, Россия, и в г. Алматы, Казахстан, и Всемирной таможенной организацией (ВТО), имеющей свою штаб-квартиру в Брюсселе, Бельгия
4.15. Соглашение о едином порядке экспортного контроля государств- членов Евразийского экономического сообщества
4.16. Протокол о механизме применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств-участников Таможенного союза

Приложения
1. Термины из практики международного экономического сотрудничества
2. Ретроспективный перечень международных договоров по экономическому сотрудничеству стран ЕврАзЭС
3. ВВП на душу населения 179 стран

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»