Политическая безопасность. Хрестоматия. В трех книгах. Книга 1. Проблемы и реальность.

К списку книг ___ Политическая безопасность. Книга 2. Россия и мир.
УДК 323.272
ББК 66.4
З-57

Р е ц е н з е н т ы: Кулаев Ю. Ф. – проф., д-р экон. наук; Аксенов И. М. – д-р экон. наук.

Зеркалов Д.В.
З-57 Политическая безопасность. В трех книгах. Книга 1. Проблемы и реальность. 2,5 Мб Хрестоматия. — К.: Основа, 2009. — 631.
ISBN 978-966-699-495-3
ISBN 978-966-699-496-0

Изложены важные проблемы международной, региональной и национальной политической безопасности, показаны пути их решения для стран Восточной Европы, Центральной и Восточной Азии. При этом систематизированы и обобщены публикации, доклады, комментарии, интервью самых информиро¬ванных и авторитетных людей планеты: президентов, руководителей государств и министров, депутатов, политологов и экспертов по-разному оценивающих происходящие в мире политические событиям, которые интерпретированны и отредактированны автором для темы настоящего издания.
Книга отражает состояние политической безопасности стран Восточной Европы, Центральной и Восточной Азии, в том числе Украины, России и Беларуси, на начало ХХ1 столетия и ее перспективы на ближайшие 20-25 лет.
Для преподавателей и студентов учебных заведений, органов законодатель¬ной и исполнительной власти, участников переговорных процессов в сфере международной безопасности и военного сотрудничества, а также специалистов, работающих в сфере национальной безопасности и военных наук. Полезна также руководителям предприятий и слушателям соответствующих курсов повышения квалификации, широкому кругу читателей.

ОТ АВТОРА

ПОИСКИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Уважаемые соотечественники, коллеги!

Политическая безопасность – одна из самых актуальных проблем современности.
Глобальные экономические и политические темы нашего времени становятся комплексными и все больше нуждаются в объективном анализе и понятной обработке.
Последние два десятилетия внесли существенные коррективы в международную политическую обстановку. Новую динамику приобрела и мировая общественная жизнь. В прошлом осталось идеологическое противостояние и деление мира на два противоборствующих лагеря. В приоритетах и внешнеполитических курсах многих государств произошли «крутые повороты».
Крушение двухполюсной системы раскрепостило многие государства, которым в период «холодной войны» приходилось делать выбор – к кому из мировых полюсов примыкать, а затем строго следовать этому выбору в своей политике. Приоритетом для формирования своей внешней политики для них стали собственные интересы. Это послужило основой для формирования региональных центров политического напряжения, причиной которого продолжают оставаться вопросы национального, территориального, экономического и религиозного характера.
Как результат политической нестабильности в разных точках замного шара возникают локальные вооруженные конфликты, которые приобрели в последние годы массовый характер со всеми сопутствующими издержками – гибелью людей, нарушением прав человека, разрушением экономики и региональной инфраструктуры, дестабилизацией в регионах. Число жертв в них исчисляется сотнями тысяч, что вполне сопоставимо с широкомасштабной войной с применением оружия массового поражения. Все это свидетельствует о том, что окончание «холодной войны» мало способствовало глобальной стабильности. И даже наоборот – именно разрушение системы военно-политического баланса сил в мире и было той причиной, которая вызвала усиление агрессивного сепаратизма, трагический распад государств, бурный рост локальных конфликтов.
Для современной международной системы характерно сочетание моно- и многополярности. Монополярность обеспечивается США за счет гигантского экономического потенциала, военно-технического превосходства, информационного доминирования, умелого использования системы союзов, прежде всего, НАТО и, наконец, исключительной сплоченности американской нации, ее готовности идти на риск и даже жертвы ради четко сформулированных руководством страны задач. Гегемония США в мире очевидна и, по существу, никем не оспаривается.
При этом многополярность также присутствует в современном мире благодаря экономической мощи Европейского cоюза, ядерному потенциалу и территории Российской Федерации, численности населения и растущим экономическим возможностям Китая, Индии, Бразилии. Основные игроки на мировой арене не являются по своей сути национальными государствами, это государства-цивилизации. И за государствами этого типа будущее в ХХI в. Постепенно превращается в государство-цивилизацию и Европейский cоюз, пробуксовка с принятием конституции – лишь временная задержка на этом пути.
Государства второго ряда стремятся поддерживать с лидером неконфликтные отношения. Ни Китай, ни ЕС, ни Индия, ни Россия не выступают в роли противовеса США на глобальном уровне. Но все эти государства (или протогосударства, как ЕС) заинтересованы в том, чтобы Вашингтон, выстраивая свою политику, учитывал бы их, большей частью регионального типа интересы. Конфронтационность время от времени проявляют сами США, стремясь ослабить своих потенциальных конкурентов. У региональных лидеров есть общий, пока еще плохо осознанный интерес в сохранении в мировых делах того, что может быть названо пространством свободы. Экспорт марионеточных режимов пока затронул только малые и средние страны, но по мере сокращения числа независимых государств, возрастает угроза и для крупных государств, включая государства-цивилизации, обеспечивающие в настоящее время сохранение в международной системе определенного пространства свободы. Вероятно, государства-цивилизации должны не только выстраивать особого рода взаимодействие с США, но и друг с другом создавать отношения отнюдь не такого же типа, какими они были в ХХ в. Тем более что все государства второго уровня уступают лидеру с точки зрения внутренней организованности.
Россия, Индия, Китай, Европейский союз превосходят США по богатству своей культуры, но пока совершенно непонятно как культура может быть капитализирована в политическом или экономическом плане.
Европейский союз среди важнейших партнеров государств бывшего СССР занимает особое место не только из-за исключительно значимого места во внешней торговле стран, но также из-за исключительной притягательности европейского образа жизни, организации повседневности для рядовых граждан, умения находить компромиссы и в то же время последовательно и целеустремленно отстаивать свои общееэсовские и национальные интересы.

Двойные стандарты в международной политике?
Сноска ? Использован материал Интернет-издания Галинского И.Н., февраль 2006

Сегодняшняя международная политическая система все больше и больше входит в полосу масштабной трансформации. Этот процесс набирает обороты и в скором времени может кардинально изменить как факторы, влияющие на решение международных задач, так и сами эти задачи.
Все большее число мировых акторов и институтов в ультимативной форме, как, например, Институт Брукингса, заявляют о фундаментальном несоответствии между сегодняшней реальной обстановкой в мире и существующими механизмами глобального управления.
Силовые центры мира все с большей настойчивостью требуют перестройки международных институтов в свою пользу, одновременно в практической политике забывая о фундаментальных принципах и нормах международного права, прибегают к практике двойных стандартов.
Все чаще мировые политики начинают рассуждать с макиавеллистских позиций, согласно которым – «разумный правитель не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам, и если отпала причина побудившая его дать обещание».
Как тут не вспомнить многочисленные заявления и обещания президента Молдовы – Воронина (о придании русскому языку статуса государственного; о вхождении в союз Россия-Белоруссия; о решении Приднестровского вопроса в рамках общего федеративного государства, о том, что он не претендует на приднестровскую собственность и пр.)
Или взять обязательства США по соглашению о партнерстве НАТО и России согласно которому не должны размещать военные базы на территории новых членов НАТО. Подписались под этим все 19 стран, включая и США. На деле же это игнорируется, пример тому – Румыния. Кондолина Райс во время визита в Румынию подписала соглашение о размещении здесь 4-х военных бах США.
Внешнеполитическая стратегия США все больше ориентируется сегодня на одностороннее применение военной силы и мягко говоря, не питает иллюзий по поводу международного права и международной морали.
Не случайно один из ведущих авторитетов в области международных отношений Маргарет Тетчер подчеркивает, что желаемых результатов в политике можно добиваться только через силу, а на принципы международного права надо опираться лишь до тех пор, пока они не начинают действовать как удавка твоих национальных интересов.
И как результат – наблюдается грубое нарушение странами НАТО, США – Устава ООН, других основополагающих основ международного права.
Фактически нарушаются устои мирового порядка сложившиеся после II Мировой войны, подрывается авторитет международных организаций и инстанций, отвечающих за цивилизованную стабильность, за мирное урегулирование политических конфликтов и готовность к консенсусу.
Попытки проигнорировать международные правила цивилизованного поведения предпринимались США еще в 80-е годы. Так, например, в 1980 году в Панаме, с помощью высадки американского военного десанта был захвачен в своей резиденции действующий президент Панамы – генерал Нурьега, вывезен в США, где его судили по американским законам. Американские вооруженные силы свергли законно избранное руководство Гренады, под предлогом того, что якобы нескольким американским студентам там угрожала опасность.
Можно только представить какой на весь мир вой подняли бы средства массовой информации Запада, если бы нечто подобное позволил себе Советский Союз, а позднее Россия.
Эти действия были некой пробой, некой подготовкой к будущей имперской политики. А уже затем последовала Югославия и Ирак.
Военная акция США в Ираке не была санкционирована СБ ООН и по сути – это акт вооруженной агрессии, поскольку была нарушена резолюция СБ. 000 № 1441. Интересно, как бы отреагировали США на военную акцию России против Молдовы под предлогом защиты проживающих там российских граждан.
Военные удары по мирным объектам как в Афганистане, так и в Югославии – это тоже вопиющее преступление против человечества, игнорирование сложившейся системы международного права. Конечно, США являются сегодня могущественной державой мира. Это 10 трл. долларов ВВП, 395 военных баз в 35 странах мира, 400 млр. долларов – военный бюджет; 180 млр. долларов ежегодные расходы на фундаментальные и прикладные исследования; из 100 крупнейших мировых корпораций – 55 приходится на США.
Располагая всем этим, США предпринимают попытки ликвидации мирового порядка, основанного на ялтинско-потсдамских соглашениях и созданию нового мирового порядка во главе и под полным контролем США.
И война в Ираке показала, что легитимация вооруженного насилия на международной арене – это уже не функция ООН, а результат политического решения, принятого в США.
Фактически США продемонстрировали всему миру, что разрушая международное право они утверждают силой новые правила поведения на международной арене, пытаясь выдать это за новое, международное, то есть – американское право. В ближайшее время скорее всего последует новое свидетельство демонстрации этого права. Имеются в виду бомбардировка Ирана.
К сожалению к подобной аморальной политике в последнее время все чаще и чаще прибегают и другие международные акторы: ЕС, ОБСЕ, СЕ.
Почему эти организации совместно с США закрывают глаза на нарушения прав русскоязычных граждан в странах Балтии, а по поводу якобы нарушения прав человека в Белоруссии или России поднимают большой шум.
И почему, например, Тайвань или Сев. Кипр спокойно может продавать свои товары по всему миру без китайского разрешения, а Приднестровью необходима санкция Молдовы. Как можно объяснить, что борясь с утверждением в Сербии принципа «Один этнос – одна территория – одно государство», ЕС и США фактически поддержали действие этого принципа в Косово.
Почему США с таким упорством требует ликвидации российского военного присутствия в Приднестровье, но сами абсолютно игнорируют требования Кубы о ликвидации на ее территории своей базы в Гуантанамо? Как можно не признавать демократическими выборы в Белоруссии или Приднестровье, но признавать такими выборы в Ираке в ситуации военной оккупации страны и под дулами автоматов. Что можно ждать от руководителей США, если госсекретарь Кондолина Райс по поводу предстоящих парламентских выборов в Украине произнесла следующие слова: «Делайте что угодно, идите на любые фальсификации, но удержите власть. Мы закроем глаза на все нарушения»
И закрывают. На нарушение прав человека в Молдове. На узурпацию коммунистом Ворониным всей высшей власти. На судебный фарс – названный судом над Пассатом, который способствовал продаже самолетов США, за что те его в свое время благодарили. В то время, как по поводу суда над Ходорковским негодующие заявления делали многочисленные американские официальные ведомства.
И все это происходит потому, что так США, ЕС поступают в отношении своих союзников, кто готов следовать в фарваторе западной политики. Действуя по принципу – да ты мерзавец, да ты маленький коммунистический диктатор, да ты во всем не прав – но мы тебя поддержим, потому что ты наш мерзавец.
Можно только представить какой статус был бы уготован Косово, если бы власти Косово ориентировались на Россию, а Сербия на США. И как бы США реагировали на развитие мирной энергетики в Иране, если бы Иран в своих предпочтениях был бы, скажем как Саудовская Аравия.
Все эти примеры и есть демонстрация двойных стандартов в политике, размывание и издевательство над международным правом.
Причем фарисейски все это поддается как поддержка демократии, как следование справедливости, как борьба со злом во имя добра. Но сразу же возникает вопрос: Справедливость для кого, для какого государства? Для США, или, для Приднестровья?
На основе каких правовых норм, кто и как получит право решать насколько прав тот или иной политический режим?
Какой суд способен привлечь к ответственности руководителей НАТО, скажем за ущерб, причиненный гражданским лицам в Югославии натовскими бомбардировщиками? Ответы, конечно же, очевидны.
На деле же это ни что иное как перестройка мирового порядка по новым правилам во имя господства новой империи. Да, они говорят о бесконечной ценности человеческой жизни, но для «своих». В то же время они согласны на жертвы среди чужих.
В этой новой мировой системе, по замыслу ее архитекторов, полноценным государственным суверенитетом должна обладать единственная сверх-держава, а международное право должно быть подменено американским правом на статус избранных.
Под предлогом разрушения остатков советской империи и борьбы с рецидивами «имперской политики РФ» США стали строить свою империю уже прямо в постсоветском пространстве, осуществляя известный план З. Бжезинского о захвате всей Евразии.
О том, какие планы в отношении России в действительности вынашивают власти США, предельно ясно высказался известный американский политолог Питер Зейхан в статье, опубликованной в декабре 2005 года в издании американского разведывательно-аналитического центра «Стратфор».
Вот его слова: «СССР как ни одна держава в прошлом, приблизился к цели объединения Евразии в один интегрированный центр силы континентального масштаба, а подобное объединение – это единственное событие за пределами самих США, способное положить конец их сверхдержавному статусу… Поэтому сегодня в отношении России цель США проста и однозначна – добиться ее распада». А это значит, что все те государства, которые ориентируются на Россию, в том числе и Приднестровье – попадают в разряд недемократических, т.е. изгоев, к которым можно и нужно применять другие, т.е. черные стандарты.
В этой, тяжелой для себя ситуации, Россия конечно же не должна послушно подставлять физиономию под периодические пощечины своих «новых» друзей.
Она должна понять, что сегодня нельзя полностью полагаться на международные институты и международное право в плане обеспечения национальной безопасности.
Страна, которая хочет защитить свой народ, свою территорию, свои богатства, своих союзников – обязана заботиться о своих обороноспособности и экономической мощи.
Сегодня наступили такие времена, когда не международное право и международные институты легитимно решают возникающие проблемы.
Силовую политику остановить и одолеть может только силовая политика, способная внушить агрессивному оппоненту неизбежность неприемлемого для него ущерба.
Несмотря на то, что общество располагает все большим объемом знаний, оно редко находит ясные ответы на вопросы, которые действительно волнуют людей.
Средства информации чаще сообщают о событиях, но не об их сути. Политики пренебрегают своим долгом информировать о вызовах, брошенных государству, обществу, и о выходах из сложных ситуаций.
Независимо от своей политической точки зрения, люди знают, что государство не может дать больше денег, чем имеет, что экономические изменения вместе с рисками принесут также и шансы, и что угрозы для политической безопасности страны требуют действенной защиты. Неполная или ложная информация является причиной неуверенности, волнений, в худшем случае, равнодушия; однако при открытом и честном представлении проблемы люди становятся доступными и благодарными. Это требует как духовного и партийно-политического, так и экономически независимого авторитета, который сможет предложить направление и обосновать его.
Прогрессивные и авторитетные политики выступают за национальное и региональное многообразие международных отношений. Они подчеркивают важность вопросов внешней экономики и вопросов политической безопасности для понимания мировой политики, указывают на значение национальных интересов. Они пытаются устранить неуверенность людей в будущем. Их сильной стороной является способность видеть проблемы и пути их решения в экономической, социальной и политической взаимосвязях. Они предлагают своим клиентам объяснения, закулисные (теневые) знания, помощь в аргументировании, а также индивидуально затребованную помощь в принятии действенных решений.
Заключение
Эта книга, одна из серии «Международная и национальная безопасность», призвана привлечь внимание широкой общественности, высших органов законодательной и исполнительной власти, депутатов разного уровня, участников переговорных процессов в сфере международной безопасности и военного сотрудничества, широкого круга специалистов, работающих в сфере национальной безопасности и военных наук, государственных служащих, руководителей предприятий, слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей и студентов учебных заведений к проблеме политической безопасности. Каждый из них найдет в ней что-то новое и интересное для себя и своих коллег.
В трех книгах «Политическая безопасность» этой серии систематизированы и обобщены многочисленные публикации, доклады, комментарии сотен самых информированных и авторитетных людей планеты: президентов, руководителей государств и министров, депутатов, политологов и экспертов по-разному оценивающих происходящие в мире политические событиям, которые интерпретированны и отредактированны автором для темы настоящих книг. Приведены данные о состоянии политической безопасности практически по всем странам мира.
Особенно много внимения уделено России, как великой славянской державе, которая при трех процентах населения мира, располагает 13 процентами территории планеты (13 млн. км2 из 17,5 — нетронутые экосистемы), где сосредоточено 35 процентов запасов мировых ресурсов. На каждого жителя в России приходится 11,7 условных единиц ресурсов, в США — 2, Западной Европы — 0,67 единиц. Каждый россиянин в 6 раз богаче американца, в 17 раз богаче европейца. США потребляет кислорода в два раза больше чем «вырабатывает» их природа, т.е живут за счет соседних государств, в том числе и России, где природа «вырабатывает» кислорода в несколько раз больше, чем потребляется. Россия «кормит» Европу не только энергоресурсами, но и кислородом.
Огромные сырьевые ресурсы России всегда привлекали внимание разных политических авантюристов, которые пытались, и продолжают это делать, окружить ее ядерными боеголовками, замаскированными под так называемую систему «защиты» ПРО.
Именно России, по мнению авторитетных экспертов, принадлежит будущее в стабилизации политической безопасности в мире. Она занимает важнейшее стратегическое положение в центре Евразии – ключевом регионе Земного шара во всех отношениях. Является перекрестком мировых сухопутных и морских транспортных артерий, обладает практически всеми видами сырья и ресурсов, развитой хозяйственной инфраструктурой, а по размерам территории и ресурсному потенциалу не имеет себе равных в мире. В народе говорят, что если нефть стоит 10$ за барель, то Россия – придаток Европы, а если цена достигнет 100$ за барель, то Европа станет придатком России. Более подробно об энергоресурсах России рассказано в книге «Энергетическая безопасность»
В целом настоящая книга отражает состояние политической безопасности на начало ХХI столетия и прогноз на ближайшие 10-20 лет. Она будет способствовать расширению кругозора, правильному пониманию сущности явлений, происходящих в жизнедеятельности каждого человека и общества, связанных с повышением качества жизни. Она позволит нашим потомкам оценить деятельность своих предшественников по сохранению их жизни на Земле.
Все книги серии «Международная и национальная безопасность» призваны совершенствовать экономическую и политическую компетентность наших граждан.
Желаю Вам счастья, здоровья, успехов в работе, новых идей и достижений в решении своих личных проблем, связанных с полноценным питанием.

С уважением,
Автор

СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Принятые сокращения
Раздел 1. ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ, РЕГИОНАЛЬНОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)
1.2. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)
1.3. Понятие национальной безопасности, ее структура и уровни
Сущность национальной безопасности
Концептуальный подход к национальной безопасности государства
1.4. Распад СССР
Внутренняя и внешняя ситуация
Кризис официальной идеологии и провал проекта по созданию гражданской общности – советский народ
Причины распада СССР
1.5. Глобальная контртеррористическая стратегия ООН
План действий
I. Меры по устранению условий, способствующих распространению терроризма
II. Меры по предотвращению терроризма и борьбе с ним
III. Меры по укреплению потенциала государств по предотвращению терроризма и борьбе с ним и укреплению роли системы Организации Объединенных Наций в этой области
IV. Меры по обеспечению всеобщего уважения прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной основы для борьбы с тероризмом
1.6. Уходящая реальность постсоветского пространства
Введение
Внутриполитические тенденции
Эволюция постсоветского пространства в период 2007-2017 годов
Роль России на постсоветском пространстве
Заключение
1.7. Новый мировой порядок и Балканский кризас 90-х годов Распад Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений Югославский кризис как катализатор структурных преобразований в системе международных отношений
Новый мировой порядок в действии: расширение НАТО и подготовка агрессии против Югославии
Агрессия НАТО против Югославии
Антитеррористическая коалиция: смена парадигмы или самоутверждение лидера
1.8. Терроризм – вызов человечеству
Первая часть: Общие положения
Вторая часть: «США»
Третья часть: «Россия»
Четвертая часть: «Новые подходы к военно-политической безопасности»
1.9. Мировой порядок после терактов в США: проблемы и перспективы
Факторы формирования нового мирового порядка
Современный терроризм и его истоки
Исполнители и заказчики
Позиция России: упущенные возможности
Варианты дальнейших действий
Политика России в отношении ислама
Некоторые выводы
Рекомендации
1.10. Опора американцев в Евразии
1.11. Мировой гегемонизм США и роль Украины
1.12. Главные угрозы НАТО безопасности Украины
1.13. Приходит время долгосрочного выбора
1.14. ЕАС как идея и форма интеграции евразийских государств
1.15. Перспектива региональной безопасности в странах Центральной Азии и Южного Кавказа
1.16. Основные вызовы безопасности: внутренние и внешние факторы

Раздел 2. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА
2.1. Армения сделает разворот
2.2. Азербайджанский прокол Кремля
Комбинация вариантов
Гастарбайтеры уезжают на север
Проблема юга
Стать лицом к Европе, не поворачиваясь спиной к Азии
Парадоксы независимости
Выйти из кольца неудач
Преодолеет ли западная демократия горы кавказа
Если мы не хотим, чтобы нас разделили, надо объединяться
Южнокавказский союз? Почему бы и нет!
Вместо постскриптума
2.3. Азербайджан между востоком и западом
2.4. Аспекты политической безопасности Черноморья
2.5. Политическая безопасность Республики Бєларусь
2.6. Вашингтону потребуется терпение
2.7. Успех нефтяного пути в обход России зависит от Вашингтона и Астаны
2.8. Приднестровье и косовский прецедент: взгляд из Москвы
2.9. О ситуации в закавказской Провинции
Российско-армянские отношения как зеркало российской политики в СНГ
«Фактор Путина» и задача присутствия
Пределы и возможности влияния
Неоимперия: проблема амбиций без серьезных возможностей
2.10. Гражданское общество и толерантность на Юге России: региональный аспект
2.11. Страны Балтии: Поворот к Западу
Курс на вступление в евроатлантическое сообщество
Отношения с Северными странами, региональное сотрудничество
2.12. Западное направление внешней политики стран Балтии.
История вопроса
2.14. Белорусский щит
2.15. Особенности и приоритеты национальной стратегии безопасности и политики Беларуси
2.16. Интеграция ЕС и стран Закавказья: факты и реальность
2.17. Грузино-абхазский конфликт: интернациональное урегулирование
2.18. Грузинская империя обречена
2.19. Проблема Косово: мировой и балканский контекст
2.20. По оппозиции был нанесен мощный удар. Но она не в нокауте
2.21. Три постулата оппозиции. К чему стремится Партия регионов Украины
2.22. Основа внутренней и внешней политики Украины
2.23. Внешняя политика Украины в контексте взаимоотношений Украина – РФ – ЕС
2.24. Оборонный анализ и формирование политики национальной безопасности Украины
2.25. Новейшие украинские исторические мифы и российско-украинское гуманитарное сотрудничество: риски и вызовы
2.26. Белорусско-украинское сотрудничество
2.27. Социо-культурная интеграция на постсоветском пространстве

Раздел 3. ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
3.1. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)
Общие положения
Цель и задачи, структура организации
“Новые вызовы” для ШОС
3.2. Проблемы ШОС
ШОС-2006: конец однополярного мира
ШОС и НАТО в системе региональной безопасности Центральной Азии
Настоящее и перспективы ШОС
3.3. Возможные действия на среднеазийском ТВД
3.4. Выращивание “цветочных” революций
3.5. Начало “третьей опиумной войны” в Центральной Азии
3.6. Задачи внешней политики Республики Казахстан
3.7. Казахстанский вектор американской дипломатии
3.8. «Большая Центральная Азия» и Казахстан
3.9. Республика Казахстан – ОБСЕ: иной вигляд
3.10. Реальнсть политики Казахстана
3.11. Казахстанское видение перспектив развития ОБСЕ
Наше видение ОБСЕ
Наши конкретные действия
Заключение
3.12. Реальность появления военных баз США в Казахстане
Время “баек”, кажется, кончилось
“Ключевой партнер” США и “вечный друг” России
3.13. Концепция внешней политики Кыргызской Республіки
3.14. Основные проблемы национальной безопасности Кыргызстана
3.15. Кыргызстан – это тот же Казахстан. Только поменьше и победнее.
3.16. О политической безопасности Кыргызстана
3.17. «Азийская демократия» – возможная модель для Казахстана
3.18. Центрально-азийский регион – варианты выбора без вариантов
Центральная Азия в контексте внешней политики США
Позиция России
Позиция центрально-азийских государств
Предварительные выводы
3.19. Состояние национальной безопасности в ЦА
3.20. Киргизия выбирает между миром, согласием, враждой и катастрофой
3.21. Формирующийся и устремленный в будущее международный регион
Формирующийся международный регион в Центральной Азии
Центральная Азия – pегион, устремленный в будущее
3.22. Эволюции существующих политических режимов
Центральная Азия в ожидании перемен
Центральная Азия: пути и возможности эволюции существующих политических режимов
3.23. Эволюция интересов внешних сил и безопасность региона
3.24. Перспективы интеграции стран Центральной Азии
3.25. Интеграционный процесс в Центральной Азии
3.26. Геополитическая перспектива Казахстана
3.27. Казахстанско-узбекские отношения и проблема региональной безопасности
3.28. Оппозиционное движение в Центральной Азии
3.29. Политика Японии в Центральной Азии
3.30. Фактор ШОС в политике Китая
3.31. Казахско-киргизские отношения на современном этапе
3.32. Перспективы Единого Экономического Пространства в Центральной Азии
3.33. От стратегического партнерства к союзу России и Казахстана

Содержание

КНИГА ВТОРАЯ. ГЕОПОЛИТИКА РОССИИ
От автора. КНИГИ СЕРИИ «МЕЖДУНАРОДНАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
А.1. Общие положения
А.2. Экономическая безопасность
А.3. Продовольственная безопасность
А.4. Безопасность для здоровья
А.5. Экологическая безопасность
А.6. Личная безопасность
А.7. Социальная безопасность
А.8. Общественная безопасность
А.9. Политическая безопасность
Принятые сокращения

Раздел 4. РОССИЯ
4.1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации
4.2. Национальная безопасность и политическая система
4.3. Политическая безопасность России
4.4. К вопросу о новой военной доктрине России
4.5. Политическая безопасность России
4.6. Механизм обеспечения политической безопасности России
4.7. Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года
4.8. Политические риски в Российской Федерации
4.9. Образ России в странах ближнего зарубежья как фактор конкурентоспособности российской политики на постсоветском пространстве
4.10. Образ России в учебниках по истории Украины
4.11. Россия и постсоветские государства Закавказья
4.12. Сотрудничество Казахстана и России в рамках Договора о коллективной безопасности
4.13. Россия-Китай: опыт сотрудничества, достижения и проблемы
4.14. Формирование правовой базы военно-политического сотрудничества между Республикой Казахстан и Российской Федерацией
4.15. НАТО и Россия: новые вызовы
4.16. РФ-США на постсоветском пространстве
4.17. Положение русских в странах Балтии
4.18. Особенности трансформации имиджа России
4.19. Экономические и политические аспекты стратегического партнерства России и Казахстана
Общая характеристика торгово-экономических связей между Россией и Казахстаном
Проблемы экспортных маршрутов энергоресурсов
Сотрудничество по транспортным перевозкам
Обеспечение региональной экологической безопасности
Сотрудничество между Россией и Казахстаном в ЕврАзЭС и ШОС
Задачи перехода от стратегического партнерства к союзническим отношениям
4.20. Новые тенденции в отношениях России со странами
Центральной Азии и Запада
Общая характеристика
Азийское направление
Россия и Китай
Евро-Атлантическое направление
Россия и ЕС
Россия и США
Политика России в отношении постсоветского пространства
Россия и Центральная Азия
Некоторые выводы для Казахстана
4.21. Приоритеты России в Азийско-Тихоокеанском регионе
Конструктивный диалог России и Китая
Российско-индийское стратегическое партнерство
Полномасштабное партнерство по диалогу: Россия и АСЕАН

Раздел 5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
5.1. Россия и Казахстан – торгово-экономическое сотрудничество
5.2. Казахстан и Россия – энергетический диалог
5.3. Газ как основа внешней политики РФ
5.4. Достижения и проблемы казахстанско-китайских экономических отношений
5.5. О нефтяной стратегии Азербайджана
5.6. Экономизация политики и перспективы интеграции в Центральной Азии
5.7. Экологическое измерение региональной политики стран Центральной Азии
5.8. Предпосылки создания ЕврАзЭС
5.9. Структура ЕврАзЭС и пути ее совершенствования
5.10. Основные этапы и перспективы развития ЕврАзЭС
5.11. Геополитическая ситуация в Каспийском регионе: проблемы энергетической безопасности
5.12. Соотношение «национального» и «общеисламского» интересов во внешней политике Саудовской Аравии и Ирана
5.13. «Газовый ОПЕК» — конец однополярного мира
5.14. Газовая бухгалтерия Саакашвили Грузии
5.15. Признаки экономической дезинтеграции в Центральной Азии
5.16. Политические проблемы энергетики применительно к Центральной Азии и Казахстану
5.17. ШОС: параметры энергетического диалога
5.18. Взаимодействие в сфере энергетики России и Центрально-Азийского региона
5.19. Проблемы, энергетического сотрудничества между Россией и странами Центральной Азии
5.20. Повышению эффективности энергетического сотрудничества между Россией и странами Центральной Азии
Проблема Крыма в российско-украинских отношениях

Приложения
1. Основные термины, понятия и определения
2. Важнейшие международные военно-политические организации и блоки
3. Важнейшие международные соглашения в военной области
4. Декларация принципов толерантности
5. Международный пакт о гражданских и политических правах
6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
7. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации
8. Карта-схема территории современной Украины
9. Схема транспортной инфраструктуры России 2010-2030 гг. (jpg/4,66 Мб)
10. Европейские транспортные коридоры – 1,7 Мб pdf
11. Евроазийские транспортные коридоры – 5,9 Мб pdf

Содержание

• • • • •

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»