Зеркалов Д.В. Транспортное обеспечение международной торговли. Справочник.

Рецензенты:
П. Р. Левковец – проректор по переподготовке кадров Национального транспортного университета, д-р техн. наук, проф.
А. М. Ливанский – вице-президент Украинской академии наук, д-р техн. наук, проф., лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники

Заказать книгу можно по тел. (8-044) 581-21-38/39

Зеркалов Д.В.
3-57 Транспортное обеспечение международной торговли. Справочник. –К.: Дакор, КНТ, 2007. – 628 с. (Серия: Внешнеэкономическая деятельность)

ISBN 966-8379-24-1
ISBN 978-966-373-243-5
ISBN 966-373-127-3
Систематизированы нормативно-правовые документы по транспортному обеспечению внешнеэкономической деятельности. Дано основное содержание этих документов.
Для специалистов предприятий, организаций, учреждений, органов исполнительной власти, преподавателей и студентов учебных заведений.
ББК 67.52я2

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Раздел 1. ОБЩЕТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО
1.1. Конвенции по международным перевозкам
1.2. Особенности правового регулирования международных перевозок разными видами транспорта
1.3. Международные соглашения и конвенции ЕЭК ООН в области транспорта
1.4. Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов
1.5. Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов
международной торговли
1.6. Базельская конвенция о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением
1.7. Международная конвенция по безопасным контейнерам
1.8. Таможенная Конвенция, касающаяся контейнеров
1.9. Международные правила, относящиеся к документу на смешанную перевозку
1.10. Международная Конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах
1.11. Упрощенная отгрузочная маркировка
1.12. Закон України Про транспорт
1.13. Закон України Про транзит вантажів
1.14. Закону України Про перевезення небезпечних вантажів
1.15. Митний Кодекс України

Раздел 2. ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
2.1. Международная морская организация
2.2. Конвенция ООН о морскоой перевозке грузов
2.3. Конвенция ООН по морскому праву
2.4. Будапештская конвенция о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КПГВ)
2.5. Конвенция об ограничении ответственности собственников судов внутреннего плавания (КООС).
2.6. Гаагские и Гаагские-Висби правила
2.7. Меры по упрощению процедур, касающихся морских транспортных документов
2.8. Кодекс торговельного мореплавства України

Раздел 3. АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
3.1. Правовое регулирование международных автомобильных перевозок грузов
3.2. Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных
средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР)
3.3. Европейское соглашение о международных автомагистралях
3.4. Европейское Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)
3.5. Конвенция о дорожном движении
3.6 Конвенция о договоре международной перевозки грузов по дорогам (КДПГ)
3.7. Конвенция о налоговом обложении частных дорожных перевозочных средств, используемых в международном движении
3.8. Таможенная конвенция о перевозке грузов с применением книжки МДП
3.9. Конвенция о налоговом обложении дорожных перевозочных средств, используемых для международной дорожной перевозки грузов

Раздел 4. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
4.1. СМГС — Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (Оглавление текста с изменениями и дополнениями)
4.2. Перевозка грузов в вагонах в международном прямом железнодорожно-паромном сообщении через порты Ильичевск- Поти/Батуми между Украиной и Грузией
4.3. Перевозка грузов в вагонах в международном прямом железнодорожно-паромном сообщении между Украиной и Республикой Болгария (Правила МПЖС)
4.4. Європейська угода про міжнародні магістральні залізничні лінії
4.5. Планування перевезень вантажів
4.6. Умови перевезень вантажів
4.6.1. Перевезення вантажів у внутрішньому сполученні
4.6.2. Перевезення вантажів у міжнародному вантажному сполученні між країнами-учасницями СМГС
4.6.3. Перевезення вантажів у міжнародному сполученні між державами СНД і Балтії
4.7. Перевезення вантажів у прямому змішаному залізнично-водному сполученні .
4.8. Взаємодія митниць і залізниць України
4.9. Статут залізниць України

Раздел 5. АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ
5.1. Конвенция о международной гражданской авиации
5.2. Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок
5.3. Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации
некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицами, не являющимися перевозчиками по договору
5.4. Правила воздушных перевозок грузов
5.5. Повітряні перевезення авіацією Збройних Сил України
5.6. Сертифікація експлуатантів цівільної авіації

Приложения
1. Основні терміни та визначення нормативно-правових документів України з перевезення вантажів
2. Країни, з якими Україною укладено міжурядові Угоди про міжнародні автомобільні перевезення
3. Витяги з міжурядових угод по країнах щодо звільнення від податків і зборів

ОТ АВТОРА

Быстрые темпы экономического развития стран в совокупности с интеграционным процессом в Европе ведут к интенсификации международных связей, увеличению объемов торговли и мощности грузопотоков, что содействует развитию транспортной отрасли. Важное место в процессе реализации торговых соглашений отводится транспортному обеспечению. Неудовлетворительная организация транспортного обеспечения может привести к отрицательным последствиям при реализации торгового соглашения, а неправильный выбор транспорта, маршрута следования, упаковки и перевозчика – к потере товара или его потребительских качеств. Следствием неквалифицированной организации транспортного обеспечения определенного контракта является падение имиджа отдельной фирмы. Совокупность фактов низкого уровня организации доставки товаров вызывает сомнения международного сообщества в целесообразности пользования услугами перевозчиков этой страны со всеми вытекающими отсюда последствиями – падением поступлений в бюджет. Таким образом, транспортное обеспечение – важнейшая составная часть внешней торговли. Это сложный многоступенчатый процесс, обычно осуществляемый разными видами транспорта (смешанные сообщения) и требующий согласованных действий всех участников. Внешнеторговые сделки начинаются и завершаются транспортными операциями, затраты на которые включаются в цену товара.

Интегрирование Украины в европейскую систему транспорта требует соответствия международным стандартам технической, правовой, технологической, организационной, экономической и информационной базы. Успех работы национальных транспортных предприятий в интегрированной транспортной системе зависит от их конкурентоспособности, которая, при прочих равных условиях, определяется уровнем подготовленности кадров. При организации доставки грузов отправители, посредники, экспедиторы, перевозчики, таможенники, страхователи и представители других организаций вступают в сложные взаимоотношения, которые определяются международными и национальными правовыми нормами, конъюнктурными процессами на товарных и транспортных рынках, экономико-политическими и социальными факторами. В таких постоянно непостоянных условиях, при высоком уровне конкурентной борьбы, на рынке транспортных услуг важное место занимает поиск рациональных путей транспортного обслуживания, обоснования транспортно-технологических схем доставки грузов, внедрения прогрессивных форм и методов организации процесса перевозок, усовершенствования действующих и разработка перспективных транспортных технологий. Решение этих сложных задач требует постоянного изучения вопросов обеспечения процесса доставки грузов и возлагается на персонал транспортных фирм.

В зависимости от используемого вида транспорта в прямом международном сообщении различают морские, речные, воздушные, железнодорожные и автомобильные сообщения. В случаях, когда при международной перевозке грузов последовательно используются два или более видов транспорта, имеют место смешанные (комбинированные) сообщения. Если такая перевозка оформлена одним (сквозным) транспортным документом, она называется прямой смешанной.

Международные перевозки обслуживаются национальными перевозчиками различных стран, использующими для этого свой подвижной состав (морские, речные и воздушные суда, вагоны, автомобили), а также транспортные сети (морские, железнодорожные, автомобильные, речные, воздушные) и транспортные узлы (морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные станции и автостанции, грузовые терминалы и комплексы), относящиеся к транспортным системам отдельных стран. При международных перевозках, как правило – смешанных, неизбежно происходит увеличение количества перевалочных пунктов, усложняется организация правового и страхового их обеспечения. При этом используются различные системы взаимодействия транспортных средств, что усложняет контроль над продвижением грузов от отправителя до получателя.

Контроль над грузами на всем пути их следования требует от транспортных компаний и фирм наличия громоздкой системы перекрестной ответственности, которая позволяет урегулировать претензии и иски в случае их несохранности, гибели или повреждения. В соответствии с транспортными условиями договора купли-продажи товара продавец и покупатель должны заключить договоры перевозки и страхования самостоятельно или через третьих лиц (посредников), оплатить расходы по доставке груза перевозчику; комиссионные вознаграждения посредникам. Все эти вопросы по разным видам транспорта регламентированы большим числом соответствующих конвенций и другими международными и национальными правовыми документами, основные положения которых приведены в книге.

В международной торговле используются различные типы базисных условий поставки товаров, которые определяют основные права и обязанности сторон договора купли-продажи при транспортировке, упаковке, маркировке товаров, по их страхованию, оформлению коммерческой документации, а также устанавливают место и время перехода права собственности на товар с продавца на покупателя и риска его гибели или порчи. Их применение упрощает составление и согласование договоров, помогает найти равноправные способы разрешения разногласий.
Международная торговая палата правил толкования базисных условий поставки товаров в договорах купли-продажи ввела в действие их новую редакцию «Инкотермс 2000», в соответствии с которыми в книге проанализирована международная купля-продажа товаров. Надежный контроль над грузами при перевозках обеспечивается широким применением средств вычислительной техники, уровнем транспортно-экспедиторского обслуживания, а также существующими международными транспортными коммуникациями. Контроль и ответственность за доставку грузов «от двери до двери» возлагаются, как правило, на генерального перевозчика – оператора смешанного транспорта.
Общепризнанной гарантией обязательств перевозчика перед клиентами по договору перевозки является страхование ответственности при экспедировании и перевозках грузов. Поэтому в книге описаны нормы международного права, регулирующим ответственность перевозчика, где рассмотрены международные транспортные конвенции, регулирующие такую ответственность, а также вопросы страхование международных перевозок грузов; ответственность перевозчика за грузы, перевозимые в контейнерах; страхование контейнеров; страхование ответственности перевозчика при международных перевозках грузов с использованием книжек МДП; страховые документы при аккредитивных формах расчетов в международной торговле. Рассмотрены также нормы украинского законодательства, регулирующие ответственность при перевозках грузов и их страховании.

Отдельная глава справочника посвящена вопросам проведения экспертизы поврежденного груза и выяснению связанных с этим обстоятельств, где особое внимание уделено документам, прилагаемым к официальной претензии по грузу, и основным положениям их составления. Освоение украинскими перевозчиками международных транспортных рынков Европы и Азии, отсутствие информации об особенностях перевозок в различных странах и регионах вызывают потребность в соответствующей учебной и справочной литературе.

Автором систематизирован и обобщен опыт по транспортному обеспечению внешнеторговой деятельности – международным перевозкам грузов: приведены основные положения регламентирующих нормативно-правовых документов, рассмотрена практика применения ряда норм международного права отечественными и зарубежными перевозчиками, даны рекомендации по основополагающим организационным вопросам с учетом современных требований к знаниям и умениям специалистов.

Использование нормативно-правовых, информационных и методических материалов, приведенных в книге, поможет специалистам соответствующего профиля в организации международных грузовых перевозок.

С уважением, Автор
? ? ? ? ?

РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО
1.1. КОНВЕНЦИИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ПЕРЕВОЗКАМ

Генеральное Соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), 1948 год
Содержит принципы, взаимные правила ведения и регулирования торговли стран-участниц.
Первая часть регулирует условия режимов наибольшего благоприятствования и взаимных таможенных уступок.
Вторая часть представляет собой свод правил торговой политики, которых должны придерживаться страны-участницы.
Третья часть – процедурные вопросы.
Четвертая часть содержит декларации о необходимости увеличения экспортных поступлений развивающихся стран, развития их экономик и повышении уровня населения.
Принципы и нормы ГАТТ:
• Отсутствие дискриминации в торговле, обеспечиваемая взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций, связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой – национального режима, уравнивающего в правах товары импортного и отечественного производства применительно ко внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю,
• режим наибольшего благоприятствования, означающий предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется у них любое третье государство,
• использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений,
• прогрессивное снижение таможенных тарифов путем проведения многосторонних переговоров,
• предоставление преференциального режима в торговле с развивающимися странами,
• разрешение возникающих торговых споров путем переговоров,
• взаимность в предоставлении торгово-политических уступок. В настоящее время в ГАТТ состоит более 130 стран.
Генеральное Соглашение о торговле услугами (ГАТС) Торговля услугами определяется в ГАТС как предложение услуги посредством следующих четырех способов...

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»