Еврейские организации в России

Все об иудеях здесь

По данным статистики около 80% населения России составляют русские, и примерно 0,3% – евреи.
Сколько Вы знаете организаций в России, занимающихся защитой прав исключительно русских людей? ... Ни одной!
Зато организаций, занимающихся защитой интересов евреев в России огромное множество. А учитывая малочисленность еврейского населения – просто преступно огромное количество. Не верите? Давайте посчитаем. Но прежде уточним, что объединения и союзы «общин» и «организаций», это и есть объединения кагалов. И так, начнем:

Федерации еврейских общин России (ФЕОР)
Объединяет в основном общины хасидского направления в иудаизме. По данным на 2007 год, в состав ФЕОР входят 200 общин в 178 городах России. Зарегистрирована Минюстом РФ в 1999 году.

Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР)
Объединяет ортодоксальные и реформистские еврейские общины. КЕРООР объединяет 100 еврейских организаций в 68 городах России. Учреждён в феврале 1993 года.

«ВААД» (Конфедерация еврейских организаций и общин СССР), Москва
Образовалась на учредительном съезде 18–22 декабря 1984 г. в Москве (в помещении Всесоюзного Киноцентра) по инициативе группы еврейских организаций и общин (Еврейская Культурная Ассоциация, Еврейский Культурный центр, Организация Сионистов («Иргун Циони» и др.).
На учредительном съезде ВААД работало около 400 делегатов от 210 еврейских организаций и общин из 73 городов Советского Союза, представители 55 иностранных еврейских организаций в качестве гостей, в том числе такие, как Всемирная сионистская организация, Сионистский форум советских евреев (Израиль), Союз Советов за советских евреев (США), Международное общество Б'най Б'рит, Всемирный Еврейский Конгресс, Объединенный еврейский призыв (США), Борьба студентов за Советское Еврейство (США), Канадский Еврейский Конгресс, «Европейский еврейский конгресс», «Эсинисти Интернэйшнл» и другие. Персонально-общественные деятели (бывшие граждане СССР –И.Бегун, В.Слепак, Ш.Азарх, Ю.Штерн). На съезд были приглашены около 50-ти народных депутатов СССР, в том числе Я.С.Канович, М.Л.Бронштейн, М.Г.Вульфсон, И.И.Заславский, Ю.Г.Гаускнехт, Г.А.Илизаров, И.Д.Кобзон, А.И.Гельман, Г.Х.Попов, С.Б.Станкевич, А.А.Собчак, Е.А.Гаер, О.Г.Газенко, Г.В.Старовойтова. Т.И.Заславская, Ю.Н.Афанасьев, В.А.Коротки, Ю.Ф.Карякин, Е.А.Евтушенко, В.Л.Гинзбург и др. Часть из приглашенных участвовала в работе съезда, в том числе выступили В.И.Гольданский, Я.С.Канович и др.

«ВААД» в переводе с иврита значит «Совет», «комитет» так, в средневековой Польше, к примеру, назывался орган еврейского самоуправления, объединяющий кагалы – общины.
На съезде обсуждались вопросы – о национально-культурной автономии евреев; эмиграции и репатриации, по развитию еврейских традиций и религии; по иудаистике, по взаимодействию с национальными и демократическими организациями; Устав ВААД, о сионизме; выборы руководящих органов и др.
Съезд поддержал выезд евреев из СССР, необходимость сотрудничества с демократическими силами, осудил нарастающую волну антисемитизма, дал новую трактовку сионизму как «составной и неотъемлемой части общемирового и национально–демократического движения»; часть представленных организаций (около 10%) не согласились с такими императивами еврейского движения, предлагая сосредоточить его внимание на развитии еврейской и национальной культуры.
Съезд принял обращение к советскому правительству, Верховному Совету СССР и ЦК КПСС с требованием немедленно публично выступить с осуждением антисемитизма.
Рассматривались вопросы оказания Еврейской автономной областью помощи ВААДу (выступление председателя облисполкома Кауфмана).

Созданию ВААДа предшествовало несколько крупных мероприятий его инициаторов.
– В Риге 21–22 мая 1989 г. по инициативе Еврейской Культурной Ассоциации (ЕКА) состоялась всесоюзная встреча «за круглым столом» по проблемам советского еврейства. На нем было принято решение о необходимости «консолидации независимого еврейского движения», образован Координационный центр по подготовке общесоюзного съезда еврейских организаций (функционировать начал с сентября 1989 г. в Москве). На «круглом столе» также было принято предложение президента Всемирного Еврейского конгресса (ВЕК) Э. Бронфмана провести в рамках съезда ВААД заседание сессии исполкома ВЕКа, с целью оказать необходимую помощь в становлении «независимого еврейского движения». При содействии и финансовой помощи ВЕКа в Москве уже были открыты в 1988–1989 гг. Еврейский культурный центр им.Михоэлса (открыт 12 февраля 1989 г. при содействии Камерного Еврейского музыкального театра и Еврейской культурной ассоциации (ЕКА). отделение иудаистики при Академии мировых цивилизаций, отделение международного фонда за выживание и развитие, филиал Европейского европидского спортивного клуба «Маккаби» (Вильнюс, Москва) и др.
– 25–26 ноября 1989 г. в Риге прошла встреча рабочей группы, занимающейся вопросами взаимодействия с представителями демократических и национально–демократических движении СССР, в том числе с Латышским обществом еврейской культуры, еврейскими организациями Литвы, Украинским Хельсинкским Союзом, Народным движением Украины «Рух», московской фракцией ДС, народными фронтами Эстонии, Латвии, Литвы, Ленинграда, Украинской народно–демократической лигой, комитетом «Апрель» и др. На нем была при всех крайностях одобрена линия на то, что алия (выезд евреев в Израиль) и участие в демократических преобразованиях в СССР принципиально не противоречат друг другу. Указывалось, что интересы еврейской диаспоры – неотъемлемая часть общеевропейских интересов, а потому важно добиваться благоприятных условий для их реализации в конкретной стране обитания, что в свою очередь диктует необходимость развивать сотрудничество с демократическими движениями народов СССР.
– 1–2 декабря 1989 г. в Вильнюсе прошла международная конференция «балтийского еврейства», на которой апробированы, в том числе и вопросы для дискуссии на предстоящем съезде ВААДа.

Согласно программным положениям Устава ВААД самоопределяет себя как добровольное демократическое общественно–политическое объединение еврейских организаций СССР, построенное на принципах конфедерации. Организации–участники конфедерации согласны в том, что полномочия, делегируемые ВААДу, ограничиваются политическим представительством на общесоюзном и международном уровнях, а также информационными и координационными функциями.
Мотивом к объединению является «осознание глубокого кризиса, в котором находится советское еврейство, который начался сто лет тому назад еще в России». По мнению идеологов ВААДа с 60-х годов из СССР начался исход евреев, который сейчас вступил в новую фазу – стал массовым и сейчас происходит проход евреев через Россию, как это было ранее через Польшу, Испанию, Германию, Ирак и др. страны. В России • сегодня евреев становится на 300 тысяч меньше. Однако немедленная репатриация равнозначна панике 2 мл. человек, которые должны бежать через границу.

Необходимость исхода диктуется тем, что в СССР евреи как народ находятся в максимальной степени «в тупике полной ассимиляции», разрыв поколений, утрата культурных традиций от поколения к поколению.
Таким образом концепция является главным императивом в деятельности ВААДа, а поэтому главная цель: «сделать эмиграцию евреев цивилизованной, а не панической, чтобы не превращать ее в проблему беженцев.

Основные направления деятельности ВААД:
– «возвращение советских евреев в еврейский народ», т.е. восстановление советского еврейства как национального, религиозного и культурного целого; восстановление тесных связей с евреями мира, прежде всего с Израилем;
– контроль за соблюдением права на репатриацию и эмиграцию, предоставление евреям СССР двойного гражданства;
– свободное национальное развитие евреев СССР, организация традиционных форм их национальной жизни в Советском Союзе. Способствование развитию разнообразных форм общинной жизни и национально–культурной автономии евреев в различных регионах СССР (общины, культурные общества, клубы, фонды и т.д.) с учетом специфики и перспектив развития данных регионов;
– защита гражданских и политических прав, чести и национального достоинства евреев, противостояние антисемитизму во всех его формах и проявлениях. Антисемитизм рассматривается в своей основе «как реакция неевреев на свои проблемы, а не реакция на евреев», однако зачинщика бед предполагают искать в последних. Главное средство борьбы с ним самих евреев – это организация общинной жизни.

В числе задач ВААДа также «развитие сотрудничества и взаимопомощи между различными народами, участие в демократических преобразованиях советского общества; поддержка «демократического» движения в Советском Союзе.

Основные формы работы: законодательные инициативы; работы экспертных комиссий, празднование памятных дат еврейского народа, научные исследования еврейской проблематики, издательская деятельность, создание клубов еврейской культуры, хозрасчетная деятельность, переписка, туризм, поддержка деятельности всех видов и форм еврейской национальной самодеятельности, в том числе и религиозной, консультации по вопросам эмиграции и абсорбции и др.
В тактическом отношении ВААД стремится придерживаться принципа, что «вклад евреев в современное общественно-политическое развитие страны должен быть именно еврейским вкладом, а не вкладом отдельных евреев». Индивидуальное (частное) участие лиц еврейской национальности в широких масштабах в политической жизни «вовсе не радует», что приводит к тому (по мнению лидера ВААДа М.Членова). «что во главе целого ряда движений, в особенности радикальных, как слева, так и справа, стоят евреи и люди с еврейскими фамилиями». Это приводит зачастую к негативному отношению к ним, порождает мнение о засилье евреев, обостряя еврейский вопрос. Такая позиция ВААД приводит к отказу от сотрудничества с ним ряда общественных деятелей (евреев) и целых политических организаций, где много евреев в качестве их членов, из–за боязни, что их обвинят в сионизме.
Отчасти по этой же причине, несмотря на многочисленные интервью, не было публикаций о деятельности ВААД в советских средствах массовой информации («Аргументы и факты» и др.), не предоставлялось слово на митингах (например, 4 февраля 1990 г. в Москве и др.).

Деятельность Антисионистского комитета советской общественности рассматривается как дискредитирующая еврейство, способствующая развитию антисемитизма, а последний подает как козни сионизма.
Членство коллективное (только еврейские организации); строение ВААД – конфедеративное. Организации на местах могут объединяться в региональные организации ВААД.
Высший орган – съезд; исполнительный Совет, ревизионная комиссия, Совет избирает Президиум Совета и сопредседателей, создает комиссии по направлениям работы, секретариат для ведения организационно-технической работы.
Возглавляют ВААД три сопредседателя – Михаил Членов (Москва), Иосиф Зиссельс (Черновцы), Самуил Зильберг (Рига). В состав совета ВААД входит также Бейт–Дин–Цедек (Суд справедливости), задачей которого является решение спорных вопросов, возникающих в отношениях между организациями, входящими в ВААД, так и внутри их. При ВААДе созданы:
– Бюро по репатриации и эмиграции,
– Общественный совет противодействия антисемитизму,
– Еврейский информационный центр.
Для обеспечения организационно-технической стороны работы ВААДа создан секретариат ВААДа, располагающийся в помещении еврейского театра «Шалом».

Своей финансовой базы ВААД не имеет. Средства находятся в руках входящих в конфедерацию организаций. После идет поиск самостоятельной финансовой базы. проведены переговоры с представителями банка «Восток» (готов стать спонсором). Предполагают оказывать посреднические услуги: помочь наладить отношения с зарубежными партнерами и др.

Социально-профессиональный состав: преимущественно научная, творческая интеллигенция, преподаватели, работники культуры. Печатные органы создаются.

В числе московских еврейских организаций, входящих в ВААД или сотрудничающих с ним, такие, как: Еврейская культурная ассоциация (имеет Информационный центр (см.ст.»Ариэль»), издающий журнал «Шалом» (126 с.) с литературным приложением (в основном на иврит); Еврейское историческое общество (выпускает «Еврейский исторический альманах» (Г.Сатановский, с февраля 1988 г. два раза в год, 100 с.); Московское еврейское культурно–просветительское общество (зарегистрировано Моссоветом), при нем создан «Клуб 22» – литературное объединение, ставящее своей целью изучение и развитие современной еврейской русскоязычной литературы. Между редакцией журнала «22» (Израиль) и «Клубом–22» достигнута договоренность о творческом взаимодействии. «Клуб–22» будет представлять интересы журнала в СССР; «Маккаби» (культурно-спортивное); «Молодежный центр по изучению еврейской культуры – Тхия» – (зарегистрирован при Московском горкоме комсомола); «Иггуд ха-морим» – «Союз преподавателей иврита». (Более полутора сотен преподавателей в Москве и около двухсот – в городах страны.) «Иеда» – «Иегуди дабер иврит» («Еврей, говори на иврите» – откололась от «Иггуда»); Ассоциация друзей и деятелей еврейской культуры (издает «BECK» – «Вестник еврейской советской культуры», общее направление – просоветское в перестроечных условиях; «Клуб любителей еврейской книги»; «Юридический семинар по вопросам эмиграции и репатриации»; «Маханаим» («Два лагеря». Культурно–религиозное общество, занимается вопросами религии, традиций); Общество реформаторского иудаизма «Свободный иудаизм»; «Рахамим» (Общество милосердия).

В июле 1990 г. участвуют и организации советского отделения еврейского агентства («Сохнут») – общественной организации Израиля, занимающейся вопросами репатриации (алии) и абсорбции, а также связями с еврейскими общинами диаспоры.

От сотрудничества с ВААД отказались: Всесоюзное объединение творческих работников и друзей еврейской культуры (издают журнал «Советиш Геймланд» – Советская Родина), часть «Иргун Циони».

Лига МАГЕН
Общественная организация, созданная для противодействия миссионерской деятельности среди евреев. Иными словами для восприпятствования перехода евреев из иудаизма в другие религии.

Российский еврейский конгресс (РЕК)
Светская общественная благотворительная организация. Между ФЕОР и РЕК существует многолетний конфликт, связанный, в первую очередь, с финансовыми вопросами.

Международный институт XXI века
Московский ВУЗ, учрежденный Федерацией еврейских общин России (ФЕОР) в 2003 году (в 2008 году получил государственную акредитацию). Вуз состоит из 5 кафедр : Экономических дисциплин, Правоведения, Информатики и математики, Истории и иудаики, Иностранных языков.

Департамент по правозащите и борьбе с антисемитизмом
Создан при Федерацией еврейских общин России (ФЕОР).

«Гилель» Росии.
Международная еврейская студенческая организация.

Ассоциации сотрудничества «Санкт–Петербург — Израиль»

Всемирный конгресс русскоязычного еврейства (ВКРЕ)

«Джойнт» Американский распределительный комитет
Развернул на территории России сеть благотворительных организаций «Хэсэд». В «Хэсэдах» сосредоточены программы помощи старикам (евреям), медицинские программы, включая прокат медицинского оборудования, гуманитарная продовольственная помощь и пр. Отдельной строкой проходит финансирование еврейских школ и других образовательных программ для детей и взрослых. Источник финансирования – сбор пожертвований в США со стороны основного мирового «фондрейзера» в еврейском мире – UJC (Объединенной Еврейской Общины).

Еврейское Агентство в России «Сохнут» (ЕАР «Сохнут»)
Формально является не благотворительным фондом, а организацией с российской регистрацией, занимающейся поддержкой еврейского образования в России. В то же время де-факто – это израильская полугосударственная организация, имеющая при этом один из самых крупных бюджетов для работы в России. Занимается поддержанием еврейского самосознания у евреев, и поддержанием положительного отношения к Израилю, преподаванием иврита и пр.

«Лишкат ха-кешер ле мемшела»
Израильское государственное агентство по связям с диаспорой. Ранее очень мощная государственная структура, работавшая с советскими евреями.

«АРИЭЛЬ», Москва
Еврейский информационный центр создан в 1989г. на основе «неформального» еврейского информационного центра, осуществлявшего в 80-х годах в Москве ряд изданий, в том числе и периодических. «Ариэль» официально зарегистрирован.
Задачи информационного центра – помощь в возрождении и распространении еврейской культуры.

Сегодня «Ариэлем» издаются на официальной основе:
– журнал «Еврейский мир», общественно-политического характера;
– полугодовой литературно-публицистический журнал «Шалом». Редколлегия : Спектор, Черниц, Умнов. Выходит с 1988 г., 40 с., посвящен еврейской культуре. Официальный вариант существовавшего в «самиздате» на протяжении двух лет самодеятельного издания. Издает Еврейская культурная ассоциация;
– «Еврейский информационный бюллетень». Основа – «Информационный бюллетень по вопросам репатриации и еврейской культуры». Издается с декабря 1987 г., редактор А. Шмуклер. 50 с., за два года в «самиздате» вышло более сорока его номеров, является продолжением самиздатовского журнала «Евреи в СССР» (в нач. 70-х ред. А.Вороиель, затем В.Брабловский);
– журнал «Истоки», посвященный еврейской традиции. Русский перевод аналога, издающегося в США;
– Еврейский ежегодник, (редактор В.Мушинский, выходит с 1979 г., фотоспособом, 100 с.).
– Оказывает содействие в выпуске ежеквартального «Ленинградского еврейского альманаха» (редактор С.Фрумкин).
Кроме того, предполагается и уже осуществляется издание книг, календарей и другой печатной продукции по теме еврейской истории, культуры, традиции.
Директор центра – Евгений Сатановский.

Ассоциация сионистов–демократов (АСД), Москва
Создана 1 января 1990 г. По инициативе группы членов «Иргун Циони», которые во время учредительного съезда Ассоциации Еврейских общин и организаций СССР (ВААД) (см.ст.) заявили о несогласии с жесткой позицией руководства «Иргуна» и ее председателя Л.Городецкого по отношению к съезду и к создаваемому на нем ВААД. Кроме того, поводом для размежевания стал также тот пункт программы «Иргуна», который ставил обязательность эмиграции именно в Израиль.
Основные цели, задачи, программные установки АСД совпадают с «Иргуном». За исключением того, что АСД считает недопустимым насильственное принуждение к эмиграции только в Израиль, а также недопустимость концентрации власти руководства в одних руках, в данном случае – у Льва Городецкого. Основным в программе выступает теория «мягкой абсорбции», то есть всесторонней подготовки человека к будущей жизни в Израиле (в основном) уже во время его нахождения в Советском Союзе. Программа «мягкой абсорбции» включает в себя изучение языка, традиций еврейского государства, подбор приблизительно возможных мест работы в Израиле и т.п.

Основные формы работы и мероприятия: историко–просветительская деятельность, оказание помощи в изучении иврита, распространение информации об Израиле и т.д. Кроме этого. Ассоциация также реализует программы по службе милосердия, еврейскому образованию. Есть детские группы.

Отделения Ассоциации созданы в 23 городах страны.
Общая численность членов около 300 человек. Печатный орган – «Алия» (1 раз в 2 мес.).
АСД является коллективным членом ВААДа.

«БЕЙТАР» (Союз еврейской молодежи им.Иосифа Трумпельдора на территории СССР), Москва
Образован на учредительном съезде в Москве 13–14 мая 1990 г. (63 делегата из 18 городов Советского Союза). На нем принята Программа и Устав, обращение к премьер–министру Израиля, почетному бейтаровцу М.Бегину, любавическому ребе М.Шнеерсону, президенту СССР М.Горбачеву. Данное учредительное мероприятие рассматривает себя как восстановление ранее существовавшей одноименной организации. Официальным учредителем нынешнего «Бейтара» является «Иргун Циони» (сионистская организация СССР).
Основные программные цели и задачи: «борьба за право каждого еврея вернуться на свою родину – Израиль»; «защита евреев от духовного, культурного и физического насилия»; «возвращение евреев к традиционным духовным ценностям – к иудаизму», «изучение и распространение общенационального языка евреев – иврита», «участие в воспитании и обучении еврейских детей» и т.д.
Считают свои цели в основном совпадающими с целями движения «Хабад» и «Сионистской организации».
Основной лозунг: «Ам Израэль Хай! – Народ Израиля жив!»

Численность актива 100–150 человек (экспертная оценка).
Отделения «Бейтар» и отдельные его члены есть более чем в 50 городах. Наиболее сильные его местные организации в Харькове, Вильнюсе, Москве. Члены «Бейтара» обучаются ивриту, соблюдению традиций еврейской культуры, организации агитационно–пропагандистской работы, проходят спортивную подготовку, в том числе обучение у-шу, каратэ, дзюдо и др.

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»