«Война между США и Китаем вызревает в России»

К оглавлению

Война между США и Китаем на рубеже 30-50 годов XXI века может начаться только по одной причине - она уже сегодня вызревает из-за России. Так считает известный российский военный эксперт президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов, ранее возглавлявший Главное управление международного военного сотрудничества Минобороны России.
По его словам, России даже не придется интриговать, заниматься, что называется, поджигательством войны. Ей нужно будет всего лишь оставаться такой, как она есть сегодня...

- Леонид Григорьевич, вы полагает, что в модели геополитического поведения сегодняшней России заложены основы возможного американо-китайского вооруженного столкновения?

- Именно так. Все решит российский фактор.
Убеждения некоторых российских и зарубежных экспертов в неизбежности большой войны между США и Китаем, которая будет вызвана исключительно динамикой их двусторонних взаимоотношений, я не разделяю. И вот почему.

США по сути своей - несамостоятельный субъект геополитики. Над ними стоят мировые финансовые центры, послушным и пока грозным инструментом которых остается Америка. Поэтому вопрос развития отношений между Пекином и Вашингтоном, в том числе вероятности американо-китайской войны - это вопрос построения новой мировой финансовой системы.

Мы сегодня имеем дело с тенденцией ухода - медленного, но верного - доллара США с позиций главной валюты мира. Ему на смену придет либо китайский юань, либо, скорее всего, несколько валют. Американо-китайская война, которая с большой вероятностью может перерасти в глобальную, способна разрушить не только мировую финансовую систему, но и человеческую цивилизацию вообще. Нужно это финансовому интернационалу? Вряд ли. И он непременно одернет США, в крайнем случае, у последней черты.

В пользу того, что американцы не рискнут воевать, говорит еще одно - разновекторная динамика развития Китая и США. Если Китай набирает экономическую и политическую мощь, подтягивая военную составляющую до нового уровня, то США, напротив, затухают как глобальная мировая сила.

СПРАВКА:
За последние годы Китай стал одним из лидеров мирового промышленного производства. В 1999 году КНР занимала седьмое место по показателю ВВП, сейчас входит в четверку (объем ВВП США - $13,2 трлн., Японии - $4,4 трлн., Германии - $2,9 трлн., Китая - $2,8 трлн.). По прогнозам аналитиков американского инвестиционного банка Goldman Sachs, при сохранении нынешних темпов роста ВВП Китай обгонит США к 2027 году.

Кроме того, Америка на глазах теряет реальных союзников и в НАТО, и в Европе в целом, и в арабском мире, и на Востоке. Союзническая инерция пока действует, но она все слабее. США пока контролируют львиную долю мирового рынка и ресурсов планеты, многие политические режимы, но и здесь уже теряют позиции. Туснеет и имидж "борца за демократию", мир убеждается, что США не "образец демократии", а разрушитель самих ее основ и даже системы международно-правовых отношений, сложившейся после 2-ой мировой войны.

Рискнут ли последовательно слабеющие Соединенные Штаты атаковать Китай? Сомнительно. Вашингтону уже сейчас не хватает ни материальных, ни людских ресурсов даже на регулярную смену войск в Ираке.

Военное превосходство США над Китаем, конечно, пока очевидно. Но с годами и оно будет утрачено. Не случайно США пытаются, в частности, создать систему глобальной ПРО, то есть, надеть противоракетный колпак, прежде всего, на китайский и российский ракетно-ядерные потенциалы.

Думаю, что и здесь все закончится провалом. Какие-то ракетно-ядерные системы они возьмут под контроль, но в критической ситуации и Россия, и Китай (а тем более - совместно) найдут решение проблемы ПРО.

Вообще, американо-китайское противостояние, в отличие от всем нам памятного противостояния между СССР и США, станет, скорее, соперничеством двух наиболее мощных и стратегически активных стран мира. Этим положением они будут дорожить и вряд ли применят военную силу для решения проблем. Скорее, будет политика сдерживания со стороны США и "мирного одоления" со стороны Китая.

- А вы исключаете попытки со стороны США нанести поражение Китаю не военной силой, а другими средствами?

- Не только не исключаю, напротив, полаю, что США уже эти средства применяет...
По Китаю, например, регулярно прокатываются различные эпидемии. Ряд специалистов считают, что некоторые эпидемии вызваны боевыми инфекционными вирусами, разработанными в США...

Кроме того, США активно используют так называемые теневые стратегии, стратегии тайных сетевых обществ. Они могут спровоцировать финансовые, социальные кризисы, межэтнический конфликт, например, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Или конфликт Китая с Индией. Это тоже ослабит Китай...

Можно стимулировать обострение проблемы энергетических ресурсов - это тоже способ борьбы. Та же агрессия США против Ирана нанесла бы серьезный ущерб КНР, которая экспортирует с Ближнего Востока более 40 процентов углеводородов. Поэтому Пекин в последнее время сбрасывает доллары. И вовсе не для того, чтобы просто навредить Америке. Он инвестирует в мировые источники энергоносителей - чтобы выстоять. В КНР, к слову, создали мощное управление с капиталом более $200 млрд. и по всему миру скупают реальные активы, прежде всего, связанные с месторождениями полезных ископаемых.

Не будем забывать и того, что Китай за тысячелетия сцементировал нацию. Все китайские диаспоры по всему миру (кстати, в ряде стран этнические китайцы при численности 10-15 процентов населения контролируют 70-80 процентов, а то и 100 процентов экономики) в полной мере ощущают себя частью целого - китайской нации. В тех же США проживают почти 13 млн китайцев. И когда американская ракета попала в посольство КНР в Белграде, в чайна-таунах американских городов несколько дней не рисковала появляться полиция. Китайская диаспора показала властям, что отмобилизована, готова постоять за интересы материкового Китая.

Так что и этими средствами США и стоящие за ними мировые финансовые центры будут оперировать осторожно. И в перспективе все равно начнут искать компромисс с Китаем. А он на него непременно пойдет...

- Но этот сценарий, как я понимаю, может быть полностью перечеркнут Россией?

Россией - потому что она ведет себя так, будто решила использовать все свои ресурсы для наращивания мускулов Китая, возбуждения в нем захватнических аппетитов, выработки уверенности в том, что ему по силам справиться с США...

В последние десятилетия федеральные власти практически забросили Дальний Восток, Забайкалье, некоторые регионы Сибири. Но ведь Китай исторически, особенно на Дальнем Востоке, имеет к России территориальные претензии. То, что он их не предъявляет - это тактика, стратегически Пекин эту возможность придерживает до лучших времен. Тем более, что рассматривает Россию в качестве своего геополитического тыла. Это и ресурсная база, и территории, и инфраструктура, и новые технологии... Если осложнятся отношения с американцами и те перекроют коммуникации, маршруты доставки углеводородов и так далее - только Россия сможет выручить Китай...

Российские власти пока недооценивают пагубность китайской миграции, которая осуществляется на российском Дальнем Востоке. Более полутора миллиона россиян покинули эти края за последние годы, фактически развалены промышленная и оборонная инфраструктура прикитайского пограничья. Естественно, свято место пусто не бывает - при тех богатствах, которые есть в этом регионе, туда буквально хлынули массы китайцев. Многие из них уже прочно осели, утвердили свой бизнес, приобрели влияние. И в определенной мере даже диктуют условия властям. Конечно, не федеральным, но региональные уже серьезно зависят от кошельков китайских бизнесменов. Это позволяет тем легко "пробивать" свои экономические интересы, осваивая российский Дальний Восток. И, в известной степени, готовя почву к взятию региона под фактический китайский контроль, а в перспективе и суверенитет...

Сегодня Россия - пассивный донор Китая, обслуживает его экономический интерес, обеспечивает модернизацию армии, условия для размещения на нашей территории китайских трудовых ресурсов, предоставляя при этом возможности для замещения собственных трудовых ресурсов, экономического и политического влияния на собственной территории. Именно мы дали Китаю экономическую возможность создать в приграничных с нами районах инфраструктуру, которую легко использовать для переброски войск к российским границам в преддверии возможного конфликта.

При этом сама Россия ничего не сделала, чтобы экономически заинтересовать собственное население жить в этих регионах и даже разрушила существовавшую ранее здесь оборонную инфраструктуру, фактически оголив фронт...

Китайцы всего лишь пользуются провалами и безответственностью российской власти. В этих условиях "никому не нужные" территории закономерно привлекают другого "хозяина". Если такая тенденция закрепится, все, что в стране "плохо лежит" - в том числе, территории - будет оприходовано другими.

Кстати, именно это прогнозируют те же мировые финансовые центров, которые внимательно следят за ситуацией в России. Вот последние прогнозы Всемирного банка: в 2010-2020 годах Россия выйдет на пик демографического кризиса. К 2025 году россиян станет на 17 млн меньше, чем сегодня, к 2050 году - еще на 15 млн человек. Всемирный банк прогнозирует, что к этому времени Россия не сможет содержать все свои территории - и значит, встанет вопрос, кто сможет распорядиться этим ценным пространством.

Инвестиции, которые Россия намерена, как сказал президент страны Владимир Путин, направить в ближайшие 4-5 лет на развитие дальневосточных регионов - 500 млрд рублей - настолько мизерны, что ситуацию не исправят...

В общем, Китай - не вследствие собственной активности, но благодаря пассивной и исторически безответственной позиции российской власти - может обрести ту самую экономическую, военную мощь, самоуверенность и аппетиты, которые толкнут его на "тропу войны" с Америкой за российские ресурсы. А уж после победы Пекин формализует и уже обретенный фактический контроль над востоком России...

Сценарий может быть и несколько иной, но столь же губительный: сговор Китая и США о разделе России...

- И что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы эти сценарии не сбылись?

Прежде всего России нужны тщательно продуманные стратегии, выверенная политика по ряду принципиальных для нее, судьбоносных для национальной безопасности направлений. А их, в том числе стратегии взаимоотношений с Китаем, сегодня, к сожалению, нет...

Система государственных институтов, проводящих аналитические, в том числе геополитические исследования, в России, конечно, сохранилась. Получили развитие и общественные научные организации, такие как Академия геополитических проблем и многие другие. Но беда в том, что их исследования нынешняя российская власть не востребует.

Взять, к примеру, Институт востоковедения Российской Академии наук. Три года назад, помнится, мы проводили совместную научную конференцию, на которой выяснилось, что многие годы институт не получал от президента, его администрации, правительства РФ госзаказа на научные разработки. О чем можно говорить?

Естественно, и наша Академия таких заказов не получала. Между тем, в том же Китае... Бывший китайский военный атташе в России, возвратившись на родину, создал аналог нашей академии. И как только этот геополитический центр реально заработал, он тут же был включен в структуру китайского Генштаба...

У нас нет "Проекта "Россия" - научно обоснованного, глубоко проработанного, нет и ответа на вопрос, какой должна быть модель будущей России, что и в какие сроки нужно сделать, чтобы такую модель воплотить в жизнь. В результате страна живет по принципу "куда вывезет"...

России нужно определиться и с геополитической идеей. Все крупные государства ее имеют. Какой бы ни была Америка - плохой, хорошей, но у них есть идея мирового господства и они все под нее выстраивают - и экономику, и политику, и систему вооруженных сил. Или взять идею объединенной Европы - страны, принявшие ее, совместно и достаточно слаженно работают над ее реализацией.

- Но разве не является таковой идея встраивания России в Европу, в западную цивилизацию, предложенная в 90-х годах прошлого века?

А разве ее приняло российское общество? Нет. И не могло принять. Потому что оно, возможно, подсознательно, понимает, что Россия сама по себе одна из самобытнейших мировых цивилизаций. И в принципе не может быть "встроена" в другую цивилизацию. Сосуществовать наряду с западной, с другими, обогащать их и обогащаться самой в интересах общечеловеческой цивилизации - может. Но не встраиваться. Ибо это приведет к настоящей катастрофе для российской цивилизации, ее полному поглощению и обеднению той самой общечеловеческой.

Наметившийся сейчас отказ нужно сделать планомерным - и выйти на собственную, органичную для нас геополитическую идею. Для этого нужны политическая воля, заказ от власти, готовность претворять эту идею в жизнь. Тогда и вырисуется оптимальная модель государства, мы получим ответы на важнейшие вопросы - какова будет экономика, социальная структура общества, политическая система государства, система взаимоотношений с другими государствами. И это объединит власть с обществом, с народом.

И в этой связи важнейшее значение обретает вопрос о ведущем этносе. Не найти более-менее многонациональной страны, где не было бы ведущего этноса. Этноса, который бы нес историческую ответственность за выбор стратегии развития страны, организацию ее безопасности, экономики и так далее. США здесь нам не образец: за период их развития из разных групп населения - афроамериканцев, выходцев из Европы, Латинской Америки, Азии - сформировалась американская нация. Да, она пока неустойчива, но ей уже присуща готовность нести историческую ответственность за страну, потому что доминируют англосаксы.

В России же, где русский этнос фактически отстранен от такой ответственности, общность "россияне" еще долго будет оставаться неопределенной и аморфной. А поскольку любое проявление русского самосознания поспешно квалифицируется как национализм - это грозит продолжающимся угасанием русского этноса. Кто будет отвечать за Россию, за ее будущее - "россияне"?..

Несколько обнадеживает то, что даже при отсутствии базовых теоретических разработок российская власть порой выходит на крайне важные - для будущего страны, евро-азиатского региона, да и всего мира - решения. Я имею в виду идею Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

ШОС, в сущности, это второй, альтернативный полюс мира - не только в виде противостоящего Западу во главе с США военно-экономического союза. Это альтернатива в миропостроении, философии международных отношений, вообще жизни человечества, его выживаемости. Это фактически коалиция 5-6 мировых цивилизаций.

Идею ШОС нужно всемерно развивать. В этой организации Россия, безусловно, будет играть ведущую роль. Речь не о диктате интересов, а именно о ведущей роли - в плане высоких технологий, интеллектуального потенциала, источника разумно используемого в общих интересах сырья. Наконец, о духовном лидерстве и балансе сил.

В результате можно будет не только предотвратить российско-китайское, российско-американское или американо-китайское вооруженное столкновение, но и серьезно, глубоко воздействовать на мир, способствовать его позитивному изменению.

России нужно менять и конкретные, так сказать, тактического уровня взаимоотношения с тем же Китаем. Я уже говорил, что просто продавая ему вооружения и даже лицензии на их производство, мы не выйдем из схемы "донор-реципиент", не сформируем важную для наших государств, да и для дела мира российско-китайскую геополитическую общность.

Еще будучи начальником Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ, я не раз участвовал в разного рода переговорах по военно-техническому сотрудничеству с Китаем. И всегда занимал такую позиции: нужно не просто продавать оружие, а создавать взаимозависимую, взаимодополняющую структуру обеспечения общей обороны.

Что я имею в виду? Схема первого этапа была реализована при продаже Китаю наших истребителей Су-27: мы поставляем самолеты, потом передаем лицензию на производство, а Китай обязуется не размещать Су-27 ближе оговоренной дальности от российских границ.

Но надо идти дальше, переходить ко второму этапу. Например: китайцы заинтересованы в создании системы противоракетной обороны (ПРО), но создать ее могут только с нашей помощью. Поэтому России следует идти навстречу партнеру по ВТС только при условии, что это будет совместная система. И работать она будет только против ракет третьих стран. Причем, часть системы должна размещаться на нашей, часть - на китайской территории.

В рамках этого проекта, без всякого сомнения, можно не только помочь Китаю, но и укрепить долговременные союзнические отношения. Отход от союза, а тем более - его разрыв в этом случае будет неприемлем для обеих сторон, поскольку приведет к прекращению функционирования системы ПРО или, по меньшей мере, к значительному снижению ее потенциала.

Если такая система взаимоотношений будет создана, Китай не будет нам опасен ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе. И нас не сочтет опасными...

Если же мы не определимся с долговременной стратегией развития государства, не сформулируем геополитическую идею, не выработаем модель той России, которую хотим видеть на различных этапах развития... Мы, действительно, будем повинны в той войне, о возможности которой давно уже говорят эксперты - между США и Китаем.

А главное - потеряем Россию.

Опубликовано в «Русском журнале», 2007, ноябрь – декабрь

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»