«Продуктовые мошенничества»

К оглавлению

На одной из баз Кировского района три предпринимателя занимались незаконной расфасовкой семечек, изюма и арахиса, наклеивая на продукцию поддельные этикетки различных фирм. Товар дешево продавали владельцам коммерческих ларьков и на городские рынки. За 5 месяцев предприимчивые торговцы успели заработать несколько десятков тысяч рублей. Затем один из мошенников сообщил об этом в правоохранительные органы, когда понял, что все деньги уходят на личный счет хозяина цеха. Сейчас следственная комиссия будет принимать решение о возбуждении уголовного дела по одной или нескольким статьям. К незаконному предпринимательству и мошенничеству может прибавиться факт торговли некачественными продуктами питания.

«Продуктовые мошенничества» основываются на том, что в те продукты, которые мы употребляем в пищу, кладется совсем не то, что пишется на упаковке, сюда же можно отнести подделывание сроков годности. Например, в начале апреля 2005 года в Ганновере (Германия) сотрудники сети супермаркетов REAL были уличены в том, что они перекладывали в новую упаковку просроченный мясной фарш и заявляли его как свежий товар. Прокуратура предъявила обвинение 9 сотрудникам супермаркета.

Однако этот случай не единичный, с этим сталкиваются покупатели всех стран. На оптовых продуктовых базарах продают просроченные товары, у которых рядом с фабричным сроком годности стоит вторая дата, поставленная продавцом (для этого используется специальная печатка). На импортных продуктах срок указывается на пластмассовых гребешках, которые легко срезаются.

В 2004 году в Южной Корее разразился скандал, получивший название «мусорные пельмени». Внутри пельменей, изготавливаемых местным производителем и продаваемых через супермаркеты, были обнаружены гнилые овощи. Корейское санитарное ведомство сообщило, что с 1999 года по февраль 2004 года 18 компаний использовали в своих продуктах гнилые овощи.

В нашей стране истории о том, что в колбасные изделия подмешивается все кроме самого мяса, уже давно перестали быть анекдотом. На дешевое шампанское наклеивают этикетки дорогого, обертки не соответствуют конфетам и т. д. Думается, что с подобным сталкивался практически каждый.

Но все-таки у нас в России самым популярным видом продуктового мошенничества является так называемое «бодяжничество», то есть элементарное изготовление нелицензионной водки. На заре бодяжного бизнеса подделки можно было отличить по способу наклейки этикеток, качеству их изготовления и т. п. Однако, бодяжники тоже не отставали от нововведений в этой области. Производители стали изготовлять оригинальные бутылки, клеить голограммы. Появились акцизные марки, но любые усложнения давали до сих пор лишь временный эффект. Хотя, при достижении особо высокого уровня защиты, бодяжники переключаются на подделку более дешёвых сортов.

Что делать?

Два недавно принятые в России закона чрезвычайно важны для решения проблем контроля продуктов питания, а именно:
1. О защите прав потребителей (этот закон регулирует права потребителей при покупке товаров и услуг в вопросах качества, безопасности и информации о товарах и услугах, в нем также определяется механизм реализации этих прав);
2. О сертификации продукции и услуг. Если сомневаетесь, попросите соответствующие документы и знайте свои потребительские права.