Аферы в банках

К оглавлению

В последнее время в России, Беларуси и Прибалтике значительное количество мелких банков были обанкрочены самими учредителями. Схема была стандартна: после регистрации банка привлекались новые клиенты, переходившие на расчетно-кассовое обслуживание в учрежденный банк или клавшие в него деньги на депозит, активно привлекались ресурсы по межбанковскому кредитованию. После аккумуляции в банке достаточной суммы учредителям банка выдавались очень крупные кредиты, которые в совокупности делали банк неплатежеспособным. После этого учредители умывали руки, а в убытке оказывались клиенты банка.

В банковской сфере злоупотребления со стороны персонала — явление распространенное. Особенно, как показывает практика, в мелких банках. Причина этого явления в первую очередь кроется в исполнении одним человеком в небольшом банке нескольких должностей сразу. Это позволяет совершить хищение в качестве кассира, а потом скрыть его в качестве бухгалтера.

«Кассир ошибся»

В этом случае сотрудником изымается небольшая сумма денег, затем докладывается о недостаче, возникшей якобы из-за ошибки в ранее сделанных расчетах, и предлагается переделать старые документы. Таким образом, похищаются небольшие суммы, но если умело обманывать вышестоящее начальство, беспрекословно принимающее исправления, сумма может набраться довольно крупная.

Хищение денег посторонним лицом.

Существуют также способы обмана мошенниками неопытного кассира. В зарубежной практике известны случаи, когда при проверке кассы ревизоры уничтожали свои собственные чеки или чеки компаньона. В результате у кассира возникает недостача на сумму чека, а ревизор с компаньоном получают доход.

Списание средств со счетов клиента.

Если невнимательно следить за движением денег на счете своего предприятия, то деньги могут быть списаны на другую фирму. Если списание обнаруживается — мошенник извиняется и возвращает деньги . Если никто ничего не заметил — доход получен.

Подмена настоящей валюты поддельной.

Большинство клиентов до сих пор доверяет банкам и их работникам. Эта доверчивость помогает сбывать через банк фальшивые денежные знаки. Но всё же основной вид такой аферы — всучивание вместо новых купюр старых и потрепанных, которые трудно реализовать за полный номинал.

Присвоение арендных платежей.

Арендные платежи собираются, но в банк не сдаются и фигурируют в банковской отчетности как задолженность по арендным платежам.

Вытягивание денег из пачек.

Если клиент получает достаточно крупную сумму денег, то в банке у него часто нет возможности пересчитать количество денег в каждой пачке. Деньги без подсчета увозятся из банка и только уже в своём офисе кассир клиента их пересчитывает. Но делать это нужно ещё в банке. Тогда в случае ошибки перед клиентом извинятся и выдадут нужную сумму. Иначе трудно будет доказать, что это не попытка мошенничества.

Электронное мошенничество.

Распространено и так называемое «электронное мошенничество» — преступления, которые совершаются с помощью компьютеров. Например, в крупные фирмы приходили письма с просьбой уточнить данные по пластиковым картам. При нажатии на ссылку в этом письме клиент попадал на лжесайт банка, где ему предлагали набрать номер кредитки и пин-код.

Мошенничества в хранилищах для собственности клиентов.

Некоторые банки принимают от своих клиентов на безопасное хранение ценные бумаги, документы и материальные ценности. Наиболее распространено мошенничество, связанное с изготовлением дубликатов ключей хранилищ клиентов. Убытки от несанкционированного доступа к камерам хранилища обычно обнаруживаются при проверке клиентами своих камер. Доказать факт хищения из его камеры клиенту бывает очень трудно. Если похититель не найден, то клиенту вряд ли возместят ущерб.

«Продажа» клиентов.

Распространена практика, когда работники низшего и среднего звена банка предоставляют информацию о своих клиентах банкам-конкурентам. При этом клиентам, желающим положить значительные суммы денег на депозит в первом банке, специально сообщаются заниженные депозитные ставки. Но тут же сообщается, что ставка по депозиту в другом банке намного выше. Клиент благодарит и несет деньги в указанный банк. А этот работник банка регулярно получает комиссионное вознаграждение от банка-конкурента.