Истоки межцивилизационного конфликта

К оглавлению

Что объединяет мировые религии — иудаизм, христианство, ислам — вот уже тысячелетия связывающие в единое поле спасения миллионы верующих людей во всем мире? Вера в Единого Бога. Консерватизм. Традиционализм. Все это сформировало разные по внешним признакам, но единые по сути и даже по внутренней структуре — цивилизации: иудейскую, христианскую, исламскую.
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных;
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них.

Федор Тютчев
Единобожие

Несколько тысяч лет назад мир разделился на тех, кто верил в Единого Бога и тех, кто верил во множество богов. На «правоверных» и «язычников». Спасение на Том Свете обещано было только «правоверным». Пустые обещания? Многотысячелетняя устойчивость веры миллионов людей, устойчивость религиозных систем, созданных столетия назад, устойчивость социальных институтов и сохранение традиций десятков народов мира, скорее всего, указывают на полевидную форму энергии, взаимосвязывающую вот уже столько времени живых и мертвых в одно целое.

Любая система имеет энергетический заряд, который расходуется на поддержание жизнедеятельности этой системы. Заряд иссекает — система разрежается и распадается. Чем сложнее система, тем больше энергии она потребляет. А если источник энергии невероятно мощный? Такие системы живут необычайно долго.

По Л. Н. Гумилеву, все человечество представляло и представляет собой сложносистемное поле, связанное энергетическими биологическими и социальными законами. В этом поле религиозная система — это замкнутая система дискретного типа — корпускулярная система. Она получает заряд энергии и, растратив его, переходит либо к равновесному состоянию со средой, либо распадается на части.

Система обладает положительной или отрицательной комплиментарностью, т.е. коллективы людей с общим стереотипом поведения и своеобразной внутренней структурой противопоставляют себя (мы — праведники) всем другим коллективам (они, «не мы» — язычники). Мера устойчивости системы есть показатель плотности внутренних связей различных весов и знаков (в кибернетическом смысле), определяющих степень сопротивляемости системы внешним воздействиям.

Саморегуляция системы есть ее способность развиваться в направлении, обеспечивающем существование и адаптацию с наименьшими затра­тами энергии — пассионарности. (Гумилев Л. Н., Этногенез и биосфера Земли. — Москва: ДИ ДИК, 1997. — С. 607, 608, 609).

Вслед за В. И. Вернадским Л. Н. Гумилев источником такой энергии называет окружающий нас космос (Солнце, др. источники излучения). Не отрицая воздействия космических энергий на живые существа нашей планеты, отметим, что возникновение и самоорганизация сложных систем закрытого типа в естественно-природных условиях очень и очень маловероятна.

Исламский богослов шейх Али Ат-Тантауи пишет: «Если в мешок опустим пять шариков — 4 белых и 1 красный, а затем достанем один из них, вероятность появления красного первым будет 1 : 5, а если опустим 9 белых и 1 красный, соотношение будет 1 : 9. Если же опустим неограниченное число белых шариков, вероятность появления красного шарика будет 1 к бесконечности. Никакой здравомыслящий человек не скажет, что красный шарик обязательно появится с первой, второй или сотой попытки. А эти бесчисленные планеты, точно плывущие по установленным орбитам и не сталкивающиеся друг с другом, разве могли быть сотворены случайно? За всем этим обязательно стоит Превосходный, Мудрейший, Всезнающий Предводитель» (№ 1, с. 16-17)

Указывая на Бога как единый сверхмощный источник энергии всех видов, организующий и регулирующий взаимоотношения во Вселенной, богословы трех мировых религий, несущих в своей основе единобожие, противопоставляют свою мировоззренческую концепцию так называемым язычникам и атеистам.

Вера в Единого Бога — это причастность человека к единому источнику энергии и предопределенность (а не просто запрограммированность) всех событий в мире. При жизни и после смерти человек уверен в защите и спасении своего «Я», своей индивидуальности. Такая вера не имеет ничего общего с фанатизмом.

Здесь вера — сознательный выбор. «Не верующий» человек выбрал другую концепцию.

Верующие столетиями, тысячелетиями объединяются в организованные религиозные сообщества, закрытые системы корпускулярного типа. Устойчивость таким системам дает неиссякаемый источник энергии.

Для верующих — само существование таких долгоживущих устойчивых систем есть доказательство правильности выбора мировозренческой концепции.

Имена этого единого источника энергии: Бог, Господь, Отец, Аллах и др., это имена того Одного, Единого для Вселенной, Бога — Творца всего, что сущее, Того, если угодно, «Суперразума», Того «Инженера» всего бесконечно огромного механизма Вселенной, в том числе и нашей скромной планеты, который функционирует столь безотказно (№ 2, с. 774).

Древние примерно так же воспринимали концепцию единобожия. «В качестве Верховного Высшего Начала выступает Божественная манада (условно именуемая Бог, Господь), что является отправным элементом всего сущего, первоисточником всякой жизни и в Своем безусловном совершенстве не обладает сущностью; в непосредственной близости от Него прибывает сфера божественно-сущностного, откуда происходят первые, обретшие форму (ангелы, джинны); вслед за ними — небольшая группа «старейшин» — «Верховное Собрание Святых» (см. также «Псалтырь», псалм 88, ст. 6). К божественно-сущностному примыкает Первозданное Творение — Вечное Царство Божие с его Раем и преисподней» (№ 2, с. 713).

В этом понимании были едины иудеи, христиане, мусульмане.

«Праведников» и «язычников» не разделяет пропасть. Многие из «язычников» были близки к признанию единого источника энергии («света») во Вселенной и к предопределению происходящих событий. Платон, Плотин, Прокл, Ямвлих, из современных, например, А. Ф. Лосев и многие др. говорили о «божественных именах», «эйдосах», «идеях», «архетипах», на которых строится мир.

От «сверхтонких материй» (мы сказали бы сейчас — «высокочастотных полей») к «грубой материи» («низкочастотному миру») — путь так называемого объективного идеализма, который обобщил и усовершенствовал идеи многобожия. Этот путь является осмысленным, в какой-то мере предопределенным существованием мира эйдосов (богов), где эйдосы (смысл, программа, идеальный образ), находясь в вещах, сущест­вуют сами по себе вне этих вещей. Каждый эйдос содержит в себе невероятное количество энергии, которая при уничтожении эйдоса высвобождается и поглощается другими эйдосами (№ 3, с. 608, 657—662).

Концепция атеистов исключает не только единый источник энергии во Вселенной, но и заданность, тем более предопределенность событий. Антропоцентризм — основа концепции. Случайно зародившаяся жизнь на маленькой планете привела к возникновению саморазвивающейся самоуправляемой материи (биологической и в дальнейшем искусственной). Источников энергии для поддержания существования жизни много, эти источники надо только освоить, и наступит всеобщее благоденствие еще при жизни человека.

Приверженцам атеистической концепции приходится объяснять факт существования сложных саморазвивающихся систем, появившихся путем случайного выбора или отбора. Созданы сотни научных дисциплин, объясняющих могущество случая. Однако Теория вероятностей, Теория множеств, Теория восприятия говорят об ограниченности концепции:

а) вероятность возникновения сложных систем из низкочастотной материи в естественно-природной среде бесконечно малая;

б) единое разделить нельзя, в нем можно только выделить. Это требует отношений «субъект — объект». Так формируется материально-идеальный мир;

в) теория восприятия говорит об ограниченности человеческих чувств (даже усиленных специальными приборами и инструментами) в восприятии Реальности.

Человек воспринимает ничтожно малую часть этой Реальности, за которой непознанный или вообще непознаваемый мир, где энергия Реальности начинает проявлять себя, игнорируя все фундаментальные законы, открытые человеком. Следует отметить, что всякое стабильное изменение способа восприятия обязательно ведет к изменению типа энергообмена субъекта с окружающей средой, а это трансформирует конституцию самого субъекта (№ 4, с. 18) (см. Преображение Господне, Ев. от Матфея, гл. 17).

Неверие в предопределенность событий оставляет человека один на один с его величеством — случаем. Эту обреченность хорошо показал писатель М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита»:
«— Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?
— Сам человек и управляет, — поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос.
— Виноват, — мягко отозвался неизвестный, — для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день» (№ 5, с. 18).

Таким образом, из трех конкурирующих концепций восприятия окружающего мира концепция единобожия наиболее логически совершенна и закончена.

Писание (с идеей мессианства)

Весть — писание — это та «программа», по которой жизнь и деятельность человека должны гармонично влиться в мировой «порядок строгий, что задуман был творцом» (Коран, с. 23, ст. 71).

Св. Писание — основа письменной традиции единобожия для иудеев, христиан и мусульман. Св. Писание — «закон», «книга закона» (по-еврейски «Тора» — наставление).

Еврейское предание приписывает составление его Моисею, вождю и законодателю израильского народа, в предположении, что именно он со­брал и записал сохранившееся среди его народа устные предания: о порядке сотворения мира, о грехопадении первых людей и потопе, о происхождении и первоначальной истории Израиля.

Позднее к Писанию были добавлены книги пророков (небейм) и агиографы (кетубим). Получилась «Еврейская Библия» — основа иудейской религии. Христиане в «Ветхом Завете» сохранили Св. Писание (Пятикнижие), часть «Пророческих книг» и др.

Приведем сравнительный анализ так называемой «Еврейской Библии» и «Православной Библии: Ветхий Завет»:
Еврейская Библия Православная Библия
Закон (Тора): Закон:
Бытие Бытие
Исход Исход
Левит Левит
Числа Числа

Второзаконие Второзаконие
Пророки (небеим): Исторические:
Великие пророки: Кн. Исуса Навина
Исая Кн. Судьев Израйлевых,
Еремия Рут
Езекиль Первая кн. Царств
Вторая кн. Царств
Малые пророки: Третья кн. Царств
Осия Четвертая Кн. Царств
Йоил Первая и Вторая кн.
Паралипоменон
Амос Первая кн. Ездры
Овдий Кн. Неемии
Йона Вторая кн. Ездры.
Михей
Наум
Аввакум
Софония
Аггей (Огий)
Захария

Малахия Учительные:
Товита
Иудифи
Есфири
Агиорафы (кетубим): Йова
Псалмы Псалтирь
Притчи Соломона Притчи Соломона
Йов Екклезиаст
Песня песен Песня песен Соломона
Есфир Премудрость Исуса
Даниил сына Сирахова
Ездра
Неемия
1 и 2 кн. Паралипоменон.
Пророческие:
Кн. пр. Исаии
Кн. пр. Еремеи
Плач Еремеи
Послание Еремеи
Кн. Пр. Варуха,
Даниила
12 малых пророков,
три книги Маккавеев
и Третья кн. Ездры

Коран подтверждает истинность всех Писаний, ниспосланных до него (Закон Моисея и Евангелие Христа).

«Коран — это святая книга мусульман, переданная им посланником Божьим — Мухаммедом. В мусульманской теологии есть термин «иджаз», который означает «быть бессильным создать что-либо подобное тому, что создано Аллахом», а ведь Коран и есть Калямулла (слова Господни). Это — уникальный по стихосложению, торжественному восхвалению и бытовой мудрости свод морально-нравственных, религиозных, гражданских, политических и юридических норм, переданных пророком за сравнительно длительный период времени. Появление первой суры (главы) № 96 относится примерно к 610 г. н.э., последняя же составлена незадолго до смерти Мухаммеда в 632 г. н.э.» (№ 2, с. 7).

«Понятие о едином истинном Боге и необходимости чистого служения Ему существовало еще до Мухаммеда между теми арабами, которые не приняли ни иудаизма, ни христианства и назывались «отделившимися», или, по-арабски, «ханифами», что впоследствии стало означать последователей древней веры Аврамовой, — в этом смысле и Мухаммед называет себя ханифом. Мухаммед решительно отклоняет от себя притязание быть основателем или первым провозвестником ислама: «Ислам, — говорит он, — это религия Ноя (Нуха), Авраама (Ибрахима), Моисея (Мусы) и Исуса (Исы)» (См. с. 42, ст. 13 и далее по Корану с. 3, ст. 84)» (№ 2, с. 6-7).

Правда, Коран не включает в себя тексты Писаний, а только дает ссылки на их существование, поэтому Коран не превратился в мусульманскую Библию, подобно еврейской или христианской. Отсюда множество толкований этих ссылок как со стороны мусульман, так и иудеев и христиан. Но логика единой письменной основы всех трех религий несомненна.

Недопонимание между приверженцами мировых религий часто кроется в разной интерпретации терминов, упоминаемых в Книгах. Например, «глагольная форма от «джихад» - «джахид(у)» переводится, как «прилагайте усердие, усилие; усердствуйте».

Именно так слово переведено в официальном документе, выпущенном в 1970 г. Ватиканским департаментом по не христианским делам Церкви под заголовком «ориентации на диалог между христианами и мусульманами» на втором Ватиканском Соборе.

Этот официальный документ чрезвычайной важности указывает на «пересмотр нашего отношения к Исламу с критическим анализом наших предрассудков… Мы должны отказаться от устаревшего образа как наследия прошлого, искаженного предрассудком и клеветой… и признать прошлую несправедливость по отношению к мусульманам, за которую Запад с его христианским образованием несет ответственность».

Текст документа изложен на 150 ст., объективно отвергающих «классический» взгляд христиан на ислам и призывающих к непредвзятой оценке реальности: «Мусульмане и христиане почитают одного и того же Бога, Бога Авраама, Моисея и Исуса, одного и Единого, Всемилостивого и Милосердного, Властелина Судного Дня… и Аллах — ничто иное, как арабское имя этому Богу».

В 1969 г. кардинал Кониг заявил об этом единстве веры в главной мечети г. Каира перед аудиторией студентов самого престижного Исламского университета мира — Аль Асхар. В апреле 1974 г. глава Ватиканского департамента по не христианским делам церкви посетил с официальным визитом Королевство Саудовской Аравии и передал Его Величеству королю Фейсалу послание его преосвященства папы Павла VI «с глубокой верой в объединение исламского и христианского мира в их почитании Единого Бога».

Документ также указывает на откровенные искажения в переводе и толковании Священного Корана. Предвзято и тенденциозно истолкованы такие постулаты ислама, как вопрос добровольного принятия религии (цитируется айат 256, с. 2), «Джихад фи сабиль Алла» (документ дает корректное толкование, как «усилия на пути Господнем, предпринимаемые верующими по защите себя от агрессивного посягательства недругов», и указывает, что это не имеет ничего общего с библейским «херемом», а «является законным правом на свою религию и новые земли» (№ 2, с. 760-761).

Идея мессианства является общей для трех мировых религий. Вера в Спасителя, Заступника людей перед Богом в момент Страшного суда. Однако, на этом сходство заканчивается, далее идут разногласия между религиями о личности Спасителя и Его функциях. Разногласия настолько велики, что, кажется, вся 2000 летняя история народов Евразии построена на этом противоречии.

Мессия, по-еврейски Мошиах, Спаситель. О Его приходе говорит Св. Писание и др. книги:

«18. Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему;

19. а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу.

20. но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти» (5 кн. Моисея, Второзаконие, гл. 18).

«14. Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приймет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (кн. Исаи, гл. 7).

«1. И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его;

2. и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия » (кн. Исаи, гл. 11).

«1. Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя, Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд.

6. Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников» (кн. Исаи, гл. 42).

«3. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.

4. Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

5. Но Он изъявлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.

6. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (кн. Исаи, гл.53).

Есть ли какое-либо знамение перед приходом Мессии? Как Его узнать?

По иудейской традиции, признаком пророческой миссии являлся акт сведения с неба огня, который поглотил бы жертву (см. Ветхий Завет, Левит, гл. 9, ст. 23, 24: «И вошли Моисей и Аарон в скинию…И явилась слава Господня всему народу: и вышел огонь от Господа и сжег на жертвеннике… и видел весь народ, и воскликнул от радости, и пал на лице свое»).

Об этом же знамении пишет и Коран (с.3, ст.183):
«Тем, кто сказал: «Нам заповедал Бог
Ни одному посланнику не верить,
Покуда он не явит жертвы нам,
Которую пожрет огонь (с небес)».
Скажи: «И до меня являлись к вам пророки,
Неся знамения Господни,
И даже то, о чем вы говорите, —
Зачем же вы их убивали,
Коль вы (в своих словах) правдивы?»

Знамением также является приход пророка Илии:
«5. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного.

6. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (кн. Малахии, гл. 4).

Когда часть евреев объявила Мессией Исуса из Назарета, иудейские священники отказались признать Его Посланником Божьим, обвинили в богохульстве и неуважении к законам.

На вопрос: «61. Ты ли Христос, Сын Благословенного? Исус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего в облаках небесных.

63. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что нам свидетелей?

64. Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти». (Ев. от Марка, гл. 14)

Казнь Исуса, как «лжепророка», разделила евреев на иудеев и христиан. По мнению христиан, иудеи, казнившие Мессию, нарушили древний Завет (Договор) с Богом, предопределившим приход Спасителя, и перестали быть «избранным народом». Мы бы сказали сейчас, что иудеи «потеряли иммунитет», перестали быть «народом защищенным», мало того, стали «народом преступным» («кровь на ваших потомках»).

По мнению иудеев, христиане — евреи, объявив «лжепророка» Сыном Божьим, нарушили древние законы и заповеди (вспомним о «лжепророках» Св. Писания), тем самим выйдя из Завета с Богом, перестав быть иудеями.

Завет (Договор) с Богом заключался в том, что евреи почитали единого Бога, соблюдали Его законы и заповеди, в свою очередь, Бог покровительствовал евреям и обещал спасение им в день Господнего суда:
Аврааму — «18. и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (1 кн. Моисея, Бытие, гл.22).
Моисею — «5. итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля.
6. а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (2 кн. Моисея, Исход, гл. 19).
«6. ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов которые на земле.
7. Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, — ибо вы малочисленнее всех народов,
8. но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою... и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского.
9. итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и со­храняющим заповеди Его до тысячи родов,
10. и воздает ненавидящим Его в лице их, погубляя их; Он не замедлит, ненавидящему Его самому лично воздаст.
11. итак соблюдай заповеди и постановления и законы, которые сегодня заповедую тебе исполнять» (5 кн. Моисея Второзаконие, гл. 7).
Нарушен или не нарушен Завет с Богом? — вот суть спора иудеев и христиан. Взаимные обвинения очень серьезны с точки зрения верующего человека.
Христиане попытались предоставить доказательства подлинности Мессии — Исуса Христа:
«18. Рождество Исуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого,
19. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
21. родит же Сына, и наречешь Ему имя Исус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
22. а все это произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23. се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Ев. от Матфея, гл.1)

«1. по прошествии дней шести, взял Исус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
2. и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет.
3. и вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
4. При этом Петр сказал Исусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
5. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се голос из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
10. И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?
11. Исус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все;
12. но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.
13. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Ев. от Матфея, гл. 17).
«16. Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Исус,
17. и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.
18. И приблизившись Исус сказал им: «дана Мне всякая власть на небе и на земле.
19. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Ев. от Матфея, гл. 28).

«39. Исследуйте Писание, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне» (Ев. от Иоанна, гл. 5).

Иудеи отвергли эти доказательства, обвинив христиан во лжи и богохульстве. Иудеи считают себя и только себя наследниками Договора с Богом. Все остальные — вне Договора, а значит, вне спасения.

Иудеи пишут: «В соответствии с Талмудом, Исуса казнили по решению собственного раввинского суда за идолопоклонство, подстрекание др. евреев к идолопоклонству и неуважение к власти раввинов. Все классические еврейские источники, которые упоминают об этой экзекуции, хвастливо берут ответственность на себя за это; в талмудистских источниках римляне даже не упоминаются… Само имя Исус было для евреев символов всего того, к чему они питают отвращение, и такая популярная традиция все еще существует. К религиозным учениям христиан евреи питают стойкое отвращение. Им запрещается их цитировать, не говоря уже о том, чтобы изучать их, даже в современных израильских школах» (Shahak. 1. (1994). Jewish History, Jewish Religion. 97-98).
По мере распространения христианства в Азии, Европе и Северной Африке целые народы включались в эту полемику. Когда христианство стало господствующей религией в Римской империи, а затем в других государствах, иудаизм, как религия «народа-преступника», оказался «вне закона». Неприятие иудеями личности Спасителя раздражало христиан:
— Исус Христос: «13. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Ев. от Матфея, гл. 23).
— Апостол Павел: «7. Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому» (Посл. к Евреям, гл. 8).
— Папа Григорий IX. Обвинял Талмуд как религиозное писание, содержащее «все типы гнусностей и богохульств против христианства».
— Папа Венедикт XIII. Его Папская Булла по евреям (1450 г.) объявляла: «Ересь, тщеславие и ошибки Талмуда не дали евреям узнать правду».
— Папа Иннокентий IV сжег Талмуд как книгу зла в 1233 г.
— Папа Иоанн ХХII запретил Талмуд в 1322 г.
— Папа Юлий III. Папская Булла против иудейских книг (1554 г.), повелевала сжигать Талмуд «повсеместно».
— Папа Павел IV. Булла Кум Нимас Абсурдум (1555 г.) яростно осуждала ростовщичество евреев.
— Папа Пий IV. Осуждал еврейские писания, призывающие к геноциду.

— Папа Пий V. Изгнал всех евреев из Папских государств (1569 г.).
— Папа Григорий ХIII. Говорил в Папской Булле от 1581 г.: «Движимые огромной ненавистью к членам христианства, они продолжают планировать чудовищные преступления против христианской религии с возрастающей день ото дня наглостью».
— Папа Климент VIII. Осуждал еврейские писания, призывающие к геноциду.
— Протестант Мартин Лютер: «Вы должны знать, что евреи богохульствуют и оскверняют имя нашего Спасителя день за днем…».
Начались преследования иудеев и погромы. Вот список городов и стран, которые изгоняли евреев:
Майнц (1012 г.), Франция (1182 г.), Верхняя Бавария (1276 г.), Англия (1290 г.), Франция (1306, 1322 гг.), Саксония (1349 г.), Венгрия (1360 г.), Бельгия (1370 г.), Словакия (1438 г.), Огзбург (1439 г.), Верхняя Бавария (1442 г.), Нидерланды (1444 г.), Бранденбург (1446), Майнц (1462 г.), Майнц (1483 г.), Варшава (1483 г.), Испания (1492 г.), Италия (1592 г.), Литва (1495 г.), Португалия (1496 г.), Неаполь (1496 г.), Наварра (1498 г.), Бранденбург (1510 г.), Пруссия (1510 г.), Генуя (1515 г.), Италия (1540 г.), Неаполь (1541 г.), Прага (1541 г.), Генуя (1550 г.), Бавария (1551 г.), Прага (1557 г.) Ватикан (1569 г.), Венгрия (1582 г.), Гамбург (1649 г.), Вена (1669 г.), Словакия (1744 г.), Моравия (1744 г.), Богемия (1744 г.), Москва (1891 г.).

Поражают масштабы противостояния между двумя религиями. В XX веке оно влилось в господство расовых теорий, физическое истребление евреев в странах Европы (холокост), уничтожение миллионов христиан в Советском Союзе.

Главное требование иудеев к христианам — убрать тему о «народе-преступнике», т.е. реабилитация традиционного иудаизма.

Главное требование христиан к иудеям — изменить тему о «богоизбранности» только евреев, добавив туда и христиан.

Насколько трудно идет диалог, видно из отношения традиционного иудаизма к т.н. мессианским ересям. Резолюция организации ортодоксальных раввинов Америки гласит: «Иудаизм не оставляет места для веры в то, что Мессия, сын Давидов, начнет свое мессианское делание, умрет и будет похоронен, а затем воскреснет из мертвых, дабы завершить свою миссию в этом ми­ре» (Иерусалимская газета «Вести 2», статья « Ultima Thule» от 15.01.1998г.).

Интересно, что речь идет не об Исусе Христе, а о Любавичском Рабе, возглавлявшем секту Хабад, которого после его смерти приверженцы объявили Царем -мессией. Раввинат отлучил сторонников этой секты от традиционного иудаизма (от Завета?), как когда-то отлучил первых христиан.

Не менее драматическая история была и с исламом. Самоутверждаясь, доказывая свою правоту, ему пришлось воевать (в буквальном смысле) на два фронта: с иудеями и с христианами.

В Коране сам пророк Мухаммед неоднократно ссылался на Писание и преемственность своей миссии: сура 42, ст. 13 —
« Он учредил для вас в религии закон.
Который был завещан Нуху,
Тот, что внушением тебе Мы ниспослали
И что завещан Ибрахиму,
( А следом ) Мусе и (позднее) Исе:
«В религии блюдите стойкость
И в ней единство сохраняйте!».

сура 3, ст.84 —
«Скажи: «Мы верим в Господа и откровение Его,
Что было нам ниспослано и Ибрахиму,
И Исмаилу, и Исхаку, и Йакубу,
И (всем двенадцати израильским) коленам,
И то,что Мусе Бог послал,
И то даровал Он Исе,
И что другим пророкам снизошло —
Меж ними Мы не делаем различий —
И лишь Единому Ему мы предаемся».

И далее: сура 2, ст.41; сура 2, ст.113; сура 3, ст.45; сура 3, ст.65; сура 3, ст.84; сура 4, ст.157,158,159; сура 4, ст.171 и др.

Мусульмане считали, что и Ветхий Завет и Новый Завет упоминают и предопределяют приход следующего посланника Божьего — пророка Мухаммеда. Они пишут: «Тора предвосхищала приход Исуса, а в Евангелии от Иоанна четыре главы дают описание прихода следующего пророка (гл.14—17) в высоко пафосной и одно­временно трогательной сцене прощания Великого Учителя Исуса с учениками апостолами. И там читаем: «…Я умолю Отца, и Он даст вам другого parakletos (здесь я специально оставлю греческий вариант: гл.14, ст.15-16. — В.П.) …Дух Святый, ... научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (гл.14, ст.26)…Он будет свидетельствовать обо Мне (гл.15, ст.26)…и если я не уйду, parakletos не придет к вам…и когда Он придет, Он будет говорить о добре и зле, и о Дне Суда (гл.16,ст.7-8)…Когда же придет Он, Дух истины (расшифровка «Духа Святого», как носителя Истины — замечание В.П.) будет говорить не от Себя, а то, что он услышит, он будет говорить…Он прославит меня…» (гл.16, ст. 13-14).

Теперь же обратимся к греческому оригиналу «Novum Testamentum Graece», United Bibles Societies, London, 1971. Здесь и знаменитый «Palimpsest» (манускрипт Евангелие от Иоанна, записанный в 4-5 вв. н.э. и обнаруженный Agnes St. Lews в 1812г., Синай; первый текст его просматривался из-под нанесенного на него более позднего текста, который удалось убрать) в текстах под №14 и 26 речь уже идет не о просто «духе» в сочетании с глаголами «akouo» и «laleo», означающими чисто физиологическую способность человека «слышать, воспринимать звук» (отсюда его русская калька «акустика») — первый глагол, и «говорить, издавать звук» — второй.

Из текста, без всяких сомнений, явствует, что «parakletos», пришедший после Иисуса, будет обращаться к людям через конкретное биологическое действие «говорения и слушания» физического (волнового) характера, что никоим образом нельзя соотнести с чисто духовным характером передачи посредством «внушения» Откровения (араб. «ауха») через Святой Дух, как средство общения между Творцом и Его посланником.

О чисто человеческой природе «parakletos» говорят не только глаголы, отнесенные к нему в главе 16 Евангелия Иоанна, но и прилагательное определение «другой, еще один, следующий», т.е. совершенно отчетливо, хотим мы того или нет, Библия в Евангелии Иоанна предсказывает приход следующего пророка, наделенного «теми же полномочиями, что и Исус».

Интересную информацию по этому вопросу дает известный немецкий ученый д-р Генрих Гретц в своем блестящем исследовании «История ев­реев», 1906г., т.6, стр.78: «Два еврейских законоучителя (ахбар) из Ятриба (ныне Медина. — замечание В.П.) из племени курайза по имени Кааб и Асад…уговорили Химяритского царя Абу Кариба не разрушать город, ибо сам Бог покровительствует ему, так как в нем появился пророк, который найдет в Ятрибе убежище и могилу; когда же Абу Кариба спросил их, откуда они все это знают, они ответили: «Из Торы, когда же вслед за тем царь спросил, что же говорится в Торе, они рассказали ему о Моисее и объяснили ему сущность иудейской религии».

Здесь автор исследования дает ссылку на Tabari в “Memoires L`Academie des inscriptions”, Т.XLVIII, с. 873». (№ 2, с. 716).

Теперь становится понятным раздражение первых мусульман сомнениями христиан и иудеев в божественной миссии пророка Мухаммеда. Приведем отрывок из трактата «Опровержение сарацин епископа Феодора Харранского по имени Абу Кура, в пересказе Иоанна Диакона» (9в.н.э.): «Варвар (мусульманин — С.Д.): На самом деле Христос в Евангелии написал (о нем): «Посылаю вам пророка, называемого Мухаммед». («И вот сказал Иса, сын Марйам: «О сыны Исраила! Я — посланник Аллаха к вам, подтверждающий истинность того, что ниспослано до меня в Торе, и благовествующий истинность того, что ниспослано до меня в Торе, и благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому будет Ахмад» (Коран, сура 61, ст.6. Ахмад — одно из имен Мухаммеда.). Христианин: Такого упоминания о нем в Евангелии не имеется. Варвар: Имелось, но вы выбросили его» (Византийские сочинения об исламе (тексты переводов и комментарии ), Москва, 2006г ).

В свою очередь, мусульмане отказались признавать Исуса Христа за Сына Божьего, считая его пророком, тем самым отрицая христианскую Троицу: Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух.

В Коране читаем (сура 4, ст.171):
«О люди Книги!
В религии своей излишествам не предавайтесь,
И о Создателе своем
Не говорите ничего, помимо правды.
Мессия Иса, сын Марйам — пророк Господний
И Господне Слово, которое в Марйам низвел Он,
И Дух Его,
Так веруйте же в Бога и Его пророков.
Не говорите «троица»,
А удержитесь же себе на благо.
Един (наш) Бог, и все хвалы — Ему!
Отцом (для смертного) негодно представлять Его.
Ему надлежит все на земле и на небе.
Его, как поручителя, довольно!»

Таким образом, и иудеи и мусульмане сомневались в божественной природе Иисуса. Хотя согласно доктрине ислама Иисус Христос не умер, а был подменен другим лицом, и сам с честью призван и вознесен Богом.

Читаем Коран (сура 4, ст.157):
«За то, что говорили:
«Убит был нами сын Марйам —
Мессия Исус, посланник Божий».
Но ими не был он убит, и не распят,
Им лишь представилось все это,
И кто заводит спор о нем,
В сомнениях об этом пребывает.
У них нет никакого знания (об этом),
И следуют они своим предположениям, —
Ведь, истинно, убит он не был».

Смысл этих двух сур совершенно ясен — «иудеи не должны отказываться от веры в миссию Исуса, а христиане не должны считать его Богом, — и те и другие должны придерживаться истины» (№ 2, с. 682).

Таким образом, несмотря на единобожие христиан и мусульман, и те и другие придерживаются разных концепций в отношении взаимодействия между человечеством и Богом.

Для христиан спасение заключается в Договоре (Новом Завете) между Богом-Отцом и Сыном, которого Отец послал к людям на мученическую смерть во имя искупления грехов человеческих.

Мусульмане же считают, что Бог не нуждается в таком Договоре, исключающем личную ответственность каждого в день Господнего суда.
Иудеи остаются верными старому Договору (Старому Завету) между Богом и предком евреев Авраамом, где Бог за веру и послушание дает преимущество евреям (иудеям) перед другими народами мира в день Господнего суда.

Эти противоречия между мировыми религиями ясно прослеживаются в изложении концепции Бога в исламе:

«1) Бог — то, что человеку не дано постичь. Сура 6, ст.103: «Нет видения на земле, что Господа постичь способно»;

2) Господь свободен от всяких нужд, в том числе таких чисто «земных» реалий, как узы отцовства, супружества и т.д.

3)Господу нет надобности создавать и посылать сына на жестокие испытания, мученическую смерть во имя искупления грехов человеческих, т.к. в этом случае исчезает понятие личной ответственности каждого и, соответственно, становится ненужным день Господнего суда, где человечество предстанет как безликая сущность и исчезает грань между добро- и злотворящими, верующими и неверными; станет ненужной пророческая миссия посланников.

4) см. Нов. Завет, Евангелие от Матфея, гл.4, ст.1 о том, что «Дух перенес Исуса (после крещения) в пустыню, где искушал его дьявол». И то же самое в апокрифе Евангелие от евреев, где «Дух Святой перенес его на гору Табор» с той же целью искушения, т.е. в пустыне, как и на горе, Исуса искушал дьявол: еще один знак его человеческой, а не божественной природы, ибо по меньшей мере неразумно представить, что Всевышний отдаст своего сына на искушение дьяволу» (№2, с. 682).

И все же главное, что требовал ислам от иудеев и христиан, — признание преемственности миссии пророка Мухаммеда.

Иудеи отказались признать Мухаммеда Мессией, заявив, что подлинный Мессия придет через 500 лет, мусульмане не стали спорить. Они подождали 500 лет (!) и, когда ничего не произошло, потребовали обращения евреев в ислам. Тем пришлось спасаться в Испанию и Германию.

Христиане объявили Мухаммеда «лжепророком» и начали многовековую борьбу с «нехристями», с «крестовыми походами», разрушениями и убийствами.

Русский философ В.С. Соловьев прокомментировал требования мусульман следующим образом: «если и видеть во всемирной истории дело случая, результат внешнего механического сцепления мелких факторов, тогда, конечно, Мухаммед не имел никакой миссии, но единственно только потому, что с этой точки зрения вообще никто никакой миссии иметь не может.

Если же признать в истории внутренний смысл и целесообразность, тогда, без сомнения, такое огромное мировое дело, как создание ислама и основание мусульманской культуры, должно иметь провиденциальное значение, и миссия Мухаммеда не может быть отнята у него; а способ, каким он получил ее, совершенно согласуется психологическим опытом и историческими аналогиями.

Неодолимое упорство противников Мухаммеда в отвержении истины, возвещаемой им по повелению Божию, — упорство, плохо прикрываемое явно недобросовестными аргументами, естественно, навело Мухаммеда на мысль, что эти его противники, так же, как и предшественники их, отвергавшие прежних пророков, делали это не по неразумению, а по злой воле…

И когда люди непреодолимо упорствуют в неверии, это значит, что они осуждены на гибель Всеведущим Богом. Который, зная, что они в глубине души своей бесповоротно предпочли зло добру, не заботится более об их спасении, а, напротив, для Своих провиденциальных целей ожесточает еще более сердца их» (Вл. Соловьев. СПб., 1896 г.)

Религиозные войны прокатились по Азии, Северной Африке и Европе. Они не привели к победе идей ислама во всем мире, но они доказали устойчивость концепции.

Христиане вынуждены были признать ислам мировой религией. Иудеи не признают ислам до сих пор (отсюда войны и постоянные конфликты на Ближнем Востоке, в Передней Азии и других районах мира).

«Неприязнь мусульман к иудеям и христианам истекала ни в коем случае не от неприятия ими их религии, о чем красноречиво указывается в Коране (см. сура 3, ст.84; сура 5, ст.43-46; сура 2, ст.62), а от их враждебности, подчас переходящей в откровенную агрессию, и их категорического неприятия ислама как религии (см. сура 8, ст.73 и ст.57).

Европейская наука (и теология) за (последние) полтора столетия прошла большой путь от взгляда на Мухаммеда как на лжеучителя, наущаемого дьяволом, через попытки дискредитации его учения как вторичного, эклектического по сравнению с иудаизмом и христианством, до полного признания ислама религией, равной христианству и иудаизму» (см. Watt, 1970, ст.183-184)

«Коран не отменяет, а утверждает Закон (Моисея) и Евангелие (Христа) для получивших эти Книги; религиозный закон остается прежним; от иудеев и христиан не требуется принятия Корана как непременного условия спасения, они обязаны исполнять заповеди своей религии; и на земле и в последний День каждый из них судится своим пророком и по своей Книге» (Вл. Соловьев. СПб., 1896г.)

Когда Мекка была завоевана мусульманами, Мухаммед прежде всего приказал уничтожить всех идолов, которые арабы-язычники воздвигли во дворе Каабы; только после этого Мухаммед вошел в святилище. Его стены были расписаны византийским художником. Среди прочих образов там было изображение Авраама, мечущего проницательные стрелы, и Богоматери с Младенцем. Пророк прикрыл их руками и приказал устранить все остальное. (№ 6, с. 122).

Совместная история сосуществования мировых цивилизаций

Различного рода энциклопедические справочники приводят совершенно фантастические цифры верующих людей трех мировых религий. Часто просто указывается общее население страны, где доминирует та или иная религия, без учета атеистов и «язычников».

Пишут, что христиан насчитывается в мире около 1,5 млрд. человек (из них: католиков — 800 млн. человек, протестантов — 400 млн. человек, православных (вместе с монофизитами и несторианами) — 125 млн. человек).

Мусульман — 700 млн. человек. Иудеев — 20 млн. человек. Но даже в таком «религиозном» государстве, как Израиль, по статистике, три четверти населения не верят в Бога (75%). Если взять оставшееся 25% за основу для иудейской и христианской цивилизаций, то из 1,5 млрд. останется 375 млн. верующих людей — христиан, а из 20 млн. — 5 млн. иудеев. В мусульманских странах процент верующих выше, где-то половина всего населения.

Таким образом, из 700 млн. мы получим 350 млн. верующих мусульман. Всего три мировые религии объединяют где-то 730 млн. человек (это те люди, кто читал Книги, знает молитвы, посещает храмы). Больше 10% жителей планеты!

Это немало, если учесть уровень влияния этих людей на мировые события в новом тысячелетии.

Становится понятной печальная истина: если мировые религии не признают право друг друга на существование, мир погрязнет в бесконечных войнах и конфликтах.

Попыткой сближения трех религий стал экуменизм

Экуменизм возник во второй половине 19 века на базе закрытых соглашений Ватикана с руководителями иудаизма, когда в Италии за долги была ликвидирована Папская область, а сам Ватикан сократился до нескольких кварталов г. Рима. В 20 веке Папа Иоанн XXII из литургии изъял слова, касающиеся вины евреев за распятие Христа. Однако он не вспомнил о «блуждающих во тьме ислама».

На Втором Ватиканском Соборе (1962—1965 гг.) были отменены четыре «великих проклятья»: православию, про­тестантской реформе Лютера—Кальвина, французской и русской революциям. Папа Павел VI доехал до Иерусалима и поцеловал там «Святую землю». Затем посетил Стамбул, где вместе с патриархом Константинопольским (Вселенским) Афиногором провозгласил взаимные снятия анафем с «цервей-сестер». Папа Иоанн Павел II также посетил Иерусалим и Стамбул, а в Анкаре произнес речь, обращенную к миру ислама. Экуменизм казался тогда панацеей от межрелигиозных споров и недоразумений.

В древности халиф Омар молился вместе с христианами в стенах Церкви Вознесения в Иерусалиме. В октябре 1974г. Ватикан с большими почестями принимал Верховного Муфтия Королевства Саудовской Аравии, после чего ему был оказан самый теплый прием Церковным Собором в Женеве, а затем архиепископом Штрасбурга, Святейшим Эльхингером. Архиепископ предложил совершить полуденную молитву в его соборе.

Совместная молитва мусульман и христиан — бессмысленное действие или взаимное признание сосуществования двух разных концепций? Этого добивался столетиями ислам? Он признан христианами, по крайней мере западными. Конец священной войне против «неверных»?

Иудеи помирились с христианами, оставаясь в Ветхом Завете, а христиане — в Новом Завете. Вопрос о спасении в день Господнего суда оставили открытым?

Литература:
№ 1 — Шейх Али Ат-Тантауи. Общее представление об исламе. — Киев: Ансар Фаундейшн, 2004.
№ 2 — Коран. Перевод смыслов и комментарии Валерии Пороховой. — Тегеран, 2005.
№ 3 — Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. — Москва: Фолио, Аст, 2000.
№ 4 — Ксендзюк А. Видение нагуаля. — Москва: София, 2004.
№ 5 — Булгаков М. Мастер и Маргарита. — Москва: Художественная литература, 1989.
№ 6 — Буркхард Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. — Москва: Алетейа, 1999.

Сергей Еремеевич Деев, президент Благотворительного фонда «Белая Криница»

Комитет

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»