БОРЬБА УКРАИНСКОГО НАРОДА ЗА ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ

К оглавлению

Воссоединение Украины с Россией в 1654
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000085/index.shtml
http://historic.ru/ исторический проект Historic.Ru
История многовековой героической борьбы украинского народа против иноземного порабощения, за воссоединение с русским народом в едином Российском государстве.
О КНИГЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
I. ЕДИНСТВО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, БЛИЗОСТЬ И ОБЩНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БРАТСКИХ НАРОДОВ
II. БОРЬБА УКРАИНСКОГО НАРОДА В КОНЦЕ XVI И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. ПРОТИВ ИНОЗЕМНОГО ГНЁТА - ЗА ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ
III. ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА УКРАИНСКОГО НАРОДА 1648-1654 гг.
IV. ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Народы нашей великой Советской Родины торжественно отмечают выдающееся историческое событие - 300-летие воссоединения Украины с Россией. Это большой национальный праздник украинского и русского народов, всех народов Советского Союза. Празднование 300-летия воссоединения Украины с Россией советские люди проводят под знаком дальнейшего укрепления великой дружбы народов нашей Родины, сплочённых вокруг своей Коммунистической партии.

Центральный Комитет КПСС, Совет Министров Союза ССР и Президиум Верховного Совета СССР в своём постановлении, посвящённом этому важному событию в истории нашей Родины, указывают, что нерушимая вечная дружба украинского и русского народов, всех народов Советского Союза является залогом национальной независимости и свободы, расцвета национальной культуры и процветания украинского народа, как и других народов Советского Союза.

Ярким примером великой силы, дружбы и братского сотрудничества народов СССР является совместная борьба русского и украинского народов против иноземных захватчиков, против царского самодержавия и капиталистического рабства, за торжество социализма, за новые победы коммунистического строительства.

В дни знаменательного праздника большой интерес у советских людей вызывает история многовековой героической борьбы украинского народа против иноземного порабощения, за воссоединение с русским народом в едином Российском государстве. Одной из самых славных страниц этой борьбы была освободительная война, которую вел в 1648-1654 гг. против гнёта польской шляхты украинский народ под руководством своего выдающегося государственного деятеля и полководца Богдана Хмельницкого.

Завершением этой общенародной борьбы было принятое 8(18) января 1654 г. историческое решение Переяславской Рады о воссоединении Украины с Россией, знаменовавшее поворотный этап в жизни украинского народа. Украинский народ навеки связал свою судьбу с единокровным братским русским народом.

В «Тезисах о 300-летии воссоединения Украины с Россией (1654-1954 гг.)», одобренных Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза, подчёркивается, что освобождение Украины от гнёта шляхетской Польши и устранение угрозы поглощения её султанской Турцией было для украинского народа исторической необходимостью, коренным вопросом его национального существования.

Об исторических событиях освободительной войны 1648-1654 гг. и Переяславской Раде рассказывает настоящая брошюра.

ЕДИНСТВО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, БЛИЗОСТЬ И ОБЩНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БРАТСКИХ НАРОДОВ

Воссоединение Украины с Россией, провозглашённое на Переяславской Раде 8(18) января 1654 г., было закономерным результатом всего предшествующего исторического развития двух великих братских славянских народов - русского и украинского, «столь близких и по языку, и по месту жительства, и по характеру, и по истории»( В. И. Ленин, Соч., т. 25, стр. 74).

Славянские племена с глубокой древности населяли обширные пространства Восточной и Средней Европы. Во второй половине I тысячелетия н. э. славянские племена делились на три большие группы - восточную, западную и южную.

Восточнославянские племена были самой большой ветвью древнего славянства. Они занимали огромную территорию Восточной Европы. На западе их поселения доходили до Карпат и реки Западный Буг, на востоке - до Верхней Волги и Дона. На юге поселения восточных славян были расположены в низовьях Днепра и Дуная, а на севере они достигали Чудского и Ладожского озёр.

В результате распада первобытно-общинного строя в VI-VII вв. н. э. восточное славянство вступило в эпоху классового общества. Начался процесс становления феодальных отношений, в основном завершившийся в IX в.

Появление классов привело к возникновению государственности у восточных славян. В VIII - начале IX в. у восточных славян существовало несколько государственных образований. Восточные авторы знали о трёх из них. Они называли их Куявией, Славией и Артанией. Куявия и Славия соответствовали, по-видимому, Киевскому и Новгородскому княжествам. Географическое положение Артании нам неизвестно.

В IX в. возникло единое древнерусское государство - Киевская Русь. Русская летопись называет следующие восточносла-вянские племена, которые вошли в состав Древнерусского государства: поляне, северяне, древляне, дулебы, или волыняне, хорваты, уличи, тиверцы, дреговичи, радимичи, кривичи, полочане, вятичи и ильменские словене. Политическое объединение восточнославянских земель в рамках единого Древнерусского государства было завершено в конце X-начале XI в.

К моменту образования Древнерусского государства восточные славяне - предки русского, украинского и белорусского народов - прошли большой путь исторического развития. Основой их хозяйства было земледелие. На большей части их территории было распространено пашенное земледелие. Подсечное земледелие сохранялось только в северных лесистых областях. В X в. восточным славянам, вероятно, была уже известна и трёхпольная система обработки земли. При сельскохозяйственных работах применялась тягловая сила домашних животных. Наряду с земледелием успешно развивалось животноводство. Садоводство и огородничество были хорошо знакомы восточным славянам. Охота и рыболовство имели в их хозяйстве в основном подсобное значение.

Высокого уровня в Древнерусском государстве достигло ремесло. Ремесленники изготовляли усовершенствованные металлические орудия труда, оружие, посуду и другие предметы. Наряду с внутренней торговлей значительную по тем временам торговлю восточные славяне вели с соседними странами. В Древнерусском государстве было много городов. По данным русской летописи и археологическим исследованиям, крупными ремесленными и торговыми центрами были Киев, Новгород, Ладога, Псков, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Переяслав, Муром, Галич, Ростов и другие города.

Господствующим классом в раннефеодальном древнерусском обществе были землевладельцы-феодалы, которые эксплуатировали труд зависимого населения.

Период складывания феодальных отношений и образования относительно единого раннефеодального Древнерусского государства был вместе с тем временем, когда восточные славяне сложились в единую древнерусскую народность.

На народной восточнославянской языковой основе сложился единый древнерусский литературный язык. На этом языке был составлен древнейший письменный памятник древнерусского законодательства «Русская Правда». В древней Руси развивалась оригинальная литература, истоком которой послужило богатое устное народное творчество. В XI в. в Киеве и Новгороде возникло русское летописание. К началу XII в. относится появление выдающегося летописного памятника - «Повести временных лет». Высокий патриотический дух древнерусской летописи, пронизывающая её идея единства, величия и независимости Русской земли, наконец, широкий, всемирно-исторический кругозор русских летописцев резко отличают нашу летопись от сухих и шаблонных анналов, составлявшихся католическими монахами.

Самым ярким памятником народного творчества древней Руси являются былины. Они были проникнуты патриотическим чувством и воспевали героическую борьбу русских людей против иноземных захватчиков, за независимость своей родины. Народ - творец былин хорошо сознавал необходимость сохранения политического единства русских земель, так как он больше всего страдал от набегов хищных кочевников, иноземных феодалов-захватчиков, а также от междоусобиц князей и феодалов на Руси. Социальный протест феодально-зависимого крестьянства против эксплуататоров тоже нашёл в былинах яркое выражение.

Древнерусское государство сыграло громадную роль в историческом развитии раннефеодальной Европы. Героическая борьба Руси - этого самого крупного славянского государства - против вторжений кочевых орд, наводнявших причерноморские степи, спасала от страшного разорения западнославянские и южнославянские страны, Византию и другие страны Европы.

Оживлённые экономические, культурные и политические связи соединяли Древнерусское государство не только с западнославянскими странами - Польшей и Чехией, южнославянскими государствами Балканского полуострова и Византией, но и с Францией, Германией, Италией, Венгрией, Скандинавией, а также с Кавказом, Закавказьем, Средней Азией и другими странами Востока.

Получившая в рамках Древнерусского государства благоприятные условия для своего развития древнерусская народность явилась тем корнем, из которого впоследствии вышли три братских восточнославянских народа - русские, украинцы и белорусы.

Завершение процесса феодализации в древней Руси привело к быстрому росту крупного землевладения. Неизбежным следствием роста экономического могущества феодальной знати было резкое усиление её политического значения. Местная знать, тяготившаяся центральной княжеской властью, стремилась к политическому обособлению отдельных древнерусских земель от Киева. Одновременно на основе развития ремесла и торговли выросло значение городов, что способствовало усилению в древнерусских землях местных центров. Всё это привело к тому, что на Руси наступил период феодальной раздробленности. К середине XII в. завершился процесс расчленения Древнерусского государства на отдельные княжества.

Наиболее крупными княжествами были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Полоцко-Минское, Переяславское, Черниговское, Муромо-Рязанское, Турово-Пинское, Смоленское. В свою очередь они дробились на более мелкие княжества. В период феодальной раздробленности существовали также Новгородская и Псковская феодальные республики. Расчленение раннефеодального государства ухудшило международное положение древнерусских земель. Они подвергались опустошительным набегам кочевников-половцев. Используя феодальные усобицы на Руси, её земли пытались захватывать польские и венгерские феодалы, которых часто вовлекали в свою борьбу сами русские князья.

В период феодальной раздробленности продолжался процесс развития производительных сил страны. Распространялось трёхполье, в северных лесистых районах страны подсечное земледелие вытеснялось пашенным, шло энергичное освоение новых земель.

Развивались городские ремесленные и торговые центры, появились новые ремесленные специальности. Улучшилось качество и увеличилось количество товаров. Многие русские города вели крупную торговлю с другими странами, участвовали в широкой транзитной торговле.

Быстро росло крупное феодальное землевладение. Феодалы продолжали наступление на права феодально-зависимого крестьянства. Число лично свободных крестьян быстро сокращалось.

Каждая земля отличалась своими местными особенностями в области культуры. Но феодальная раздробленность не привела к разрыву связей между русскими землями. В народе жило сознание единства всех древнерусских земель.

Народные массы хорошо сознавали тяжёлые для Руси политические последствия феодальной раздробленности и в своём былинном эпосе постоянно обращались к эпохе единого Древнерусского государства. Замечательным памятником древнерусской литературы, выражающим силу народного самосознания русских людей, является «Слово о полку Игореве». Гениальный поэт, имя которого осталось неизвестным, обращался к враждовавшим русским князьям со страстным призывом объединить свои силы для отпора половцам, грабившим Русскую землю. Автор «Слова» глубоко сочувствовал страданиям русского крестьянства, постоянно разоряемого половецкими вторжениями. Вместе с тем его гениальное творение преисполнено оптимистической веры в силы Русской земли, в способность русского народа отразить нависшую над страной опасность, разгромить и уничтожить врага. По своему идейному содержанию и художественным особенностям «Слово о полку Игореве» близко примыкает к народному эпосу.

В «Слове» совершенно не чувствуется влияния церковной литературы. Зато оно широко использует мотивы языческой мифологии, продолжавшей жить в культуре русских народных масс. «Слово о полку Игореве» звучало не как призыв к крестовому походу против «неверных» - язычников во имя прославления христианства, а как глубоко патриотический призыв к объединению всех сил Руси для отпора жестокому врагу.

В XIII в. русские земли подверглись татаро-монгольскому нашествию. Во главе двинувшихся на завоевание Восточной Европы татаро-монголов стоял хан Батый. В декабре 1237 г. татаро-монголами была захвачена старая Рязань. Вслед за тем через Коломну и Москву, которую татаро-монголы сожгли, Батый двинулся на Владимир и овладел им. Весной 1238 г. на реке Сити было разгромлено войско великого князя владимирского Юрия Всеволодовича. В 1240 г. татаро-монголы направили свой удар против Киева, который пал, несмотря на героическое сопротивление населения. Далее татаро-монголы ворвались в Галицко-Волынскую землю, прошли через Польшу и вторглись в Чехию и Венгрию.

Героическая борьба русского народа спасла соседние европейские страны от страшного татаро-монгольского ига, но сама Русь подпала под власть завоевателей. Татаро-монгольское нашествие нанесло страшный урон производительным силам страны. Сотни городов и сёл лежали в развалинах. Многие тысячи русских людей погибли или были угнаны в неволю.

Кровавое татаро-монгольское иго мешало быстрому восстановлению разрушенного хозяйства, развитию экономических и политических связей между отдельными русскими землями. Оно прервало начавшийся ранее в отдельных русских землях процесс усиления великокняжеской власти.

Татаро-монгольское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси, но не смогло остановить его совершенно. В неимоверно трудных условиях русские люди восстанавливали разрушенные города и сёла. Наряду с ними возникали новые населённые пункты. Не смогло татаро-монгольское завоевание нарушить и живущее в народных массах сознание единства Русской земли. Об этом ярко свидетельствует «Слово о погибели Русской земли» - литературный памятник XIII в. Характерно, что для автора «Слова» Русь остаётся единой Русской землёй, а не суммой отдельных феодальных владений-княжеств.

Социально-экономическое развитие Руси в период феодальной раздробленности, в тяжёлую эпоху татаро-монгольского ига привело к тому, что постепенно из ранее единой древнерусской народности развились три братских восточнославянских народности - русская, украинская и белорусская. В результате консолидации территориальных диалектов древнерусского языка формировались русский, украинский и белорусский языки. Каждая из трёх братских народностей имела свои особенности культуры и быта.

Великорусская народность сложилась в северо-восточных русских землях. В западных русских землях сложилась белорусская, а в юго-западных - украинская народность. Все три народности вышли из единого корня - древнерусской народности. Сравнительно с нею великорусская, украинская и белорусская народности, сложившиеся на более высокой стадии исторического развития, чем та, на которой находилась в IX-XII вв. древняя Русь, были гораздо более устойчивыми общностями людей.

Общность происхождения определила близость русского, украинского и белорусского языков, русской, украинской и белорусской культуры. Русский, украинский и белорусский народы всегда сохраняли сознание единства происхождения, близости языка, культуры и исторических судеб.

Опираясь на местные народные традиции, русские, украинские и белорусские зодчие, художники и писатели создавали замечательные произведения искусства. Характерным при этом было обращение их к памятникам древнерусского искусства. Развивавшееся искусство трёх братских восточнославянских народов было прочно связано с древней культурой Киева, Новгорода, Владимира, Пскова, Полоцка. Наряду с деятелями искусства к богатому древнерусскому наследству обращались историки и юристы, государственные и общественные деятели.

С середины XIV в. на основе общего подъёма производительных сил и развития товарно-денежных отношений всё более укрепляются экономические связи между русскими, украинскими и белорусскими землями. Русские купцы из Москвы, Новгорода, Пскова, Смоленска, Твери всё чаще появляются в Киеве и других городах Украины. Украинские купцы приобретали в русских городах ценную пушнину, высококачественные металлические изделия и сбывали соль, стекло, селитру и другие товары. Через Украину русское купечество, поддерживавшее тесные отношения с украинскими купцами, вело широкую транзитную торговлю с западнославянскими государствами, Крымом, странами Балканского полуострова и Западной Европы.

В XV и особенно в XVI в. на территорию Русского государства переселялось много украинских крестьян и ремесленников. Переселенцы оседали в Слободской Украине (территория современных Сумской и Харьковской областей). Здесь они принимали участие в создании южных оборонительных линий Русского государства, предохранявших его земли от набегов крымских татар.

Особенно значительные размеры переселение украинцев на территорию Русского государства приняло после поражения крестьянско-казацких восстаний на Украине в 30-х годах XVII в. Быстро заселялась Слободская Украина, усиливались позиции Русского государства в борьбе с крымскими татарами. Много запорожских казаков появилось в это время и на Дону. По некоторым сведениям, в 1638 г. их было 10 тыс. человек.

Вместе с тем в первой половине XVII в. значительно усилились русско-украинские и русско-белорусские экономические связи, что в немалой мере обусловливалось начавшимся в Русском государстве процессом складывания всероссийского рынка.

На протяжении XIV - первой половины XVII в. непрерывно развивались и крепли политические связи русского, украинского и белорусского народов, вырабатывались традиции их совместной борьбы с татарскими, польскими и литовскими феодалами, традиции совместной борьбы трудящихся масс России, Украины и Белоруссии против феодального гнёта. Громадное значение для укрепления боевого союза и дружбы трёх братских народов в борьбе с иностранными захватчиками имела героическая борьба русского народа против татаро-монгольского ига. Громким эхом в странах Европы и Азии отозвалась Куликовская битва, происходившая 8 сентября 1380 г. В результате победы русского народа силы Золотой Орды были решительно подорваны. Украинский и белорусский народы горячо сочувствовали освободительной борьбе русского народа, который в 1480 г. окончательно сбросил татарское иго.

В своей борьбе с Крымским ханством Русское государство получало активную помощь со стороны украинского казачества. В 50-х годах XVI в. украинские казаки участвовали в нескольких походах на Крым, организованных русским правительством. Белорусское население постоянно поддерживало русские войска в борьбе с литовской и польской феодальной агрессией. Донские и запорожские казаки организовывали совместные морские походы на Турцию.

В рядах восстававших против феодального гнёта украинских крестьян и казаков часто находились русские казаки с Дона. В свою очередь украинские крестьяне и казаки поддерживали русское крестьянство в его борьбе против феодального угнетения. В начале XVII в. украинские крестьянство и казачество приняли активное участие в Великой крестьянской войне в Русском государстве. Это крестьянское восстание, происходившее под руководством Ивана Болотникова, явилось вдохновляющим примером для народных масс Украины и Белоруссии, боровшихся против чужеземного ига и местных эксплуататоров.

Выдающуюся роль в развитии национальных культур русского, украинского и белорусского народов играли культурные связи между Русским государством, Украиной и Белоруссией. Все три народа были заинтересованы в их укреплении и развитии. Начало украинскому книгопечатанию было положено русскими печатниками. Изданный в 1574 г. во Львове Иваном Фёдоровым «Апостол» был первой печатной книгой на Украине.

Тесные культурные связи с Русским государством имели особенно большое значение для украинского и белорусского народов, лишённых своей государственности. В борьбе за развитие собственной национальной культуры украинский и белорусский народы опирались на достижения высокой культуры единокровною русского народа.

------------------------------------------------------------------------------------
БОРЬБА УКРАИНСКОГО НАРОДА В КОНЦЕ XVI И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. ПРОТИВ ИНОЗЕМНОГО ГНЁТА – ЗА ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ

В результате татаро-монгольского нашествия середины XIII в. северо-восточные русские земли за несколько веков попали под жестокое иноземное иго. Но сложившаяся на этих землях великорусская народность в длительной самоотверженной борьбе с татаро-монголами и другими иноземными захватчиками сумела преодолеть феодальную раздробленность, добиться независимости и создать своё сильное централизованное государство. Москва стала основой и инициатором образования Русского государства, его политическим, экономическим и культурным центром. В конце XV в. Русское государство было уже одним из самых крупных и могущественных государств Европы. В последующие полтора столетия оно продолжало развиваться как сильное централизованное государство, в пределах которого нашли защиту от угрозы иноземного порабощения не только русский, но и другие народы нашей Родины. Русское государство было притягательным центром и опорой для украинского и белорусского народов в их справедливой борьбе за национальное освобождение.

Судьба тех древнерусских земель, на которых сложились украинская и белорусская народности, была иной. К середине XIV в. литовские феодалы захватили белорусские земли и основную часть украинских земель. Во второй половине XV в. литовские феодалы подчинили своей власти и часть русских земель.

Галичина и западная часть Волыни и Подолии были захвачены в XIV-XV вв. Польшей. В руках венгерских феодалов находилось захваченное ими ещё раньше Закарпатье. Буковина попала под власть молдавских бояр. В южных украинских степях кочевали татарские орды.

Таким образом, территория украинского народа была насильственно разорвана между несколькими государствами. Постоянно происходившие между ними военные столкновения развёртывались обычно на украинской территории и приносили неисчислимые бедствия населению. Особенно губительными были набеги татарских орд. Только небольшая часть украинских земель - Северщина с городом Черниговом - входила в XVI - начале XVII в. в состав Русского государства.

В 1569 г. большая часть украинских земель (Киевщина, Волынь, Брацлавщина), входившая прежде в состав Великого княжества Литовского, была захвачена магнатско-шляхетской Польшей. Захвату украинских земель способствовала предательская политика крупных украинских крепостников, которые были заинтересованы в союзе с польскими феодалами для подавления антифеодальной борьбы крестьянства, для укрепления своих классовых позиций и расширения своих сословных привилегий. В том же 1569 г. в результате Люблинской унии, объединившей Польшу и Великое княжество Литовское, было создано многонациональное государство - Речь Посполитая. Польских феодалов и феодалов Великого княжества Литовского объединяли не интересы обороны против угрозы иноземного завоевания, а стремление к совместной борьбе против Русского государства, интересы порабощения украинского и белорусского народов, тяготевших к братскому русскому народу. Объединение Литвы и Польши в одно государство произошло в ходе агрессивной Ливонской войны против Русского государства, добивавшегося абсолютно необходимого ему свободного и широкого выхода к Балтийскому морю.

Речь Посполитая была феодально-крепостническим государством.

Процесс развития барщинно-крепостнической системы, начавшийся в Польше во второй половине XV в., в Речи Посполитой происходил наиболее интенсивно на собственно польских и западноукраинских землях, захваченных польскими феодалами ещё в XIV в.

Развитие барщинно-крепостнической системы было связано с увеличением ёмкости внутреннего рынка, обусловленным ростом городов как центров ремесла и торговли. Городское производство по-прежнему носило ремесленный характер, ремесленники были объединены в цехи. Однако в городах начали уже появляться слабые ростки новых производственных отношений, возникали мануфактуры, основанные на применении наёмного труда. Изделия городских ремесленников вытесняли изделия вотчинного ремесла. Феодальное поместье теснее связывалось с городским рынком.

Заинтересованные в получении возможно большего прибавочного продукта, создаваемого крестьянским трудом, польские феодалы перестраивали своё хозяйство. Они отказывались от денежной ренты и переходили к отработочной ренте - барщине. Переход к барщине сопровождался ростом барской запашки за счёт экспроприации общинных земель, захвата и резкого сокращения крестьянских наделов. Экономическое положение крестьянства резко ухудшалось. Одновременно феодалы отменили право крестьянского выхода, сурово преследовали беглых крестьян, добились расширения права вотчинного суда. Произошло юридическое оформление крепостного права.

Переход к барщинно-крепостнической системе пагубно сказался на дальнейшем развитии польского города. Был надолго прерван процесс складывания в Польше общенационального рынка. Связь крестьянского хозяйства с рынком, достигшая значительного развития в период расцвета денежной ренты, теперь ослабла. Пагубные последствия перехода к отработочной ренте для городов особенно резко сказались после того, как феодалы начали сбывать продукты своего хозяйства на внешнем рынке. Выгодный сбыт сельскохозяйственных продуктов (особенно зерна) на западноевропейском рынке стимулировал безудержный рост барской запашки за счёт обезземеливания крестьян. Польские феодалы непосредственно выступали на внешнем рынке в качестве продавцов, лишая города их посреднической роли, и там же приобретали необходимые им изделия, подрывая тем самым городское производство. Всё это вело к экономическому упадку польских городов, к деградации разрушаемого барщиной крестьянского хозяйства. Польша всё больше превращалась в аграрно-сырьевой придаток стран Западной Европы, становившихся на путь капиталистического развития.

Переход к барщинно-крепостнической системе происходил во второй половине XV и в XVI в. во всех странах Европы, расположенных к востоку от Эльбы (Лабы), но только в Речи Посполитой он привёл к столь катастрофическим результатам.

Господствующим классом в Речи Посполитой были крупные феодалы-землевладельцы - магнаты, средние и мелкие феодалы - шляхта. Католическая церковь являлась самым крупным феодалом в государстве. Как духовные, так и светские феодалы пользовались исключительно широкими сословными правами и привилегиями.

Речь Посполитая была многонациональным государством, лишённым политической централизации. Составившие Речь Посполитую Корона (Польша) и Княжество (Литва) сохранили отдельную администрацию, суд, бюджет и войско.

Вскоре после Люблинской унии 1569 г. произошло оформление шляхетской конституции Речи Посполитой. Под давлением шляхты был установлен принцип свободной элекции (избрания) королей при участии всей шляхты, прибывшей на элекцию. Король был обязан раз в два года созывать сейм. Без согласия сената - верхней палаты сейма, в которой были представлены магнаты и высшее католическое духовенство, король не мог объявлять войну или заключать мир, а без согласия всего сейма - созывать «посполитое рушение» (всеобщее феодальное ополчение). При короле должна была заседать сенатская рада (совет). Отказ короля от исполнения этих условий освобождал феодалов от обязанности повиноваться ему.

Польская конституция была своеобразным компромиссом между магнатами и шляхтой. Ослабление королевской власти означало вообще ослабление центральной власти в стране. Сейм, бывший верховным законодательным органом, не мог заменить её. Шляхетские депутаты - земские послы, посылавшиеся на сейм, должны были строго придерживаться инструкций, выработанных для них сеймиками, т. е. местными съездами магнатов и шляхты, а решения сейма имели силу лишь при единогласном одобрении их депутатами нижней палаты сейма - посольской избы. Частые срывы сеймов из-за отсутствия единогласия привели к тому, что реальной властью в пределах отдельных частей государства стали располагать сеймики, на которых всеми делами вершили богатые и сильные магнаты.

В Речи Посполитой господствовала феодальная анархия, которую не могла сдержать бессильная королевская власть. От магнатского своеволия особенно страдали украинские и белорусские крестьяне и горожане. Неисчислимые бедствия причиняла им постоянная вооружённая борьба среди магнатов и крупных шляхтичей. При этом соперничавшие магнатско-шляхетские фамилии стремились разорить владения противника, а также хозяйства его крепостных крестьян и зависимых от него горожан. От этих шляхетских «наездов» страдала также мелкая и частично средняя украинская и белорусская шляхта.

Находившаяся в состоянии постоянной феодальной анархии Речь Посполитая была неспособна выполнять важнейшую функцию многонационального восточноевропейского государства - оборонять входившие в её состав народы от агрессии турецких и татарских феодалов. В значительной мере это определялось также тем, что польские и литовские магнаты и шляхта все свои силы устремляли на борьбу с быстро укреплявшимся Русским государством, в котором они видели главного своего противника. Осуществлявшаяся правящими кругами Речи Посполитой политика восточной экспансии мешала и Русскому государству вести борьбу с усилившейся на протяжении XVI-XVII вв. агрессией султанской Турции и Крымского ханства.

В начале XVII в. польско-литовские магнаты попытались воспользоваться вспыхнувшей в Русском государстве крестьянской войной и конфликтом среди русских феодалов, чтобы превратить Русское государство в зависимую от Речи Посполитой страну. Король Сигизмунд III, польские магнаты и иезуиты были подлинными организаторами авантюры Лжедмитрия I. Позже они активно поддержали Лжедмитрия II.

Выдвигая этих политических авантюристов и помогая им своими вооружёнными отрядами, польско-литовские феодалы уже фактически осуществляли интервенцию в Русское государство. В 1609 г. Речь Посполитая открыто начала войну с Русским государством. Часть бояр-предателей перешла на сторону Сигизмунда III и признала царём его сына Владислава. Польско-литовские войска дошли до Москвы и захватили Кремль. Сигизмунд III добивался своего избрания на царский престол, рассчитывая полностью подчинить Русское государство Речи Посполитой. Агрессивные замыслы польско-литовских феодалов и короля находили активную поддержку у римской папской курии, стремившейся навязать русскому народу католичество.

В 1611 -1612 гг. русский народ поднялся на освободительную борьбу против интервентов. В 1612 г. возглавленное Мининым и Пожарским народное ополчение нанесло решительное поражение польско-литовскому войску и освободило столицу. Интервенты были разбиты и изгнаны из Русского государства.

В 1618 г. между Речью Посполитой и Русским государством было заключено Деулинское перемирие. Смоленщина и Северская земля, захваченные интервентами, остались в составе Речи Посполитой. Несмотря на этот частичный и кратковременный успех, в целом восточная политика Сигизмунда III и польско-литовских феодалов потерпела крах. Им не удалось подчинить себе Русское государство, которое энергично готовилось к возобновлению борьбы с агрессивной Речью Посполитой.

В 1632 г. русское правительство решило начать войну. Война эта развивалась неудачно для Русского государства, не успевшего ещё изжить тяжёлых последствий интервенции. Поляновский мир 1634 г. подтвердил условия Деулинского перемирия, но король Владислав IV вынужден был отказаться от претензий на русский престол. Задача борьбы с восточной экспансией Речи Посполитой оставалась важнейшей внешнеполитической задачей Русского государства.

Экспансия на восток вела к прямому предательству польскими феодалами национальных польских интересов на западе. Предоставленные своей собственной судьбе, польские западные земли подвергались германизации. В непосредственном тылу Польши укреплялось хищное, агрессивное германское феодальное государство - Бранденбург.

При таких обстоятельствах ликвидация Речи Посполитой, как многонационального агрессивного государства, отвечала интересам не только украинского, белорусского и литовского народов, но и польского народа, который польские феодалы, использовавшие захваты на востоке в интересах укрепления своего могущества внутри страны, обрекали на застой и регресс.

Польский народ был заинтересован в ликвидации Речи Посполитой как агрессивного, лишённого централизации государства и в создании своего централизованного национального государства, способного решить стоявшие перед ним национальные задачи, заключавшиеся в воссоединении всех польских земель, в обеспечении стране широкого выхода к Балтийскому морю, - государства, готового вести совместно с другими народами Восточной Европы решительную борьбу против турецко-татарской агрессии и против агрессии германских феодалов.

Поглощённые планами экспансии против Русского государства, польские феодалы не вели последовательной борьбы с агрессией Крымского ханства и стоявшей за его спиной султанской Турции. Всеми мерами они стремились избежать столкновения с Крымом и Турцией, шли на уступки им. Складывавшиеся в XVI-XVII вв. традиции совместной борьбы украинского и польского народов против турецко-татарской агрессии развивались помимо воли господствующего класса Польши, вопреки его захватнической политике на востоке. Ярким примером совместной борьбы украинского и польского народов против агрессии Турции и Крыма является Хотинская кампания 1621 г. Под Хотином объединённые силы польских войск и украинских казаков остановили нашествие турецких полчищ, двинувшихся на покорение Польши и Украины. Участие украинских военных сил сыграло исключительно важную роль в жестокой битве под Хотином. Вместе с тем, однако, следует подчеркнуть, что такое боевое сотрудничество украинского и польского народов имело только эпизодический характер.
* * *

Долгое время украинские земли находились под иноземным игом и терпели страшное разорение от набегов татар. Феодальный и национальный гнёт на Украине особенно усилился во второй половине XVI в., после захвата польскими феодалами Волыни, Брацлавщины и Киевщины. Вся тяжесть бесчеловечного крепостнического и национального гнёта ложилась на крестьянские массы, низшие слои городского населения, казацкие низы.

Развитие на Украине барщинно-крепостнической системы сопровождалось усиленным захватом крестьянских земель польскими и украинскими магнатами. Огромными имениями владели здесь магнаты Замойские, Калиновские, Конецпольские, Потоцкие. На Левобережной Украине в первой половине XVII в. самым крупным магнатом был Иеремия Вишневецкий. Ему принадлежала в это время почти вся Полтавщина. Вслед за магнатским увеличилось на Украине шляхетское землевладение. Большие земельные владения имела на Украине и католическая церковь.

О росте барщины во второй половине XVI - первой половине XVII в. свидетельствуют следующие данные. В Галичине, например, в конце XVI в. барщина доходила до 4-5 дней в неделю с полного крестьянского надела, а в первой четверти XVII в. она превратилась в отдельных местностях в ежедневную барщину с половинного надела. Быстро росла барщина и на Волыни. В ряде мест, где в XVI в. барщины не было или она была невелика (например, в Киевском Полесье), в первой половине XVII в. барщина появилась или сильно выросла. В 30-х годах XVII в. резко ухудшилось положение украинского крестьянства на Левобережье. Здесь обычной стала трёхдневная барщина. Кроме того, крестьяне были обязаны вносить феодалу крупный оброк натурой.

Жизнь и имущество крестьянина находились в полном распоряжении феодала. За малейшее неповиновение крестьянину грозили жестокие пытки. Его могли заковать в цепи и бросить в тюрьму, отрезать уши и нос. Непокорных паны приказывали вешать или сажать на кол.

В отличие от польских и западноукраинских городов многие города Поднепровья в конце XVI - начале XVII в. переживали экономический подъём. Это объясняется тем, что здесь барщинно-крепостническая система не достигла ещё такого развития, как в самой Польше или Галичине. Однако и на Правобережной и Левобережной Украине положение городского населения было очень тяжёлым. Оно подвергалось бесконечным притеснениям со стороны магнатов и королевской администрации, грабивших горожан. Опираясь на свои сословные привилегии, польские магнаты, шляхта и католическое духовенство издевались над горожанами, терроризировали торгово-ремесленное население. Поддерживаемая магнатами феодальная анархия тормозила развитие нормальных экономических связей в стране, тяжело отражалась на интересах горожан. Подобным же образом влияла налоговая политика правительства Речи Посполитой.

Перед правобережными и левобережными украинскими городами вставала страшная перспектива такого же упадка, который переживали в это время города Польши и Западной Украины.

Для Украины и Белоруссии дальнейшее пребывание в составе Речи Посполитой могло привести только к общему упадку производительных сил. Интересы прогрессивного исторического развития Украины и Белоруссии настойчиво требовали скорейшего свержения господства польско-литовских феодалов.

Наступление крепостников, осуществлявших своё господство в Речи Посполитой, наталкивалось на всё усиливавшееся сопротивление крестьянства, городских низов и даже средних слоев городского населения.

Массовые народные движения на Украине и в Белоруссии в конце XVI и первой половине XVII в. были прежде всего антифеодальными движениями. Стремясь подавить сопротивление украинского и белорусского крестьянства, польские и полонизировавшиеся (т. е. быстро перенимавшие польские феодальные обычаи, язык и культуру) литовские, украинские и белорусские магнаты и часть шляхты проводили целую систему мероприятий, рассчитанных на уничтожение самостоятельного национального существования украинского и белорусского народов. Ассимиляторская политика польских и литовских феодалов вдохновлялась римской курией.

Одним из важнейших орудий национального угнетения украинского и белорусского народов в руках польских и литовских феодалов явилась уния православной и католической церквей, т. е. их объединение под эгидой римского папы, заинтересованного в распространении своего господства в Восточной Европе. Страх перед усилившейся антикрепостнической борьбой народных масс, а также стремление укрепить своё привилегированное положение в Речи Посполитой побудили часть высшего православного духовенства Украины и Белоруссии пойти на предательство национальных интересов и провозгласить унию православной церкви с католической. План создания униатской церкви поддерживали и многие светские феодалы Украины и Белоруссии.

Церковная уния была провозглашена в 1596 г. на соборе в г. Бресте. Вновь созданная униатская церковь признала главенство римского папы, но страх перед народом побудил организаторов унии сохранить православный обряд и церковно-славянский язык богослужения.

Провозглашение церковной унии резко усилило национальный и религиозный гнёт на Украине и в Белоруссии. Все, отказывавшиеся принять унию, рассматривались польскими и литовскими феодалами как еретики. Сторонники православия стали подвергаться самым зверским гонениям. В то же время усилился процесс полонизации украинских и белорусских магнатов и среднепоместной шляхты.

Задачи насаждения среди украинского и белорусского населения церковной унии и католичества занимали большое место в политике польских и литовских магнатов и шляхты. Кровавый террор, направленный против украинского и белорусского крестьянства и основной массы горожан, сочетался с политикой подавления украинской и белорусской национальной культуры. Иноземные поработители стремились насильственно ополячить население Украины и Белоруссии, предавали поруганию его язык и культуру. Самым жестоким врагом самобытной культуры украинского и белорусского народов было католическое и униатское духовенство, действовавшее в прямом контакте с римской курией.

Польские феодалы стремились любыми средствами изолировать украинский и белорусский народы от братского русского народа, ликвидировать культурные и экономические связи между Россией, Украиной и Белоруссией.

Великий русский народ горячо сочувствовал освободительной и антифеодальной борьбе братских народов Украины и Белоруссии. Освободительная борьба украинского и белорусского народов содействовала борьбе русского народа против восточной экспансии польских и литовских феодалов, против католической агрессии на востоке. Подчинение Русского государства власти польско-литовских феодалов рассматривалось католической церковью как важнейшее условие установления папской гегемонии во всём мире.

Главной движущей силой восстаний на Украине в конце XVI - первой половине XVII в. было крепостное крестьянство. Большую роль в них играло неразрывно связанное с крестьянством рядовое казачество.

Казаками становились крестьяне и горожане, бежавшие из Волыни, Подолии, Галичины и Киевского Полесья в мало заселённые районы Поднепровья и Побужья. Особенно усилилось бегство крестьян во второй половине XVI в. Казачество не было социально однородным. В его составе резко выделялась прослойка богатых казаков - казацкая старшина. Часть казацкой старшины по происхождению была тесно связана с мелкой украинской шляхтой. Богатые казаки в своих хозяйствах эксплуатировали труд батраков и даже зависимых крестьян. Некоторые слои зажиточной казацко-старшинской верхушки временами вступали в соглашения с польскими и полонизировавшимися украинскими феодалами.

Правительство Речи Посполитой стремилось использовать в своих интересах противоречия между богатыми и рядовыми казаками. Значительная часть богатого и зажиточного казачества была привлечена на государственную службу и вписана в особый реестр (список). Реестровому казачеству были даны известные права и привилегии. За военную службу правительство платило реестровым казакам жалованье. Они имели свой суд и самоуправление. Верхушка реестрового казачества получала даже земельные пожалования. Польские феодалы рассматривали реестровое казачество не только как военную силу в столкновениях с Турцией и Крымом. Они предполагали с его помощью подавить антифеодальное движение украинских народных масс.

Основная масса украинского казачества находилась вне реестра и не пользовалась никакими привилегиями. Рядовые казацкие массы совместно с крестьянами и городскими низами всегда вели непримиримую борьбу против крепостнического и национального гнёта.

В борьбе с агрессией турецких и татарских феодалов, для отпора феодальному наступлению польских магнатов и шляхты складывалось казацкое Войско Запорожское. Первые казацкие укрепления в низовьях Днепра возникли около середины XVI в. Первоначально они были сосредоточены на острове Хортица. Эти укрепления получили название Запорожской Сечи (от слова «засека»). В 80-х годах XVI в. Запорожская Сечь была перенесена на днепровский остров Томаковка, а в 90-х годах - на остров Базавлук.

Постепенно создалась сильная военная организация запорожского казачества. Она вполне сложилась уже к концу XVI в. В это время запорожское казачество было объединено в войско, во главе которого стоял выборный гетман. Войско делилось на полки, полки - на сотни. Командные должности были выборными, а высшим органом власти на Запорожье являлась войсковая рада, в которой принимали участие все находившиеся в Сечи казаки. Однако фактически власть на Запорожье принадлежала богатой и сплочённой казацкой верхушке - старшине, опиравшейся на зажиточную часть казачества.

Запорожской Сечи принадлежит выдающаяся прогрессивная роль в истории освободительной борьбы украинского народа.

В конкретно-исторических условиях второй половины XVI и первой половины XVII в. антифеодальные выступления народных масс Украины были одновременно и движениями освободительного характера, направленными на свержение власти польских и полонизировавшихся украинских магнатов и шляхты.

В успехах освободительного движения были прямо заинтересованы основные массы городского населения. Жертвой национально-религиозного гнёта и феодальной анархии, царившей в Речи Посполитой, нередко оказывалась мелкая, а частично и средняя шляхта Украины и Белоруссии, низшее и среднее православное духовенство, имевшие основания для недовольства правящими верхами страны.

Немалую роль в освободительном движении украинского и белорусского народов сыграли во второй половине XVI - начале XVII в. церковные братства, возникшие первоначально как организации горожан. В деятельности братств принимали участие многие мелкие украинские и белорусские шляхтичи и представители низшего и среднего православного клира. Братства развили энергичную просветительную деятельность. При них создавались школы и типографии. Они вели активную борьбу с проповедью католицизма и унии, выдвинули из своей среды ряд выдающихся публицистов.

Мощные крестьянско-казацкие восстания конца XVI и первой половины XVII в. были важным этапом в многовековой борьбе украинского народа против иноземных поработителей - за воссоединение с русским народом в едином Российском государстве. Эти восстания были направлены против господства польских магнатов и шляхты и местных украинских крепостников.

В 1591 г. на Украине вспыхнуло крупное крестьянско-казацкое восстание. Оно быстро охватило огромную территорию - Киевщину, Подолию и Волынь, частично Белоруссию. Восставших крестьян и казаков поддержали низы городского населения. Против Речи Посполитой поднялось и реестровое казачество во главе с Криштофом Косинским. Однако объединившим свои силы польским и украинским магнатам удалось нанести восставшим крестьянам и казакам поражение под местечком Пятками на Волыни. Возглавленное Косинским реестровое казачество отступило в низовья Днепра.

Косинский начал переговоры с русским правительством о принятии в русское подданство. Переговоры эти отражали всенародное стремление к воссоединению Украины с Россией. Об их успешном ходе правительство Речи Посполитой было осведомлено со слов черкасского старосты Александра Вишневецкого, писавшего королю, что Косинский принёс присягу «великому князю Московскому со всем войском и поддал ему уже всё пограничье больше чем на сто миль...».

Дальнейшие переговоры с русским правительством были прерваны смертью Косинского, погибшего в 1593 г. в боях под Черкассами. Казаки потерпели поражение и временно прекратили борьбу. Однако восстание крестьян и городского населения не прекратилось. В 1594 г. крестьянско-казацкое восстание вспыхнуло с ещё большей силой. Во главе реестровых казаков встал Григорий Лобода. Предводителем нереестровых казаков был Северин Наливайко. Особенно большого размаха крестьянско-казацкое восстание достигло в 1595-1596 гг., когда оно распространилось почти на всю Правобережную Украину. Восставшие крестьяне беспощадно расправлялись со своими угнетателями - убивали шляхтичей, жгли их усадьбы.

С появлением отрядов Наливайки в Белоруссии здесь поднялось мощное восстание крестьянства, подготовленное всей его предшествовавшей борьбой против феодально-крепостнического строя. В 1595 г. казаки Наливайки и соединившиеся с ними восставшие белорусские крестьяне нанесли войскам Речи Посполитой серьёзные поражения. Они с боями взяли такие крупные города, как Слуцк, Бобруйск, Могилёв. Восстание на Украине и в Белоруссии усилило антифеодальную борьбу польского крестьянства, что весьма встревожило правительство Речи Посполитой. Оно бросило на подавление восстания крупные силы под командованием одного из самых опытных шляхетских полководцев - Станислава Жолкевского. Решительные бои между польско-шляхетской армией и восставшими произошли в мае 1596 г. под городом Лубны. С большим трудом, использовав противоречия реестрового с нереестровым казачеством и крестьянами, Жолкевский подавил восстание. Выданный реестровыми казаками, Наливайко был казнён в Варшаве. Правительство Речи Посполитой отменило все права реестрового казачества и упразднило реестр. Казаки были объявлены вне закона.

Неудача крестьянско-казацких восстаний 90-х годов XVI в. не привела к прекращению освободительной борьбы народных масс Украины и Белоруссии. Начало XVII в. ознаменовано рядом выступлений украинских казаков и крестьян. Появившиеся в 1601, 1602, 1603 гг. на территории Белоруссии казацкие отряды возглавили антифеодальные выступления крестьян в районах Гомеля, Речицы, Быхова, Рогачёва, Орши и других городов.

Огромное значение для развития освободительной борьбы на Украине имел 1612 год, ознаменованный разгромом польско-литовских и шведских интервентов русским народом. Русское государство, победив в смертельной схватке с Речью Посполитой, приобрело для украинского народа особую притягательную силу. Стремление к воссоединению Украины с Россией, ярко проявившееся уже в ходе крестьянско-казацких восстаний конца XVI в., ещё более усилилось.

Страх перед перспективой усиления антифеодальной и освободительной борьбы украинского народа вынудил правительство Речи Посполитой пойти на уступки казацкой старшине и восстановить реестр. Однако реестровое казачество в подавляющей своей части разделяло освободительные стремления украинских крестьян и горожан. Войско Запорожское поддерживало тесные отношения с русским правительством.

Насаждение польскими феодалами католицизма и унии с целью ликвидировать православную церковь побудило и представителей верхушки православной украинской церкви поддержать общенародное стремление Украины к воссоединению с Россией. В 1622 г. к русскому правительству обратился епископ Исайя Копинский, который просил разрешения переселиться с монахами в Русское государство. В 1624 г. за воссоединение Украины с Россией высказался киевский митрополит Иов Борецкий. Позиция верхушки православной украинской церкви изменилась, однако, после того, как правительство Речи Посполитой в связи с войной против Русского государства в 1632-1634 гг. выразило готовность пойти на компромисс с нею, согласившись признать православную церковь на Украине. Преемники Иова Борецкого - киевские митрополиты Пётр Могила и Сильвестр Коссов вели курс на сотрудничество с правительством Речи Посполитой. «Князей церкви», как и украинское магнатство, вполне устраивала феодальная анархия, господствовавшая в Речи Посполитой. Их мало беспокоили национальные интересы украинского народа. Они смертельно боялись подъёма антифеодальной и тесно переплетавшейся с нею освободительной борьбы крепостного крестьянства, казаков и горожан.

Решительную борьбу с католической и униатской церковью на Украине вело Запорожье. Казаки требовали от сейма Речи Посполитой и короля ликвидации унии. В 1618 г. в Киеве был утоплен в Днепре наместник униатского митрополита Грекович. В 1625 г. запорожские казаки казнили в Киеве униатского священника Юзефовича и войта Фёдора Ходыку, насильственно вводивших в городе унию и преследовавших православное население.

В 1625 г. произошло военное столкновение между казаками и польско-шляхетскими войсками под командованием гетмана Станислава Конецпольского. Не имея сил разгромить казаков, Конецпольский вынужден был заключить с ними так называемое Куруковское соглашение, по которому казацкий реестр устанавливался в размере 6 тыс. человек. Соглашение это отвечало интересам казацкой старшины. Основная масса казачества, не вошедшая в реестр, продолжала борьбу с Речью Посполитой. Эта часть казачества сумела укрепиться в Запорожской Сечи и отказывалась признавать власть гетманов реестрового казачества, утверждавшихся королём.

В Белоруссии центрами освободительной борьбы стали Полоцк, Витебск и Могилёв. В 1623 г. вспыхнуло витебское восстание, во время которого был убит полоцкий униатский архиепископ Иосафат Кунцевич, известный фанатик и изувер. Витебское восстание было жестоко подавлено.

В 1633 г., когда Русское государство вело тяжёлую войну с Речью Посполитой, жители Полоцка подняли вооружённое восстание, чтобы помочь русским войскам овладеть городом. Восстание это было потоплено в крови. Национально-религиозный гнёт в Белоруссии ещё более усилился. Однако польско-литовским феодалам не удалось сломить сопротивление мужественного белорусского народа, его ясно выраженную волю к воссоединению Белоруссии с Россией.

Новым подъёмом освободительной борьбы украинского народа были ознаменованы 30-е годы XVII в. Весной 1630 г. началось крупное крестьянско-казацкое восстание под руководством гетмана нереестрового казачества Тараса Федоровича, известного также под именем Тарас Трясило. Это был талантливый полководец и организатор, сумевший использовать опыт всей предшествующей борьбы украинских крестьян и казаков против польско-шляхетских войск. В апреле 1630 г. под Корсунью восставшие крестьяне и казаки нанесли серьёзное поражение войскам Речи Посполитой. Вслед за тем восстание ещё более расширилось. В движение пришли массы городской бедноты.

Опорным пунктом восстания был город Переяслав, хорошо укреплённый Тарасом Федоровичем. В мае 1630 г. польско-шляхетская армия потерпела под Переяславом ещё одно крупное поражение. Было очевидно, что Речь Посполитая не в состоянии быстро подавить восстание. Тогда гетман Конецпольский, вступив в переговоры с казацкой верхушкой, пошёл на заключение нового, так называемого Переяславского соглашения, по которому реестр увеличивался до 8 тыс. человек.

Однако основная масса восставших казаков не признала соглашения. Сам Тарас Федорович, опасаясь предательства казацкой верхушки, ушёл на Запорожье. Сильное недовольство Переяславским соглашением было и среди реестровых казаков.

Правительство Речи Посполитой увеличило свою армию на Украине. Построенная перед Кодацким порогом на Днепре крепость Кодак, где был помещён сильный гарнизон, должна была контролировать подступы к Запорожью. В 1635 г. запорожские казаки, возглавляемые Иваном Сулимой, подняли восстание и разрушили Кодак. Однако восстание это было вскоре подавлено.

С громадной силой крестьянско-казацкое восстание развернулось в 1637 г. Первыми выступили нереестровые казаки из Запорожья, которыми руководил Павел Фёдорович Бут, прозванный Павлюком. К восставшим присоединилась часть реестровых казаков.

Поднимая восстание, Павлюк установил связи с донским казачеством и стремился добиться воссоединения Украины с Россией.

Выступление казачества вызвало мощное крестьянское восстание, охватившее Киевщину, Полтавщину и Черниговщину. Однако под Кумейками восставшие потерпели поражение. Павлюк попал в плен и был казнён в Варшаве. Полагая, что с казаками в основном удалось справиться, правительство Речи Посполитой в 1638 г. сократило казацкий реестр до 6 тыс. человек, ликвидировало выборность старшины и казацкий суд. Так называемая «ординация» (устав) 1638 г. передала начальство над реестровым казачеством в руки польских магнатов и шляхты. Кроме того, правительство Речи Посполитой решило восстановить крепость Кодак.

Но весной 1638 г. восстание вспыхнуло с новой силой, оно быстро распространилось по Левобережью и охватило Киевщину. Восставших крестьян и казаков поддерживало городское население. Во главе восставших стояли Яцко Острянин, Карпо Скидан и Дмитро Гуня. Под Голтвой они нанесли поражение польско-шляхетскому отряду Станислава Потоцкого. Однако и на этот раз крестьянско-казацкое восстание окончилось неудачей.

Несколько тысяч казаков во главе с Острянином ушло в Русское государство. В пределы России, спасаясь от дикого преследования польских магнатов и шляхты, переселилось в это время много тысяч крестьян, казаков, горожан.

В подготовке освободительной войны 1648-1654 гг. крестьянско-казацким восстаниям конца XVI - первой половины XVII в. принадлежала исключительно важная роль. В ходе этих восстаний укреплялись героические традиции борьбы украинского народа против феодально-крепостнического и национального гнёта. Росли национальное самосознание украинского народа, его вера в свои силы. Совершенствовалось военное искусство украинского народа, крестьяне и казаки закалялись как будущие солдаты освободительной войны.

Народные восстания были вооружённой подготовкой народно-освободительной войны 1648-1654 гг. Украинский народ укреплялся в своей решимости покончить с иноземным порабощением и добиться воссоединения Украины с Россией.

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»