Тимошенко предъявят 95 миллиардов

К оглавлению Дома Тимошенко

Тимошенко вырыла финансовую яму глубиной в 95 миллиардов

Экс-премьеру выдвинули всего три обвинения. Первое – кризисное состояние экономики. Второе – финансовая яма в размере 95 миллиардов.

На заседании Кабмина министры получили по экземпляру брошюры с фото Виктора Януковича на обложке.

На первых страницах документа представляются предварительные результаты аудита, проведенного по итогам работы правительства Юлии Тимошенко.

Экс–премьеру выдвинули всего три обвинения. Первое – кризисное состояние экономики. Второе – финансовая яма в размере 94,5 миллиарда
гривен. Третье – завышение ставок заимствования на рынке госдолга.

Обвинение первое: политическое

В 2009 году по сравнению с 2000 годом ВВП вырос на 46,1%, хотя в 2008 году цифра составляла 71,7%. За год правления Тимошенко валовой внутренний продукт откатился до уровня 2005 года.

Промышленное производство и вовсе оказалось на уровне 2003 года. Максимума оно достигло в 2007 году – 92,1% к 2000 году. По итогам 2009 года прирост сжался до 45,4%.

Сами слайды выводов не содержат. Теоретически, их даже сложно предъявить – у предшественников всегда есть железное оправдание: мировой кризис.

Украина настолько сильно зависит от международных процессов, что посчитать чистый взнос правительства в общее ухудшение ситуации невозможно. Итак, в любом случае, такие выводы будут исключительно политическими.

Впрочем, подобные выводы в программе социально–экономического развития Украины на 2009 год в разделе "Оценка тенденций экономического развития в 2009 году".

"Было допущено одно из крупнейших в мире спадов производства в промышленности и строительстве, производстве товаров широкого потребления для внутреннего рынка.

Резко подорожал импортированный природный газ, что привело к значительным убыткам предприятий металлургической, химической и других отраслей экономики.

Введенные правительством Юлии Тимошенко меры антикризисной поддержки предприятий не дали ожидаемых результатов. Галопирующими темпами дорожало продовольствие, падала реальная зарплата, обесценивались государственные социальные гарантии.

Государство не выполнило свои собственные обязательства по рекапитализации проблемных банков, а кредитные ресурсы финансового рынка вымывались через правительственные заимствования.

В целом по итогам 2009 года падение оказалось значительным: в металлургии – 26,7%, химической и нефтехимической промышленности – 23%, машиностроении – 44,9%, пищевой промышленности – 6%.

Причиной этого, помимо внешнего фактора, стал внутренний – уменьшение финансовых ресурсов в экономике. То есть, кризис 2008–2009 годов негативно повлиял не только на динамику производства, но и ухудшила финансового состояния предприятий.

К тому же, увеличение уровня теневой экономики с 29,4% в конце сентября 2008 года до 34,9% в 2009 году, по расчетам Минэкономики, усилило налоговое давление на официально работающие предприятия и отвлекло кредитные ресурсы на государственные заимствования в условиях недополучения доходов через значительную тенизацию.

Ухудшение финансового состояния корпоративного сектора, резкое уменьшение прибыльности и кредитоспособности предприятий, повышение стоимости заимствований, а также высокая степень неопределенности относительно глубины и продолжительности кризиса сказались не только на способности выполнять текущие обязательства, но и стали основной причиной глубокого свертывания инвестиционной деятельности.

В целом 2009 год закончился падением: ВВП – на 15,1%, объемов промышленного производства – на 21,9%, строительства – на 48,2%, инвестиций в основной капитал – на 43,7% за девять месяцев, экспорта товаров и услуг – на 36,6%, импорта – на 43,7%, реальной среднемесячной заработной платы – на 9,2%.

Индекс потребительских цен составил 112,3%, уровень безработицы вырос до 8,8%. Впервые за десятилетие убытки компаний превысили доходы на 31,6 миллиарда гривен".

Обвинение второе: уголовное

Выдвинуть Юлии Тимошенко обвинения в падении ВВП крайне сложно, зато в разбалансировании государственных финансов – очень даже легко.

"Финансовая яма" госбюджета на 2010 год обусловлена действиями предыдущего правительства". Так называется основная статья претензий к экс–премьеру.

50,7 миллиарда гривен – остаток невозмещенного налога на добавленную стоимость по итогам 2009 года. Из этой суммы 27 миллиардов гривен государство уже согласилjсь вернуть, но не выплатилj, потому что не было денег.

Возникновениt этой "крыши" много раз описывали аналитики Секретариата президента в 2009 году. Из предприятий собирали НДС и полностью его потратили. А те, кто должны получать из бюджета возмещение, ничего не получали.

И дело не в том, что налог не возвращается никому. Как раз наоборот: план по возмещению регулярно перевыполнялся. Это было странно, потому производство сокращалось, а экспорт падал. Кому шли деньги, неизвестно. В нынешнем правительстве говорят о масштабных теневых выплатах.

На 4,6 миллиарда гривен недофинансированы мероприятия по подготовке к Евро–2012". И это при том, что в конце 2009 года правительство заявляло: средства выделены авансом и на первый квартал 2010 года. Разумеется, это позволяет правительству критиковать предшественников.

В 2009 году Пенсионный фонд не вернул бюджету одолженные 16,1 миллиарда гривен. В целом долг на начало года составил 22,1 миллиарда гривен. "Пришить" к делу эту цифру сложно – пенсии дотирует и нынешнее правительство, но сама цифра значительная.

А вот 1,7 миллиарда гривен на возобновление работы Государственного ипотечного учреждения – громкая цифра. В 2009 году правительство совсем извратило суть работы ГИУ.

Вместо запуска кредитных программ, он на деньги учреждения начал покупать квартиры. В результате, вместо десятков тысяч квартир люди получили чуть больше пяти тысяч квартир.

Зато приобрели их у "своих" застройщиков, а раздали перед объективами камер. Несмотря на пафос, по своей сути это было нецелевое использование средств.

Следующий пример – растрата денег, полученных в рамках Киотского протокола. Как известно, в 2009 году Япония заплатила Украине 3 миллиарда гривен.

Почти сразу эти деньги пошли на финансирование бюджета, хотя, согласно международному протоколу, они имеют очень четкое назначение. На них должны строиться экологические объекты.

О растрате средств было известно еще весной 2009 года, однако поднимать шум не стали. Иначе Украине грозили бы международные санкции и отзывы денег.

Еще один пример нарушения – использование денег местных бюджетов. У власти на местах забрали 7 миллиардов гривен и бросили их Пенсионному фонду.

Вероятно, именно это стало причиной уголовного дела, возбужденного против экс–председателя Госказначейства Татьяны Слюз.

Особенность ситуации в том, что в ответ на протесты местных властей ее же обвинили в саботаже и нецелевом использовании денег.

Новая власть будет использовать статью "разбазаривание в особо крупных размерах" и "нецелевое использование государственных средств". Об этом свидетельствуют, например, цитаты из "Программы социально–экономического развития на 2010 год".

"Самое существенное влияние на развитие экономики в 2010 году оказывает резкое ухудшение состояния государственных финансов. По официальным данным, в 2009 году дефицит государственного бюджета составлял лишь 19,9 миллиарда гривен или 2,2% ВВП, однако реально он достиг 103,8 миллиарда гривен или 11 , 4% ВВП", – сказано в документе.

До фактического дефицита бюджета в объеме 19,9 миллиарда гривен необходимо добавить суммы по рекапитализации банков – 19,6 миллиарда гривен, капитализации "Нафтогаза" – 24,4 миллиарда гривен, сумму специальных прав заимствований – 15,7 миллиарда гривен и объем невозмещенного НДС – 24,2 миллиарда гривен.

Обвинение третье: причудливое

Уголовной статьи за наращивание госдолга не существует. По сути, это тоже политическое обвинение. Его разве что можно использовать как пример популярной математики вроде "при Тимошенко каждый житель Украины должен по тысяче долларов".

"Предыдущий Кабмин прибег к беспрецедентному наращиванию государственного долга. За 2009 год долг вырос на 112 млрд гривен. Выдано государственных гарантий по кредитам на 54,7 миллиарда гривен. Рациональное использование даже ограниченных ресурсов на потребности реального сектора экономики позволило бы затормозить кризис и избежать значительных долгов", – говорится в правительственной программе.

В 2009 году государственный долг действительно рос устрашающими темпами. Правительство брало деньги у всех, кто их готов был дать. Только МВФ "похудел" на 13,6 миллиарда долларов, включая SDR. Лишь в 2010 году на обслуживание долга нужно 7 миллиардов гривен.

Кроме того, никто не спрашивает о главном: как возвращать деньги Фонда? Кредиты по программе stand–by предоставлены на три года. В 2012 году Украина вряд ли сможет отдать 16,4 миллиарда долларов.

Что касается аудита, то пока акцент сделали на том, что правительство Тимошенко привлекал непомерно дорогой долг. Деньги были нужны настолько, что в конце 2009 года по ОВГЗ платили почти 30% годовых.

Что дальше?

Безусловно, это не тот аудит, который обещал президент. Вероятно, исследования МВФ будет презентовано позже, однако общий смысл обвинений в адрес правительства Юлии Тимошенко уже озвучен. Как будут использованы эти обвинения – важный вопрос. На всякий случай оппозиция уже заявила, что это повод для репрессий.

"Думаю, аудит от Партии регионов имеет другую задачу – найти международную зонтик, который прикроет начало репрессий против оппозиции. Других мотивов в их действиях я не вижу", – сказал бывший первый вице–премьер Александр Турчинов.

Пока же власть ведет себя тихо. Известно лишь о массовых увольнениях, возбуждении уголовного дела против экс–председателя Госказначейства и вызов Юрия Продана, Игоря Уманского и Олега Дубины на допрос относительно законности увеличения уставного капитала "Нафтогаза" на 12 миллиардов гривен. Но это еще не репрессии.

Очевидно, на этот раз сработает старая традиция: в течение первых двух–трех месяцев после смены власти раздаваться обвинения в адрес предшественников, а затем наступит тотальная тишина.

Об обвинении забудут, а уголовные дела закроют. Единственное, что останется, – это аудит, на который всегда можно будет сослаться в ходе предвыборной кампании. // Экономическая правда

Сергей Лямец

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»