Сионизм и Религия. Последние события на Святой Земле заставили по-новому осмыслить эти ранее привычные понятия

К оглавлению

События последних дней в Израиле, опровергнувшие тезис Александра Гинзбурга-Галича о том, что "от Курил и до Карпат еврей еврею друг и брат", заставили серьезно задуматься о содержании ключевых для еврейского сознания понятий - расхожих, обиходных, но до конца так и не раскрытых. Например, сионизм. Что это - очередной "изм", обозначенный в одной из советских пропагандистских книг 1960-х как "фашизм под голубой звездой", или нечто совсем иное?

Для любого религиозного еврея, вне зависимости от того, "ортодокс" он, "консерватор" или "прогрессист", некое священное триединство составляют Бог, Тора и Израиль (Земля Обетованная). Поэтому всякий верующий иудей не может не быть сионистом, уже в силу того, что сакральность земли Израиля - часть его исповедания.

Но, как водится, людям свойственно все превращать в крайности. И этой крайностью стало отношение к еврейскому государству среди самих евреев. В частности, в сионистском движении возникло обособленное течение, подчеркивающее именно религиозную идентичность как главный критерий еврейства. Было даже объявлено о создании партии религиозных сионистов. Идея интересная, но далеко не новая.

Так называемый религиозный сионизм связан с именем раввина Шмуэля Могилевера (1824-1898), который после погромов 1881 года пришел к выводу, что евреи, бегущие из России, должны обосноваться в Палестине. Раввин Могилевер отстаивал идею о том, что будущее еврейское государственное образование в Палестине должно будет базироваться на принципах Торы. Именно эти положения легли в основу религиозного сионистского движения "Мизрахи", которое вело упорную борьбу со "светским сионизмом", пропагандируя идею о том, что еврейское государство может создать только Мессия. Кстати, именно движение "Мизрахи" ставит себе в заслугу, что шаббат в Израиле являются официальным днем отдыха.

Здесь можно также вспомнить имя раввина Авраама Ицхака Кука (1865-1935), который критиковал Международную сионистскую организацию за то, что она занималась только "светскими" нуждами евреев. По мнению раввина Кука, возвращение евреев на свою историческую родину было "атхальта-ди геула’", что означает "Начало мессианского освобождения". Заметим только, что это "начало", да и все "мессианское освобождение", суть не только действия Машиаха, но и самого еврейского народа. Как говорил в интервью "Порталу-Credo.Ru" почти год назад авторитетный раввин Адин Штайнзальц, национальное и религиозное начало, особенно через идею Машиаха, сливаются в еврействе вплоть до полной неразличимости.

А вот еще одно еврейское религиозное, но при этом строго "антисионистское" образование - ультраортодоксальное движение "Нетурей карта" ("Стражи Града" - в переводе с иврита). Одна из существующих 23 хасидских группировок, не очень массовая и популярная. Ее руководство в лице раввина Давида Вайса полагает, в политическом плане, что им лучше было бы жить под иорданским правлением, а в религиозном, что евреи Талмуда (закона, кодифицированного и собранного людьми позже, нежели ниспосланное Священное Писание) - это не евреи Торы, то есть Священного Писания.

Из всего сказанного видно, что и в сионистском движении имелись и имеются силы, готовые присвоить себе монополию на религиозное понимание сионизма, притом что сионизм как таковой религиозен по определению. Из-за этого деления неделимого - противопоставления религиозного и нерелигиозного в еврейской среде - мы имеем сейчас то, что имеем. Еврейское государство, бьющееся в конвульсиях политических передряг, не определившееся в своем отношении к религии с самого момента своего образования (хотя именно в израильском случае, как ни в каком другом, надо определяться по отношению к религии) и сейчас во многом расхлебывающее кашу этой неопределенности. Еще имеется преклонных лет генерал, он же премьер-министр, делающий то, что в его силах, - не больше и не меньше.

Израиль - безусловно, еврейское государство. Но поскольку на его территории находятся святыни не только иудаизма, но также и других мировых религий – христианства и ислама, все, что здесь происходит, имеет отнюдь не "местечковое", но общечеловеческое значение. Кстати, на иврите и на арабском "религия" определяется как "установление закона Божия" ("дин"). А корень "салам" ("шалом"), лежащий в основе также и самоназвания мусульманской религии, означает мир и покорность Богу...

Валерий Емельянов,
"Портал-Credo.Ru"

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»