УКРАИНА – "ТЮРЬМА НАРОДОВ"?

К оглавлению самого интересного

Трафаретно известно как ленинское по происхождению определение Российской империи как «тюрьмы народов» и его позиция о «праве наций на самоопределение вплоть до отделения» ( Ленин в судьбе Украины 24.03.2010 , Рабочая газета № 53 от 24 марта 2010 г.). Может ли быть отнесено это определение и этот принцип к современной Украине?

На самом деле, фразеологизм Тюрьма народов возник на основе идеи французского писателя и путешественника маркиза Астольфа де Кюстина, сформулированной в его книге «Россия в 1839 году».
Маркиз Астольф де Кюстин, по приглашению императора Николая I, посетил Россию в 1839 году. Деньги автор взял все, грант николаевский проел, на счёт в швейцарском банке перевёл. Книга «Россия в 1839 году» впервые издана в Париже в 1843 году. А. И. Герцен назвал её «самой занимательной и умной книгой, написанной о России иностранцем». По словам Герцена, «сочинение Кюстина побывало во всех руках», образ России как «тюрьмы народов», найденный автором, благодаря частому повторению и цитированию, вошёл в русский язык в качестве афоризма.
Русское издание (сокращенное), увидело свет только в 1930 году, а полный перевод — в 1996 году. Николая I (имея в виду его статус «европейского жандарма») Астольф де Кюстин назвал «тюремщиком одной трети земного шара».
Автор книги говорил о равно незавидном положении всех народов, находящихся под властью российского императора, об отсутствии в России буржуазного гражданского общества (и просто независимого общественного мнения), способного противостоять воле монарха, который по своей необъятной власти почти равен азиатскому владыке. Астольф де Кюстин: «Сколь ни необъятна эта империя, она не что иное, как тюрьма, ключ от которой хранится у императора»

Продолжая эту фразу уже К. Маркс, в одном из своих трудов, посвященных России сказал, что Россия не просто тюрьма, а тюрьма народов, „в коих томятся сотни и тысячи народов под гнетом поработителей“».
В. И. Ленин для выражения «тюрьма народов» сделал упор на угнетении нерусских народов в России (см. статью «К вопросу о национальной политике» [ Он утверждал (период Первой мировой войны): «Гнилая самодержавная Россия, эта извечная тюрьма народов просто обречена на поражение»

Таким образом, происхождение определения «тюрьма народов» связано с таким государственным устройством, в котором проживают граждане разных национальностей и в котором страдают от самодержавной власти не только собственные, «титульной нации» граждане ( т.наз «гражданское общество» ) , но и не меньше, а больше, граждане других , «не титульных наций».
В рассматриваемом нами контексте САМОДЕРЖАВИЕ – это не обязательно личная власть ЦАРЯ, а открыто, косвенно или скрыто ( замаскировано ) узурпированная власть некоего корпоративного меньшинства над большинством, то-есть ВЛАСТЬ начиная от авторитарного или даже диктаторского режима до современных буржуазных корпоративных демократий. САМОДЕРЖАВИЕ – это всегда власть меньшинства над большинством в рамках ГОСУДАРСТВА ( ДЕРЖАВЫ), посредством которого реализуется такая власть.
ПРАВО НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВПЛОТЬ ДО ОТДЕЛЕНИЯ по своему происхождению является БУРЖУАЗНЫМ ПРАВОМ.
Право народов на самоопределение — в конституционном и международном праве — право народов (наций) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства. В общем смысле, это право той или иной группы людей (не обязательно объединённых по этническому принципу) на коллективный выбор своей общей судьбы. Лозунг «самоопределения наций» был одним из популярных большевистских лозунгов во время революции и гражданской войны в России.
ПРАВО НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, один из основных признанных мировым сообществом принципов международного права, означающий "создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом" (Декларация о принципах международного права. Резолюция ГА ООН 1970 г.). Это неотъемлемое право наций и народностей является одним из т. наз. императивно-основных принципов международного. права, закрепленных и в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров, по которой эта норма "принимается и признается международным сообществом государств в целом", отклонение от нее недопустимо и изменить ее можно только "последующей нормой общего международного права". Приоритет основных принципов международного права над внутригосударственным, национальным правом общепризнан. Например, в Российской Федерации он признан в Декларациях о государственном суверенитете, в Конституциях РФ 1993 года.
Между тем, если в Декларациях о государственном суверенитете РФ (12 июня 1990) право наций на самоопределение признается безоговорочно, то в Конституции РФ 1993 оно признается только в рамках РФ, что противоречит общепризнанным императивным принципам международного права, а исключение из Конституции РФ 1993 положения о Федеративном договоре, подписанном 19 республиками и РФ, вообще исключает процесс законодательного закрепления и реализации этого базового права народов РФ на деле. Исторически право наций России на самоопределение впервые было признано и провозглашено в Программе РСДРП на 2-м съезде партии в авг. 1903. В резолюции ХII Всероссийской конференции РСДРП "По национальному вопросу" (апр. 1917) было записано: "За всеми нациями, входящими в состав России, должно быть признано право на свободное отделение и на образование самостоятельного государства". После Октябрьской революции это принципиальное положение, признанное одним из основных принципов национальной политики Советского государствава, было закреплено законодательно в "Декларации прав народов России" (2 нояб. 1917), в которой провозглашалось "равенство и суверенность народов России", "право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства" (пп. 1,2); в Конституции РСФСР 1918 и др. документах.

В той или иной редакции ПРАВО НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ признавалось и закреплялось и во всех последующих Конституциях СССР, РСФСР

Похожее положение с реализацией ПРАВА НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ и в современной Украине.

Существует определённое противоречие между проведением в жизнь права народов на самоопределение и принципом территориальной целостности государства, гласящим, что территория государства не может быть изменена без его согласия. Неспособность сторон найти мирное решение такого противоречия приводит к усугублению национальных конфликтов, зачастую перерастающих в военное противостояние. При этом представители центральной государственной власти обычно приводят в качестве аргумента в защиту своей позиции утверждение о приоритете принципа территориальной целостности по отношению к праву на национальное самоопределение.

Между тем, существует мнение, что принцип территориальной целостности направлен исключительно на защиту государства от внешней агрессии. Именно с этим связана его формулировка в п. 4 ст. 2 Устава ООН: «Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединённых Наций», и в Декларации о принципах международного права: «Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

Сторонники этого мнения указывают, что применение принципа территориальной целостности фактически подчинено осуществлению права на самоопределение - так, согласно Декларации о принципах международного права, в действиях государств «ничто не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов».
Таким образом, делается заключение, что принцип территориальной целостности неприменим к государствам, не обеспечивающем равноправие проживающих в нём народов и не допускающим свободное самоопределение таких народов.

Похожим на ПРАВО НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, но не тождественным, является понятие СЕЦЕССИИ (Аллен Бьюкенен “Сецессия. Право на отделение, права человека и территориальная целостность государства” http://www.sakharov-center.ru/publications/sec/default.htm ).
СЕЦЕССИЯ (лат. secessio) — выход из состава государства (как правило, федерального) какой-либо его части (как правило, субъекта федерации). Термин в этом значении появился во время американской Войны за независимость. Во время Гражданской войны в США сецессию осуществили Конфедеративные Штаты Америки.

С изложенной точки зрения современная этнонациональная Украина, в которой систематически нарушаются ПРАВА НАРОДОВ, компактно проживающих на своих определенных исторических территориях ( русского- на Юго-востоке, Слобожанщине и в Крыму, русинов – в Закарпатье, крымских татар – в Крыму ) и ПРАВА АВТОНОМИЙ ( Автономная Республика Крым) вполне имеет основания считаться ТЮРЬМОЙ НАРОДОВ, а угнетенные народы – на САМООПРЕДЕЛЕНИЕ вплоть до отделения, АВТОНОМИИ – на сецессию и образование самостоятельного государства.

http://www.slavic-europe.eu/index.php/comments/16-ukraine-comments/7030-...
Автор: Иван Бурцев, исследовательская группа РФ-541

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»