Повесть Рабиновича об известных и пострадавших евреях

К оглавлению "Актуальные темы" К оглавлению "Политическая безопасность"
К оглавлению самого интересного

Рабинович Я. И.
Р 58 Еврейство между Гитлером и Сталиным / Яков Рабинович. —
М. : Эксмо : Алгоритм, 2009. — 320 с. — (Политический бестселлер).
ISBN 978-5-699-35188-6

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Часть 1. Участие евреев в Первой мировой войне. Неблагодарное Отечество
Часть 2. Версальский мирный договор и его влияние на положение евреев
Часть 3. Между Сталиным и Гитлером... Антисемитизм в государственной политике
Германии и Советского Союза в 1930-е гг
Часть 4. Роль советских евреев в победе над фашизмом
Часть 5. Апогей сталинского антисемитизма
Вместо заключения. Почему евреи всегда во всем виноваты?

ВВЕДЕНИЕ
В XX веке евреи сыграли выдающуюся роль в развитии Германии и России. Они внесли неоценимый вклад в политику, экономику, науку и технику, культуру этих государств. И парадоксальным образом, именно эти две страны отплатили евреям черной неблагодарностью. Гитлер в Германии и Сталин в СССР проводили целенаправленную антисемитскую политику: первый — открыто и в самых зверских формах, второй — более потаенно, но не менее жестоко.
Почему так произошло? С точки зрения внутренней политики гитлеровской Германии еврей был удобным объектом для ненависти, поскольку он был беззащитен, а когда его преследовали, внешний мир молчал или ограничивался безобидной словесной реакцией.
С одной стороны, еврея представляли в качестве носителя коммунизма, т. е. врагом германской нации; с другой — еврей был капиталистом, т. е. врагом трудового класса. Таким образом, национал-социализм нашел объект ненависти в соответствии со своим двойным названием (напомним, что полное наименование НСДАП — Германская национал-социалистическая рабочая партия), выставив еврея в качестве мишени для национальной и классовой ненависти.

Еврей был также удобным предлогом для отвлечения общественного мнения от других проблем — старый способ, которым пользовались, пользуются и долго еще будут пользоваться политиканы всех мастей. Эйхман признавал: «Еврейский вопрос был желанным маневром, чтобы отвлечь внимание от трудностей. Если возникали в то время какие-либо трудности другого характера, сразу обращались к еврейскому вопросу, и таким образом отвлекалось внимание».
В сталинском СССР еврей был носителем буржуазного национализма и тоже врагом трудового класса. Так же как и в гитлеровской Германии, еврей в СССР был удобной мишенью для национальной и классовой ненависти; так же как в гитлеровской Германии, в сталинском СССР «еврейский вопрос был желанным маневром, чтобы отвлечь внимание от трудностей».
Отличие между гитлеровским и сталинским режимом было одно: осознав трагические последствия репрессий по отношению к евреям — руководителям и специалистам, ученым, — сталинское правительство прекратило в годы войны массовые аресты евреев. Гитлер же продолжал свою безумную антисемитскую политику, и это стало одной из главных причин поражения во Второй мировой войне Германии и победы СССР.
Но ситуация изменилась после войны. Как известно, в ходе ее было уничтожено 6 млн. евреев, что составляло в 1939 г. свыше 63% европейского и около 36% мирового еврейского населения. Страшная трагедия Холокоста потрясла весь цивилизованный мир.
Значительная часть погибших евреев жила на территории СССР. Между тем, отсутствие каких-либо упоминаний о преступлении нацизма перед еврейским народом, преступлении, которое судом цивилизованных народов отнесено к разряду небывалых в истории человечества, — кредо послевоенной советской историографии.
Более того, антисемитизм в государственной политике Советского Союза после войны усилился настолько, что напрашивается прямая аналогия с Германией 1930-х гг. Одно из самых расхожих обвинений сталинской пропаганды заключалось в том, что евреи составляли значительный процент среди советских руководящих и научных работников, среди деятелей культуры и т.д. Но ведь в этом и состояло преимущество советского государства, не понимать которого мог только человек, одержимый параноидальным антисемитизмом!
Уместно будет заметить, что участие евреев в научно-исследовательской работе, в технологическом развитии, в прессе, радиовещании и телевидении, в литературе, в музыке и в изобразительном искусстве всегда значительно превышают их долю в общей численности населения. Массовое стремление евреев к профессиям, требующим высшего образования, и их из ряда вон выходящая активность в области культуры кроется в многовековой традиции еврейского народа высоко ценить ученость и посвящать свои силы интеллектуальным занятиям — традиции, берущей свое начало еще в эпоху древности. Эта традиция, прежде всего, выражалась в готовности родителей, даже из бедноты, идти на любые жертвы для того чтобы дать образование своим детям. Эта тяга была так сильна, что она преодолевала все препятствия, стоявшие на пути еврейских юношей и девушек к их поступлению в университеты, технические и медицинские ВУЗы, несмотря на всевозможные ограничения и процентные нормы приема в период властвования Сталина и в последующие годы.
Заметим также, что в высокоразвитых индустриальных государствах наука и техника давно стали первостепенными факторами. В результате этого и евреи стали играть важную роль в жизни этих стран. Все современные государства ценят по заслугам своих научных работников-евреев, которые заняты в основном в самых сложных в технологическом отношении отраслях науки и техники, определяющих прогресс мировой цивилизации, ее основные направления. Для этого создаются определенные условия, а главное — стимул в развитии основных научных технологий, прогрессирующих направлений ведущих отраслей промышленности и т. д.
Но советский режим упорно продолжал двигаться вспять по пути мирового цивилизационного развития. Не в этом ли скрыта причина конечного поражения советского государства на мировой арене и окончательного его распада? Подобно тому, как Гитлер своим антисемитизмом довел Германию до полного краха, Сталин, идя тем же путем, подорвал основы существования СССР...
Евреи были верными сыновьями тех стран, в которых они жили, которые они считали своим Отечеством, — а антисемитизм всегда оборачивался против его разжигателей и наносил непоправимый урон государствам, взявшим антисемитизм на вооружение.
Об этом я и хотел рассказать в моей книге.

Яков Рабинович

Часть 1
УЧАСТИЕ ЕВРЕЕВ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ. НЕБЛАГОДАРНОЕ ОТЕЧЕСТВО
Русские евреи в Первой мировой войне
Первая мировая война вызвала огромный патриотический подъем среди всего еврейского населения. Выступавший вместе с другими представителями национальностей на заседании Государственной думы 26 июля 1914 года член кадетской фракции еврей Н.М. Фридман говорил, что «никакие силы не отторгнут евреев от их родины России, от земли, с которой они связаны вековыми узами». В столицах и других городах состоялись внушительные манифестации. Призывы отстоять Отечество от нашествия врага постоянно звучали и в еврейской печати, а в синагогах и молитвенных домах проводились торжественные богослужения о даровании победы русскому оружию.
' Всего в годы Первой мировой войны по обе линии фронта сражались полтора миллиона евреев. В Англии они дали в армию и флот огромное количество волонтеров, немалое число евреев находилось в колониальных войсках — канадском, австралийском и, особенно много, в южноафриканском полках. В некоторых семьях во Франции было мобилизовано 4—5 сыновей. Опустело раввинское училище в Париже. В первые же дни после объявления войны более 4000 человек из оставшихся во Франции евреев-эмигрантов поступило добровольцами в ряды Французской армии.
В России было мобилизовано около 450 тысяч евреев (что гораздо больше, чем выставила Англия и Бельгия, вместе взятые, к началу войны). Характерно, что даже один из видных лидеров крайне правых, В.М. Пуришкевич, во время патриотической манифестации в Одессе целовал свитки Завета и всенародно заявлял, что до сих пор он заблуждался в отношении евреев, что всё, что он раньше говорил о них, была ложь и что «в такой исключительный момент не должно быть места травле евреев, готовых защищать родину, как все мы, русские».
Создается впечатление, что военные лавры не давали в то время покоя многим еврейским юношам (кстати, в частности, об этом пишет Леонид Славин в своей автобиографической повести «Наследник»). Еврейские студенты, стоя перед дилеммой, отправляться или не отправлять на фронт в качестве вольноопределяющихся, нередко выбирали первое. Они добивались лишь одного: разрешения на прием на краткосрочные офицерские курсы и права на офицерский чин. Некоторые из них были крайне раздосадованы слухами о недопущении еврейских студентов к несению военной службы.
Так, в адресованном лидеру кадетской партии П.Н. Милюкову неопубликованном письме мы читаем: «Еврейскому народу нанесено новое и тяжелое оскорбление... Выделяя студентов в оскорбительной форме из товарищеской среды, она (власть. — Я. Р.) вместе с тем пытает¬ся создать и здесь отравленную атмосферу... С глубоким негодованием мы отвергаем навязанную нам одиозную привилегию... Уверенные в поддержке русского демократического студенчества и всей прогрессивной общественности России, мы требуем, чтобы, в случае призыва студентов, были призваны и студенты-евреи на равных со всеми остальными товарищами основаниях».
Первая мировая война ясно показала, что евреи могут быть неплохими артиллеристами, умелыми связистами и отличными разведчиками. Так, в результате разведки, произведенной Ицко Лейбо Волынским, были взяты в плен 5000 немцев, 450 орудий, множество пулеметов и подвод. А артиллерист Лев Борисович Лебединский получил Георгия 4-й степени за то, что вывез из окопов орудия под огнем разрывных снарядов. Он был убит.
Достаточно сказать, что из ста восьмидесяти тысяч погибших во время войны евреев на долю России прихо¬дилось около ста тысяч жертв. А число убитых на войне врачей оказалось так велико, что на еврейских кладбищах отводили для их погребения специальные места.
Были среди евреев и свои Пети Ростовы. Пять раз пытался удрать на войну 14-летний ученик 3-го класса городского реального училища Лев Израилевич Р., но по требованию родителей его задерживали. В шестой раз он, с согласия родителей, пристроился в одну из воинских частей и стал там разведчиком. Впоследствии он был ранен в голову и представлен к награде.
Вначале войны бежал из местечка Ошмян и был зачислен добровольцем в батальон конноразведывательной команды 15-летний Исаак Гольдберг. Он был награжден Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени. Первый орден был им получен за удачную разведку, второй — за то, что под градом пуль он вынес из-под огня командира.
«В обозрении «Еврейская неделя» публиковались подборки с именами евреев, награжденных Георгиевскими крестами. Вот выдержки из нескольких таких подборок: Крестами награждены Рафаил Баум, Шмуль Розен-гартен, гусар Иссель Лифшиц, ефрейтор Хаим Притык, фельдшер Хайкин. Другая подборка: Михель Гутман, Соломон Глотман, Янкель Зеличенок, Пинкус Айзен, Моисей Яновец, Исаак Саперштейн, Айзек Кантер.
Вот за что награжден был Айзек Кантер: «Кантер, Айзек Давидович, из Могильни (Минской губ.) представлен к медали на Георгиевской ленте и получил Георгия 4-й и 3-й степени. К медали представлен за доставку приказания батарейного командира под сильным огнем. Георгия 4-й степени получил за. удачную разведку, при которой пришлось переправиться через германскую речку и, наконец, Георгия 3-й степени — за то, что в течение трех дней проходил через проволочные заграждения под сильным неприятельским огнем, чтобы броситься в атаку»1.
1 Щтейнберг Марк. Евреи в войнах тысячелетий. Мосты культуры. М., 2004. С. 148.

Сергей Цейль родился в 1868 году в семье отставного солдата. Окончил Михайловское артучилище и Академию Генштаба. Во время Русско-японской войны — начальник штаба дивизии. В 1910 году — генерал-майор, с 1914 года — командир дивизии, погиб во время Первой мировой войны в 1915 году на фронте.
Сыном бывшего кантониста был и Александр Сапсай, родившийся в 1860 году. Он окончил Морской кадетский корпус. В Русско-японской войне командовал миноносцем, в дальнейшем — крейсером. В 1910—1912 годах — начальник штаба Черноморского флота, контр-адмирал. В Первой мировой войне — командир крейсеров, вице-адмирал, в годы Советской власти служил начальником управления вузов ВМФ. Умер в 1922 году.
Этот перечень можно продолжить, назвав генерала от артиллерии Михаила Арнольди, контр-адмирала Якова Кефали, начальника Военно-медицинской академии Николая Козлова, будущего Маршала Советского Союза Родиона Яковлевича Малиновского, начавшего свой боевой путь в Первую мировую войну 16-летним юношей и др. Генерал А. Деникин в книге «Путь русского офицера» писал: «Из моего и смежных впусков Академии Генштаба я знал лично семерых офицеров еврейского происхождения, из которых шестеро ко времени мировой войны достигли генеральского чина».
«Среди советских евреев-генералов, участников Второй мировой войны, насчитывалось шестеро, которые закончили в 1914—1915 годах школы прапорщиков и принимали участие в боях Первой мировой. Это Давид Вениаминович Василевский, Генрих Александрович Лейкин, Юрий Ильич Рабинер, Михаил Павлович Сафир, Лев Борисович Соседов, Алексей Германович Эльсниц и контр¬адмирал Павел Семенович Трайнин»1.
1 Штейнберг Марк. Указ. соч. С. 148.
* * *
Однако столь явное и очевидное доказательство любви и преданности к России со стороны евреев никоим образом не повлияло на их судьбу в лучшую сторону.
В самом начале войны великий князь Николай Николаевич и начальник его штаба генерал Янушкевич разрешил армейскому командованию выселять евреев из районов боевых действий, а также из тех мест, где их пребывание считалось нежелательным. Поезда железных дорог наполнились еврейскими беженцами, не по своей воле покидавшими местечки Царства Польского. В вагонах творилось настоящее столпотворение. Дети теряли родителей, родители метались, искали детей. Так как в губернских городах почти все мужчины призывного возраста были взяты в действующую армию, то постороннему наблюдателю бросалась в глаза, прежде всего, масса дряхлых, умирающих стариков.
27 ноября 1914 года главнокомандующий приказал брать от еврейского населения заложников. Условия, в которых они содержались, превосходили самые мрачные ожидания. Порой в одной комнате находились под стражей 30—50 человек. В число заложников попадали не только наиболее состоятельные и уважаемые члены еврейской общины, но и лица, оказавшие значительные услуги русской армии (как, например, владелец чугунолитейного завода Гохберг). Трое заложников из г. Сохачева по неизвестным причинам были расстреляны.
В такой атмосфере в армии стали зарождаться слухи о золоте, вывозимом евреями за границу, о гробах, о еврее на белом коне, разъезжающем впереди войска и подающем сигналы. Подобные слухи усилились после отступления русских войск из Галиции, Польши, части Литвы и Западной Белоруссии. Отход российской армии сопровождался еврейскими погромами, причем с семьями находившихся на фронте солдат обращались точно так же, как с остальными. Ограблена была даже еврейка Шнейдер, прятавшая у себя двух русских солдат и, несмотря ни на какие угрозы, отказывавшаяся выдать их немцам. Евреи воочию ощутили размах русского грабежа и животного антисемитизма.
В апреле 1915 года было выселено из Курляндской губернии 40 тыс. евреев, в мае из Ковенской 120 тыс. Тот же источник, в другом месте, дает цифру, суммарную по всему времени, и вместе с беженцами-евреями — за 250 тыс. Жаботинский в итоге, называл это выселение евреев из прифронтовой полосы в 1915 году «катастрофой, кажется, беспримерной со времен Фердинанда и Изабеллы Испанских» в XV веке. -
Но нет худа без добра — это массовое выселение по¬служило реальному и желанному уничтожению черты оседлости. Потоки беженцев и переселяемых наводняли Россию. Война значительно изменила расселение евреев по стране, образовались большие еврейские колонии в городах дальнего тыла, особенно в Нижнем Новгороде, Во-
ронеже, Пензе, Самаре, Саратове, в столицах. В докладе петроградского Охранного отделения в октябре 1916 года читаем: «В Петрограде вся без исключения торговля ведется через евреев, прекрасно осведомленных об истинных вкусах, намерениях и настроениях толпы».
Впрочем, переселение евреев вызвало новый всплеск антисемитизма: в Москве и Петрограде на евреев устраивали настоящие облавы: их хватали на улице, вели в участки, и если у них не оказывалось надлежащих документов, то они подвергались выселению. Под предлогом спекуляции арестовывались сотни людей.
* * *
Со всех сторон к народным избранникам поступали возмущенные обращения. В начале 1915 г. созданное Л. Андреевым, М. Горьким и Ф. Сологубом «Русское общество для изучения еврейской жизни» постоянными публикациями в печати напоминало русской интеллигенции, что такое положение евреев позорит Россию, но их выступления в широких кругах общественности отклика не получили. Однако усилившиеся гонения на евреев способствовали активному вмешательству депутатов в государственную политику по.отношению к ним. После сообщения в печати, что предъявленное евреям г. Кужи обвинение в предательстве вряд ли имело под собой ре¬альную почву, член фракции трудовиков Государственной думы, будущий председатель Временного правительства А.Ф. Керенский сам провел расследование на месте происшествия и сообщил в политическое бюро, а впоследствии — всему депутатскому корпусу, что «такого случая не было и по местным условиям быть не могло».
Как показали последующие военные события, изменниками и бездарными полководцами в этой войне ока- (продолжение – смотри книгу)

Вместо заключения
ПОЧЕМУ ЕВРЕИ ВСЕГДА ВО ВСЕМ ВИНОВАТЫ?
Почему евреи всегда во всем виноваты? Во всяком случае, в России-СССР-России так оно всегда и счита¬лось. Когда Советская власть была властью, евреев об¬виняли в том, что они преувеличивают свою роль в Ок¬тябрьской революции и социалистических преобразова¬ниях — свершениях всего многонационального народа и, прежде всего, русских.
Как только Советская власть перестала быть властью, оказалась, что Октябрьская революция и почти все пре¬ступления социализма все-таки дело рук евреев, а не других наций и уж, конечно, не русских.
Но ведь многие считают, что далеко не вся Советская власть была плохой. Поэтому само собой установилось разграничение функций: все хорошее (индустриализация, победа в войне, космические старты, уверенность в зав¬трашнем дне, бесплатная медицина) — достижения русского народа. Все плохое (зверства ЧК-НКВД, ГУЛАГ, рас¬казачивание и раскрестьянивание, очернение собственной истории) — дело известно чьих рук. Эти аргументы лежат в основе книги Солженицына «200 лет вместе».
Пока академик Сахаров считался придурком и отщепенцем, его с удовольствием называли Цукерманом, а «литературного власовца» — Солженицкером. Когда выяснилось, что они национальная гордость, подлинность фамилий стала несомненной. Обратная эволюция произошла с первым президентом России: утратив популярность, он сразу стал вызывать подозрения по линии «пятого пункта». Кому-то, значит, на сердце полегчало от знания, что Ельцин на самом деле Барух Гельцман, а Черномырдин — Хаим Циперблат? Значит, исчерпывающе объяснило это обстоятельство антинародность и преступность политики.
Юрий Владимирович Андропов — не еврей ли? Это зависит от того, как вы оцениваете его деятельность. Личностям же явно положительным и популярным (Райкин, Утесов, Раневская, Винокур, Кобзон) их неславянское происхождение великодушно прощается, их даже награждают званием «Да-какой-он-еврей?!». Странная черта русских почвенников: напоминать людям, которые ощущают себя русскими, что они совсем не русские и что это право надо еще заслужить замечательными подвигами.
Цивилизация и политкорректность в России достигли впечатляющих успехов. Сегодня антисемиты уверяют, что к «простым» евреям относятся прекрасно. Гнев направляется против «непростых, нескромных» евреев — политиков, банкиров, писателей и журналистов, деятелей шоу-бизнеса, всех, кто грабит и развращает русский народ. А евреи-портные, зубные техники, парикмахеры — пусть живут. Жаль только, мало их, простых евреев-тружеников. Почти что и нет. Практически все евреи живут тем, что «сосут соки».
Генерал Макашов заявлял, что честный еврей лучше бессовестного русского. Его единомышленник на этом основании отказывает бравому вояке в звании антисемита. Между тем, с генералом в данном случае согласился бы и Гитлер, уточнив только, что честных евреев не бывает.
Александр Проханов сравнивает «малый народ» с мышами и тараканами. Однако великодушно дает шанс: пусть еврейские интеллектуалы под присмотром коренного населения самоотверженно потрудятся на грядущую Пятую Русскую Империю, придумают там чего-нибудь полезного в смысле ракет и самолетов.
Предполагается, что потом, по миновании надобности, можно будет напомнить еврейским интеллектуалам, что они крысы и тараканы. И пусть благодарят Империю и Имперский Народ за то, что он позволяет им жить в тени своего величия.
«Это вполне закономерно. У народа, почувствовавшего свою мощь и воплотившего свои давние мечты, усиливается национальное самосознание. Не обходится, конечно, без перегибов и перехлестов: национальное меньшинство, желающее принимать активное участие в общественно-политической, культурной и экономической жизни и при этом не ассимилироваться, не раствориться, вызывает естественные подозрения, переходящие в острую неприязнь».
Прямо по Талмуду: камень ударяет кувшин — горе кувшину, кувшин бьется о камень — горе кувшину! Находится ли страна на подъеме, переживает ли она тяжелые времена — антисемитизм «закономерно» растет.
Может быть, дело не в победах-поражениях, не в усилении национального самосознания, а в том, что евреи «желают принимать активное участие в общественно-политической, культурной и экономической жизни»?
Кому ж это понравится! Сидели бы тихо, незаметно — никто бы на них внимания не обращал...

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»