Основа управления транспортом и дорожным хозяйством

К оглавлению
Специфика управления этой сферой экономики связана не только с ее значимостью для развития экономики Украины, но также и с тем, что ст. 450 ГК Украины относит транспортные средства организаций, промышленных предприятий, собственников автомобилей и иных субъектов, действующих в сфере транспорта, к источникам повышенной опасности для окружающей среды, поэтому управление в этой от-расли имеет определенную специфику:
— во-первых, это проявляется в определении государством основ-ных направлений развития дорожно-транспортного комплекса страны, что выразилось в принятии концепции его развития. Она была разработана на основании положений: «Послание Президента Украины Верховной Раде Украины — Украина: шаг в XXI век. Стратегия экономического и социального развития на 2000—2004 гг. О внутреннем и внешнем положении Украины в 2000 году», его Послания «Об основ-ных направлениях бюджетной политики на 2002 год». В концепции определяются пути решения проблем дальнейшего развития транспортно-го хозяйства, с учетом новых задач, поставленных перед транспортом в условиях оживления и обновления реального сектора экономики, уве-личения спроса на транспортные услуги, активизации процессов инте-грации ДТК Украины в европейскую и мировую транспортные системы. Таким образом, первоочередной задачей является формирование единого правового поля деятельности предприятий транспорта, основ-ную часть которого составляют нормы административного права, и, учитывая, что деятельность этих предприятий является источником по-вышенной опасности, подавляющая часть данных административно-правовых норм входят в две группы — обязывающие и запрещающие;
— во-вторых, следует иметь в виду централизованную систему управления предприятиями транспорта общего пользования (морского, речного, железнодорожного, авиационного, трубопроводного), поэтому ст. 5 Закона Украины «О транспорте» предусматривает, что отношения предприятий транспорта общего пользования с центральными и мест-ными органами исполнительной власти и органами местного само-управления строятся только на основе налогов, налоговых льгот, уста-новленных нормативов и иных экономических мер в соответствии с действующим законодательством Украины.
Вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий транс-порта, привлечение их персонала на иные работы местными органами власти и самоуправления не допускается, кроме случаев, предусмот-ренных законодательством Украины;
— в-третьих — наличие повышенных требований к дисциплине со-трудников транспортной системы, предусмотренные в уставах или в от-дельных положениях;
— в-четвертых — существование особой системы контроля за со-блюдением правил, норм и стандартов, регламентирующих деятель-ность транспортных предприятий и учреждений;
— в-пятых — существование у транспортных предприятий и орга-нов управления транспортом полномочий на применение мер админи-стративного принуждения — мер взыскания, пресечения, администра-тивно-предупредительных мер.
Согласно статье 21 Закона Украины «О транспорте» транспорт го-сударства объединяется в Единую транспортную систему. В эту систему вошли: транспорт общего пользования (железнодорожный, морской, речной, автомобильный и авиационный, а также городской транспорт, в том числе метрополитен); промышленный железнодорожный транс-порт; ведомственный транспорт; трубопроводный транспорт; дороги сообщения общего пользования.
Единая транспортная система должна отвечать требованиям обще-ственного производства и национальной безопасности, иметь разветв-ленную инфраструктуру для предоставления всего комплекса транс-портных услуг, в том числе для складирования и технологической под-готовки грузов к транспортированию, обеспечивать внешнеэкономиче-ские связи Украины. Поэтому управление этой системой осуществляет-ся из единого центра, которым является Министерство транспорта Ук-раины. Оно действует на основании Положения о нем, которое утвер-ждено Указом Президента Украины от 11 мая 2000 г. Это министерство является центральным органом исполнительной власти, его деятель-ность направляется и координируется Кабинетом Министров Украины. Минтранс Украины — главный (ведущий) орган в системе центральных органов исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государ-ственной политики в области транспорта и дорожного хозяйства, в сфере использования воздушного пространства Украины, навигацион-но-гидрографического обеспечения мореходства.
Основными задачами Минтранса Украины являются:
— государственное управление транспортным комплексом и до-рожным хозяйством Украины, использованием воздушного пространст-ва Украины, навигационно-гидрографическим обеспечением морепла-вания;
— организация безопасной работы транспортного комплекса и до-рожного хозяйства Украины;
— обеспечение реализации государственной политики относительно становления и развития транспортного комплекса и дорожного хозяй-ства Украины, национальной сети международных транспортных кори-доров, организация навигационно-гидрографического обеспечения мо-реплавания, использование воздушного пространства Украины для своевременного, полного и качественного удовлетворения потребностей населения и общественного производства в перевозках всеми видами транспорта;
— обеспечение взаимодействия и координации работы автомобиль-ного, авиационного, железнодорожного, морского и речного транспор-та, дорожного хозяйства, осуществление мероприятий по развитию единой транспортной системы Украины;
— создание равных условий для развития хозяйственной деятельно-сти предприятий транспорта различных форм собственности;
— создание условий для интеграции транспортного комплекса и дорожного хозяйства Украины в европейскую и мировую транспортную систему;
Минтранс Украины соответственно возложенных на него задач:
— осуществляет государственное управление автомобильным, авиа-ционным, железнодорожным, морским и речным транспортом, а также дорожным хозяйством;
— осуществляет координацию работы предприятий, учреждений и организаций автомобильного, авиационного, железнодорожного, мор-ского и речного транспорта, дорожного хозяйства, их объединений, ко-торые относятся к сфере управления Минтранса Украины (дальше — предприятия области);
— принимает меры по развитию единой транспортной системы Ук-раины, создание и функционирование национальной сети международ-ных транспортных коридоров и инфраструктуры транспортного ком-плекса и дорожного хозяйства Украины;
— разрабатывает и реализует мероприятия по налаживанию взаи-модействия, координации и прогнозирования деятельности всех видов транспорта;
— осуществляет мероприятия по реализации единой государствен-ной экономической, тарифной, инвестиционной, научно-технической, кадровой и социальной политики в области транспорта и дорожного хозяйства, в сфере использования воздушного транспорта Украины и обслуживания воздушного движения, навигационно-гидрографического обеспечения мореходства.
Учитывая то, что деятельность транспортных предприятий влечет за собой повышенную опасность для окружающей среды, значительная часть полномочий Министерства транспорта связана с организацией и проведением надзора за выполнением этими предприятиями требова-ний нормативно-правовых актов относительно безопасности полетов, судоходства, движения, соответственно, на авиационном, морском и речном, железнодорожном и автомобильном транспорте.
Широкий круг полномочий Министерству предоставлен относи-тельно правового регулирования перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты, безопасности движения транспортных средств, охраны труда и пожарной безопасности, сертификации и технической эксплуатации подвижного состава, дипломирования специалистов морского флота, функционирования морских и речных портов, строительства, реконст-рукции, ремонта и содержания аэропортов и путей сообщения, навига-ционно-гидрографического обеспечения мореплавания, а также эколо-гической безопасности на транспорте по согласованию с Министерст-вом экологии и природных ресурсов Украины. Некоторые полномочия этого Министерства касаются также и автомобильного транспорта, что предусмотрено Законом Украины «Об автомобильном транспорте» от 5 апреля 2001 г.
Минтранс Украины возглавляет министр, которого назначает на должность и освобождает от должности Президент Украины.
Безопасность функционирования транспорта зависит не только от надлежащего выполнения сотрудниками транспортных органов своих обязанностей, но и от соблюдения правил, действующих на транспорте, гражданами, которые пользуются той или иной областью транспорта. Нарушение общественного порядка и совершение преступных деяний на объектах транспорта имеет определенную специфику, которая стала основанием для выделения их в особые группы проступков и преступ-лений, находящих свое отображение в структуре особых частей Кодекса об административных проступках и в Уголовном кодексе. Так, в КоАП Украины они объединены в главе 10 «Административные правонаруше-ния на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи». Поэтому борьба с административными проступками (а также с преступлениями), которые совершаются на транспорте, возлагается не только на струк-турные подразделения транспорта, созданные для выполнения этих за-дач (инспекции по обеспечению безопасности полетов; службы безо-пасности на железнодорожном транспорте и пр.), но и на ведомствен-ные государственные органы. Самое важное место среди них занимают специализированные органы внутренних дел, которые имеют название органов внутренних дел на транспорте.
Организационное построение, система и структура служб, аппарата и подразделений этих органов определяется характером выполняемых задач и особенностями управления транспортом.
Принимая во внимание, что органы и подразделения внутренних дел на транспорте создаются в соответствии с органами управления от-дельными видами транспорта, систему органов внутренних дел на транспорте составляют: органы внутренних дел на объектах железнодо-рожного транспорта, гражданской авиации, водного транспорта (мор-ского и речного). Эту систему создают: Управление внутренних дел на транспорте МВД Украины; управления (отделы) внутренних дел на транспорте; линейные управления (отделы) внутренних дел на транс-порте; линейные отделения внутренних дел на транспорте; линейные пункты милиции. Структурно в составе органов внутренних дел на транспорте организованы линейные и функциональные подразделения в виде отделов, отделений и групп.
Типовая структура органов внутренних дел определена приказом МВД Украины от 11 октября 1997 г. № 688 «Об обеспечении типовой структуры органов внутренних дел Украины».
Основные задачи управления внутренних дел на транспорте МВД Украины таковы:
— организация и контроль за работой органов внутренних дел на железнодорожном, воздушном, морском и речном транспорте Украины по охране общественного порядка, борьбе с преступностью по линии угрозыска и в области экономики, соблюдение правил противопожар-ной безопасности, проверке выполнения подчиненными УВДТ, ОВДТ действующего законодательства, указов Президента Украины, решений Кабинета Министров, нормативных актов МВД по вопросам правоох-ранительной деятельности;
— обеспечение четкого взаимодействия с территориальными орга-нами внутренних дел, службами, подразделениями МВД и иными пра-воохранительными органами Украины, анализ оперативной обстанов-ки, разработка и внесение предложений руководству МВД, транспорт-ным ведомствам Украины по вопросам усиления борьбы с преступно-стью на объектах транспорта;
— координация взаимодействия органов и подразделений внутрен-них дел на транспорте с территориальными и иными правоохранитель-ными органами при проведении специальных мероприятий и операций и иные функции.
Управления (отделы) внутренних дел на транспорте являются структурными подразделениями системы органов внутренних дел на транспорте, которые создаются МВД Украины с целью руководства и координации работы подчиненных подразделений милиции на дейст-вующем транспорте, в гражданской авиации, пароходстве и находятся в местах расположения органов управления железными дорогами, паро-ходами, гражданской авиацией. На управления (отделы) органов внут-ренних дел на транспорте может быть возложено руководство подразде-лениями милиции на нескольких видах транспорта.
На управления (отделы) органов внутренних дел на транспорте воз-лагается выполнение таких административно-правовых функций:
— разработка и осуществление вместе с управлениями железных дорог, гражданской авиации, пароходств и с соответствующими служ-бами транспорта комплексных мероприятий по профилактике правона-рушений на объектах транспорта, предупреждение хищений грузов и преступных посягательств на личную и имущественную безопасность пассажиров, предупреждение детской беспризорности и правонаруше-ний среди несовершеннолетних;
— обеспечение охраны общественного порядка на железной дороге, объектах гражданской авиации, на морском и речном транспорте;
— участие вместе с администрациями организаций и предприятий транспорта в обеспечении безопасности движения поездов, морских и речных судов;
— организация вместе с руководством гражданской авиации в уста-новленном порядке досмотра ручного багажа и багажа пассажиров;
— контроль за соблюдением противопожарной безопасности на об-служиваемых объектах;
— выполнение мероприятий по организации взаимодействия мили-ции с администрацией и общественностью транспортных объектов в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасно-сти и борьбе с преступностью;
— организация сопровождения специальных (литерных) поездов и судов нарядами транспортной милиции.
Отделы (отделения) внутренних дел на транспорте являются струк-турными подразделениями системы органов внутренних дел на транс-порте. Они образуются, как правило, в масштабе отделений и больших участков железных дорог, пароходств и бассейнов в морских портах, аэропортах, а размещаются, соответственно, в местах расположения от-делений железных дорог и станций, морских и речных портов, аэро-портов.
Отделы (отделения) милиции непосредственно проводят предохра-нительно-превентивную работу по борьбе с преступностью, исполняют обязанности относительно охраны общественного порядка, обеспече-ния безопасности и сохранения имущества в границах обслуживаемого участка.
Их правовое положение официально еще не установлено, однако, проанализировав деятельность многих отделов (отделений) внутренних дел на транспорте, можно выделить функции, которые они должны выполнять:
— непосредственное осуществление мер по предупреждению пре-ступлений и иных правонарушений, разработка и внедрение в жизнь совместно с администрацией транспортных организационных меро-приятий профилактического характера по борьбе с кражами грузов и личного имущества пассажиров, детской беспризорностью и правона-рушениями среди несовершеннолетних;
— обеспечение, совместно с администрацией, транспортных орга-низаций безопасности движения поездов, морских и речных судов, са-молетов гражданской авиации;
— осуществление в установленном порядке досмотра ручных грузов и багажа пассажиров, а в необходимых случаях — их личного осмотра;
— обеспечение охраны общественного порядка на объектах, кото-рые обслуживаются, в том числе при проведении массовых мероприя-тий, а также мероприятий по гражданской обороне;
— сопровождение пассажирских поездов, морских и речных судов, а в необходимых случаях — самолетов гражданской авиации нарядами милиции;
— принятие мер по предупреждению преступлений и иных нару-шений общественного порядка и безопасности;
— обеспечение спасения людей, личного имущества граждан, бла-гоприятствование в использовании транспортных средств для проведе-ния спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ при стихийных бедствиях и тому подобное;
— осуществление в установленном порядке надзора за выполнени-ем должностными лицами и гражданами решений государственных ор-ганов по вопросам охраны общественного порядка и общественной безопасности;
— предоставление помощи должностным лицам транспортных ор-ганизаций и предприятий во время выполнения ими своих служебных обязанностей в случаях, когда отдельные граждане препятствуют этому;
— осуществление надзора совместно с органами здравоохранения за выполнением должностными лицами транспортных организаций и от-дельными гражданами санитарного режима содержания территорий же-лезнодорожных станций, аэропортов, морских и речных портов, а так-же в подвижных транспортных средствах;
— содействие органам здравоохранения и ветеринарного надзора в проведении ими карантинных мероприятий при эпидемиях и эпизо-отиях;
— осуществление мер по оказанию помощи лицам, потерпевшим от преступных посягательств, правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся на объектах транспорта в беспомощном состоянии.
Линейные пункты милиции входят в состав отделов (отделений) внутренних дел на транспорте и размещаются на участках железных до-рог, пароходств и в аэропортах.
Дислокация линейных пунктов милиции, а также пограничных уча-стков, которые обслуживаются, определяются с учетом степени интен-сивности движения поездов, судов и сложившейся оперативной обста-новки. Так, на железнодорожных станциях с более напряженным дви-жением и серьезной оперативной обстановкой — это, как правило, в летний период — функционируют линейные пункты, а на станциях с менее напряженным движением и более стабильной оперативной об-становкой службу осуществляют оперативные группы.
Линейные пункты милиции выполняют функции, подобные функ-циям отделов и отделений внутренних дел на транспорте в границах за-крепленных за ними участков на железной дороге, водном и воздушном транспорте.