УПРАВЛЕНИЕ МОРСКИМ И РЕЧНЫМ ТРАНСПОРТОМ

К оглавлению
Морской и речной транспорт всегда был важной областью народного хозяйства. Эти виды транспорта не только выполняли задачи по своевременному обеспечению иных отраслей хозяйства необходимыми товарами, продукцией и т. п, но и всегда были прибыльными, посколь-ку вносили в государственный бюджет не только национальную, но и заграничную валюту. Эффективность деятельности этой области эко-номики в значительной мере зависит от уровня управления ею. Поэто-му в зависимости от состояния экономики и политической ситуации управление вышеуказанными отраслями транспорта всегда было доста-точно динамичным. Особенно это касается периода независимости Ук-раины, когда государство искало пути наиболее оптимальной системы управления этой сферой народного хозяйства.
Управление в сфере водного транспорта в настоящее время осуще-ствляется по трем основным направлениям:

— управление государственным сектором отрасли морского и реч-ного транспорта — предприятиями, действующими на хозрасчетной основе (морские торговые порты, судоремонтные заводы, государствен-ные судоходные компании и т. п.);
— управление предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых связана с обеспечением безопасности судоходства, судов, портов и портовых сооружений («Госгидрография», ГП «Дельта-лоцман», лоцманские службы морских торговых портов, ГП «Морком», ГП «Морская аварийно-спасательная служба», Инспекция по вопросам подготовки и дипломирования моряков, предприятия мор-ских и внутренних водных путей, научные учреждения и т. п.);
— организация надзорной деятельности в отрасли морского и реч-ного транспорта (Госфлотинспекция, Регистр судоходства Украины, инспекции государственного портового надзора, Инспекция главного государственного регистратора флота).
Для эффективного функционирования экономического механизма отрасли и обеспечения выполнения международных обязательств Ук-раины в сфере морского и речного транспорта деятельность в этих на-правлениях должна координироваться правительственным органом го-сударственного управления.
С принятием Закона Украины «О транспорте» и указов Президента Украины от 15 декабря 1999 г. было определено, что правительствен-ным органом государственного управления в области морского и реч-ного транспорта является Государственный департамент морского и речного транспорта (Укрморречфлот), который действует в составе Минтранса и подчиняется ему. Укрморречфлот функционирует на ос-новании положения о нем, утвержденного Постановлением КМУ от 30 марта 2000 г. Согласно этому акту его основными задачами являются:
— участие в рамках компетенции в реализации государственной политики в области морского и речного транспорта;
— обеспечение развития морского и речного транспорта с целью удовлетворения потребностей населения и общественного производства в морских и речных перевозках;
— осуществление государственного контроля по соблюдению субъ-ектами хозяйствования, выполняющими перевозки пассажиров и грузов морским и речным транспортом, требований нормативно-правовых ак-тов, стандартов и правил, которые регулируют перевозку пассажиров и грузов морским и речным транспортом;
— соблюдение требований законодательства относительно обеспе-чения безопасности мореплавания;
Укрморречфлот согласно возложенным на него задачам:
— обеспечивает проведение единой экономической, тарифной, со-циальной, научно-технической и инвестиционной политики в сфере морского и речного транспорта;
— организовывает разработку государственных научно-технических и иных программ и планов развития отрасли;
— оказывает содействие формированию рынка транспортных и транспортно-экспедиционных услуг, совершенствованию структуры управления отраслью, обеспечивает в установленном порядке государ-ственную поддержку предприятий отрасли;
— принимает участие в формировании и реализации антимоно-польной политики, как в целом, так и по соответствующим направле-ниям (демонополизация экономики, развитие конкуренции, антимоно-польное регулирование, применение антимонопольного законодатель-ства).
Следует отметить значительные полномочия этого департамента от-носительно определения правил безопасности морского и речного су-доходства, а также надзора за их выполнением. Так, он осуществляет государственный надзор в морских торговых и речных портах, террито-риальных водах Украины за соблюдением законодательства о судоход-стве, а также соблюдением требований международных договоров Ук-раины всеми морскими и речными судами независимо от формы собст-венности, отраслевой принадлежности и флага государства, под кото-рым плавает судно; — организует проведение расследований причин аварий и катастроф на морском и речном транспорте, ведет учет этих аварий и аварийных событий, в частности по результатам сюрвеерских обследований судов, приборов и грузов; — организует и координирует, в границах своей компетенции, работу по проведению сертификации, классификации транспортных средств и технологического оборудова-ния, технического надзора за их проектированием, строительством, эксплуатацией и утилизацией;
организовывает, координирует и контролирует работу по навигаци-онно-гидрографическому обеспечению судоходства в водах Украины;
обеспечивает разработку проектов нормативно-правовых актов по вопросам безопасности судоходства, перевозок пассажиров и грузов морским и речным транспортом, технологическому сохранению грузов (в том числе опасных); технической эксплуатации морских и речных судов, портовых комплексов, оборудования для судоремонтных заводов, акваторий и подходных каналов, навигационного оснащения, иных со-оружений и оборудования, осуществляет контроль за соблюдением тре-бований нормативно-правовых актов по указанным вопросам. Депар-тамент выдает также в соответствии с законодательством субъектам предпринимательской деятельности лицензии на международные пере-возки пассажиров и грузов морским и речным транспортом, на агенти-рование морского торгового флота, прекращает и запрещает в установ-ленном порядке проведение работ в зоне действия навигационного ос-нащения, если такие работы препятствуют установленному режиму функционирования такого оснащения. Укрморречфлот возглавляет ди-ректор, которого назначает на должность и освобождает от должности Кабинет Министров Украины по представлению Министра транспорта. Директор Укрморречфлота имеет заместителей, которые назначаются на должности и освобождаются от должности Кабинетом Министров Украины по представлению Министра транспорта и по согласованию с директором Укрморречфлота. Распределение обязанностей между за-местителями проводит директор Укрморречфлота. Вместе с тем сущест-вует ряд учреждений, созданных в отрасли постановлениями Кабинета Министров Украины и приказами Минтранса и подчиненных непо-средственно Министерству транспорта. Среди них:
Главная государственная инспекция Украины по безопасности су-доходства (Госфлотинспекция Украины). В соответствии с Положени-ем, утвержденным Постановлением Кабмина от 30.12.1998 г. № 2098, — создана «для осуществления государственного надзора за безопасно-стью судоходства на морском и речном транспорте».
Госфлотинспекция согласно возложенным на нее задачам:
1) осуществляет контроль за выполнением требований международ-ных договоров Украины и соблюдением законодательства Украины по безопасности судоходства в морских и речных портах, территориальном море и внутренних морских водах и на внутренних водных путях;
2) осуществляет контроль государства флага за выполнением меж-дународных договоров Украины по безопасности судоходства и предот-вращению загрязнения окружающей среды судами, которые плавают под флагом Украины, независимо от форм собственности (за исключе-нием флота рыбной промышленности);
3) осуществляет контроль государства порта за соответствием судов, которые заходят в порты Украины, независимо от их флага, действую-щим стандартам безопасности мореплавания и предотвращения загряз-нения окружающей среды с судов;
4) проверяет готовность морских аварийно-спасательных служб, в том числе Государственного морского спасательно-координационного центра и его структурных подразделений к ликвидации последствий аварий, катастроф и иных событий;
5) осуществляет контроль за выполнением предприятиями, учреж-дениями, организациями независимо от формы собственности норм за-конодательства и международных договоров Украины по вопросам безопасности судоходства;
6) принимает меры к выполнению международных норм и правил по вопросам безопасности судоходства, предотвращению загрязнения окружающей среды с судов;
7) контролирует организацию безопасной перевозки опасных, сверхгабаритных и тяжеловесных грузов;
8) принимает участие в разработке проектов нормативно-правовых актов по вопросам, связанным с безопасностью судоходства, безопас-ной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения окружающей среды с судов, безопасной перевозкой грузов, регулированием и безо-пасностью движения в территориальном море, на внутренних водных путях, в том числе в акваториях морских и речных портов и термина-лов, на судоходных путях международных транспортных коридоров, а также по вопросам технической эксплуатации и пожарной безопасно-сти судов;
9) организует проведение расследований причин аварий и катаст-роф на морском и речном транспорте;
10) ведет учет аварий, катастроф, результатов расследований и об-следований, принимает меры относительно устранения причин и пре-дотвращения их повторения.
Госфлотинспекция имеет право:
1) беспрепятственно в любое время проверять предприятия, учреж-дения, организации относительно обеспечения ими безопасности судо-ходства;
2) отменять в установленном порядке указания должностных лиц, если они противоречат требованиям безопасности судоходства;
3) давать обязательные для выполнения должностными лицами предписания относительно устранения нарушений требований норма-тивных актов по вопросам безопасности судоходства и контролировать их выполнение в установленные сроки;
4) запрещать эксплуатацию судов и выполнение работ, кото-рые создают угрозу жизни и здоровью людей, до устранения нарушений требований нормативных актов по вопросам безопасности судоходства;
5) вносить предложения об отстранении от работы работников, действия которых могут повлечь катастрофы, аварии, события или соз-дать угрозу их возникновения;
6) предъявлять предложения о несоответствии отдельных должно-стных лиц занимаемым должностям;
7) бесплатно получать от министерств, иных центральных и мест-ных органов исполнительной власти, органов местного самоуправле-ния, предприятий, учреждений, организаций информацию, необходи-мую для осуществления надзора по обеспечению безопасности судоход-ства;
8) в установленном порядке останавливать суда или запрещать их движение на отдельных участках судоходных дорог.
Обособленным структурным подразделением Госфлотинспекции является Государственная инспекция судоходного надзора (далее — ин-спекция), действующая на основании положения о ней (утверждено приказом Госфлотинспекции от 10 июня 1999 г. № 16).
Эта инспекция соответственно возложенным на нее задачам:
1) осуществляет государственный контроль за соблюдением требо-ваний действующего законодательства Украины по вопросам безопас-ности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды судами на внутренних водных путях и в речных портах Украины и ма-ломерными судами — в территориальных морских водах и иных водо-емах Украины общего пользования, независимо от формы собственно-сти и принадлежности судна;
2) осуществляет выпуск судов в море;
3) выполняет лоцманское проведение по внутренним водным путям Украины;
4) проверяет готовность аварийно-спасательных подразделений к ликвидации последствий аварий, катастроф и иных чрезвычайных со-бытий на внутренних водных путях и в речных портах Украины, коор-динирует проведение таких работ в случае их возникновения;
5) осуществляет государственный контроль за выполнением пред-приятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собст-венности, требований действующего законодательства Украины по во-просам безопасности судоходства;
6) контролирует организацию безопасной перевозки опасных, сверхгабаритных и тяжеловесных грузов на внутренних водных путях Украины.
Инспекция имеет право:
1) беспрепятственно в любое время проверять суда, предприятия, учреждения, организации относительно обеспечения ими безопасности судоходства;
2) отменять в установленном порядке указания должностных лиц, если они противоречат требованиям безопасности судоходства;
3) давать обязательные для выполнения должностными лицами предписания относительно устранения нарушений требований норма-тивных актов по вопросам безопасности судоходства и контролировать их выполнение в установленные сроки;
4) запрещать эксплуатацию судов и выполнение работ, которые создают угрозу жизни и здоровью людей, до устранения нарушений требований нормативных актов по вопросам безопасности судоходства;
5) вносить предложения об отстранении от работы работников, действия которых могут повлечь катастрофы, аварии, аварийные собы-тия, или создать угрозу их возникновения;
6) в установленном порядке останавливать суда или запрещать их движение на отдельных участках судоходных путей;
7) направлять в необходимых случаях на медицинский осмотр судо-водителей проверяемых судов для определения их способности управ-лять судами;
8) отстранять от управления судами лиц, действия которых угрожа-ют безопасности судоходства, а при необходимости передавать судно для сохранения в пункты стоянок поднадзорных судов или специаль-ных стоянок за счет судовладельца.
Инспекция главного государственного регистратора флота создана приказом Минтранса от 20.09.1997 № 369 во исполнение Постановле-ния Кабмина от 26.09.1997 г. № 1069 «Об утверждений порядка ведения Государственного судового реестра Украины и Судовой книги Украи-ны». В соответствии с Положением «является органом морского транс-порта, входящим в сферу управления Министерства транспорта Украи-ны», содержится за счет сборов, взимаемых за выполнение государст-венных функций. За счет сборов также возмещаются затраты на аренду помещений, на содержание единой государственной электронно-информационной системы регистрации судов в Украине и другие за-траты, связанные с регистрацией, включая выдачу судовых документов.
Инспекция по вопросам подготовки и дипломирования моряков создана постановлением Кабмина от 31.01.2001 г. № 83 на основе госу-дарственного предприятия по аттестации и регистрации плавсостава Украины. В соответствии с Положением «является государственной ор-ганизацией, основанной на государственной собственности, и принад-лежит к сфере управления Министерства транспорта». Содержится за счет поступлений за выполнение государственных функций. Большей частью выполняет функции регистрационно-разрешительного учрежде-ния.
Регистр судоходства Украины создан Постановлением Кабмина от 08.06.1998 г. № 814 «Об усовершенствовании технического, классифи-кационого и судоходного надзора на морском и речном транспорте». Является национальным классификационным обществом, которое осуществляет технический надзор и проводит классификацию морских и речных судов. Основан на государственной собственности, принад-лежит к сфере управления Минтранса и действует на правах государст-венного предприятия на основах хозрасчета.
Деятельность отрасли тесно связана с необходимостью междуна-родного сотрудничества, соблюдения норм международного морского права и обеспечения требований международных конвенций, в которых участвует Украина. Эта проблема обостряется в последнее время, в ча-стности из-за усиления активности международного терроризма. С 1 июля 2004 года, согласно резолюции ИМО, введен в действие Между-народный кодекс охраны судов и портовых сооружений (ISPS), кото-рый предусматривает наличие инфраструктуры, обеспечивающей безо-пасность судов, пассажиров, грузов и портовых сооружений.
Особое место в системе организации морским и речным транспор-том занимает капитан судна, поскольку судно является основным субъ-ектом хозяйственной деятельности. Административно-правовой статус капитана судна зависит от назначения судна: морского торгового судна, судна каботажного плавания, судна пор-тофлота. Статус капитана мор-ского торгового судна определяется как международным, так и нацио-нальным законодательством. Среди международных — Конвенция ООН по морскому праву (1982), Конвенция МОТ № 53 и другие междуна-родные акты, объединенные в документе «Основные направления для морского законодательства», в котором, в частности, отмечается, что:
а) капитан отвечает за сохранность судна и всего того, что находит-ся на его борту;
б) капитан отвечает за управление судном в качестве эксплуатаци-онной единицы;
с) капитан должен сохранять стандарты дисциплины и поведения, необходимые для соответствующего ведения дел; на борту судна капи-тан является конечным арбитром по всем вопросам дисциплины и т. д.
В нормативных актах Украины два документа определяют положе-ние капитана.
Первый документ — это Устав службы на судах Министерства мор-ского флота СССР. Согласно Постановлению Верховной Рады Украи-ны «О временном действии на территории Украины актов общесоюзно-го законодательства», в той части, в которой они не противоречат зако-нодательству Украины, Устав службы продолжает оставаться действи-тельным для судов под украинским флагом и определяет организацию службы и основные обязанности лиц судового экипажа.
Статьи 60-125 определяют положение капитана как должностного лица, выполняющего по поручению государства определенные органи-зационно-распорядительные функции, такие как задержание лица, уг-рожающего безопасности судна или людей, находящихся на нем; орга-нов дознания; регистрация актов гражданского состояния — рождения и смерти людей; удостоверение завещаний.
Более подробно административные полномочия капитана опреде-лил Кодекс торгового мореплавания Украины. Поскольку, в соответст-вии со ст. 58 этого Кодекса, на него возложено не только управление судном, но и принятие всех мер, необходимых для обеспечения безо-пасности плавания, предупреждения загрязнения морской среды, под-держания порядка на судне, предупреждения причинения какого-либо вреда судну, людям и грузу, находящимся на нем.
Во время аварийных морских происшествий с судном, а также в случае порчи, повреждения и потери груза или перевозимого багажа, причинения травм людям и иных случаев, в результате которых могут быть предъявлены претензии к судовладельцу, капитан судна должен применить все необходимые меры по документальному оформлению этих случаев в порядке, установленном действующим законодательст-вом Украины, а также провести предварительное расследование ава-рийного морского происшествия, независимо от его классифицирова-ния.
Капитан судна имеет право на владение табельным огнестрельным оружием и применение его для обеспечения личной безопасности и безопасности людей и имущества, которые находятся на судне, в по-рядке и границах, установленных действующим законодательством Ук-раины.
Распоряжение капитана судна, в пределах его полномочий, должны беспрекословно исполняться всеми лицами, находящимися на судне.
В случае невыполнения кем-нибудь из лиц, находящихся на судне, законных распоряжений капитана — он принимает относительно этих лиц необходимые меры.
Капитан судна имеет право применять меры поощрения и накла-дывать дисциплинарные взыскания на лиц судового экипажа вплоть до отстранения от выполнения служебных обязанностей в случаях и в по-рядке, предусмотренных действующим законодательством Украины о труде.
Если действия лица, находящегося на судне, не содержат уголовно-наказуемого деяния, но угрожают безопасности судна или людей и имущества, находящихся на нем, капитан судна имеет право изолиро-вать этих лиц в отдельном помещении. За незаконное содержание в от-дельном помещении или иное превышение полномочий относительно поддержания порядка на судне капитан несет ответственность согласно действующему законодательству Украины.
Если все жизненные припасы, в том числе неснижаемый запас продовольствия, исчерпаны, с целью общего распределения капитан судна имеет право провести реквизицию необходимого количества про-довольствия, имеющегося в распоряжении лиц, находящихся на судне, и реквизицию груза, который находится на судне и может быть исполь-зован для питания. О реквизиции составляется акт. Стоимость рекви-зированного продовольствия и груза возмещается судовладельцем. Если во время рейса возникает неотложная необходимость в деньгах для продолжения плавания, в частности для ремонта судна или содержания экипажа, в случае отсутствия возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, капитан судна имеет право продать часть порученного ему имущества, которое не является необходимым для продолжения плавания.
Капитан судна имеет право избрать тот способ приобретения денег для продолжения плавания, который является наименее убыточным для судовладельца и собственника груза.
Стоимость проданного груза должна быть возмещена его собствен-нику, за исключением случаев, когда вызванные этим убытки подпада-ют под признаки общей аварии или когда продажа была проведена только в интересах груза.
О каждом случае рождения ребенка, заключения брака на судне ка-питан обязан составить акт в присутствии двух свидетелей, а также сде-лать запись в судовом журнале.
Этот акт подлежит предоставлению органам регистрации актов гражданского состояния для получения свидетельства о рождении или о браке.
Капитан судна обязан удостоверить составленное лицом, находя-щемся на судне, завещание, взять его на хранение и хранить по одному экземпляру удостоверенных им завещаний до передачи начальнику порта Украины или консулу Украины в иностранном порту для после-дующего отправления их в Государственный нотариальный архив или государственную нотариальную контору по постоянному месту прожи-вания завещателя.
О каждом случае смерти на судне капитан обязан составить акт в присутствии двух свидетелей, а если на судне есть врач или фельдшер, то и в его присутствии, а также сделать запись в судовом журнале.
К акту о смерти прилагается описание имущества умершего на суд-не. Капитан судна принимает меры к сохранению имущества умершего.
Капитан судна передает акт о смерти и описание имущества консу-лу Украины, если судно прибывает в иностранный порт, где есть кон-сул Украины, или судовладельцу, если судно прибывает в порт Украи-ны, и принимает меры к погребению умершего. В чрезвычайных случа-ях, когда судно должно продолжительное время находиться в открытом море и тело умершего не может быть сохранено, капитан судна имеет право предать тело морю, согласно с морскими обычаями, о чем со-ставляется соответствующий акт и вносится соответствующая запись в судовой журнал.