Управление портами

К оглавлению
Значительная часть сферы государственного управления морским и речным транспортом приходится на управление портами. Для этого была создана государственная организация «Укрморпорт». Согласно Закону Украины «О морских портах Украины» морской порт (дальше — порт) — транспортное предприятие, которое на отведенных ему и созданных им территории и акватории осуществляет обслуживание су-дов, пассажиров и грузов, перевалку грузов с одних видов транспорта на другие, а также обеспечивает безопасность плавания и стоянки судов. При этом порт может выполнять перевозки грузов, пассажиров и багажа собственными или зафрахтованными им судами, ремонт судов и прочие, предусмотренные его уставом, виды деятельности.
Формы и методы управления портами зависят от их классификации. По назначению порты разделяются на порты общего и специального пользования.
Порт общего пользования предназначен для обслуживания любых грузов, отправителей и получателей груза.
Порт специального назначения предназначен для обслуживания одного отправителя (получателя) груза или перевалки, в основном, груза одного наименования.
По форме управления порты разделяются на:
— государственные порты, находящиеся в управлении центральных органов исполнительной власти;
— на муниципальные порты, находящиеся в управлении органов местного самоуправления;
— на негосударственные порты, управляемые частным лицом или коллективным собственником.
Порядок изменения формы управления и правового статуса госу-дарственного порта определяется отдельным законом.
Относительно применения пограничного режима порты разделяют-ся на порты открытые для захода иностранных судов и закрытые.
Перечень портов, открытых для принятия иностранных судов, оп-ределяется Кабинетом Министров Украины.
Особое место среди портов занимает свободный порт.
Свободный порт представляет собой территорию и акваторию порта или их часть, на которых действует специальный правовой режим экономической деятельности, а также порядок применения законодатель-ства Украины.
Свободный порт организовывается на базе государственного или муниципального порта.
Свободный порт создается отдельным законом Украины, который принимается Верховной Радой Украины по инициативе Президента Украины, Кабинета Министров Украины или местных советов и мест-ной государственной администрации на определенный срок с целью привлечения инвестиций в развитие порта, создания благоприятных ус-ловий для расширения внешнеэкономических связей Украины, увеличения грузопотоков, транзитных перевозок, транспортно-складских, экспедиторских и иных услуг.
Положение о свободном торговом порте утверждается Кабинетом Министров Украины.
На территории свободного порта действует законодательство Ук-раины с учетом особенностей, которые предусматривают льготный та-моженный режим и уровень налогообложения, специфические валют-но-финансовые условия, систему кредитования и страхования, условия отдельных видов платежей, систему государственного инвестирования и прочие благоприятные условия экономической деятельности нацио-нальных и иностранных юридических и физических лиц.
На все субъекты хозяйственной деятельности свободного порта распространяется предусмотренная законодательством Украины систе-ма государственных гарантий защиты инвестиций и право на вывоз до-ходов и капитала, инвестированного в свободный порт, за границы свободного порта и Украины.
Статус свободного порта прекращается по истечении срока, на пе-риод которого он был определен.
В случаях, предусмотренных законодательством, статус свободного порта может быть прекращен досрочно.
При отмене статуса свободного порта все имущественные и не-имущественные права субъектов его экономической деятельности со-храняются в полном объеме.
Порт создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, преду-смотренном Законом Украины «О предприятиях в Украине».
Порт действует на основании устава, утверждаемого: для государст-венных и муниципальных портов — органами, уполномоченными управлять государственным имуществом портов; для негосударственных портов — собственниками порта по согласованию с Министерством транспорта Украины или Министерством аграрной политики Украины. Порт самостоятельно определяет структуру управления и устанавливает штаты.
Собственники негосударственных портов определяют свои управ-ленческие функции относительно портов, которые находятся в сфере их управления, самостоятельно, принимая во внимание экономическую и социальную целесообразность.
Начальник государственного или муниципального порта назначает-ся на должность на контрактной основе органом, уполномоченным ру-ководить государственным имуществом соответствующего порта.
Начальник негосударственного порта назначается частным собст-венником порта или избирается собственниками, если порт находится в коллективной собственности.
Начальник порта на основах единоначалия решает все вопросы хо-зяйственной деятельности порта, за исключением отнесенных законо-дательством Украины к компетенции органов, уполномоченных управ-лять государственным имуществом государственного или муниципаль-ного порта, или к компетенции собственника негосударственного пор-та, а также:
— издает обязательные постановления по порту и Свод обычаев порта;
— издает распоряжение о задержании судна или груза в порту по просьбе лица, которое имеет морское требование относительно возме-щения его затрат, связанных с общей аварией, спасанием на воде, до-говором перевозки груза, столкновением судов и причинением иного вреда, а также по морским требованиям порта, которые произошли вследствие повреждения портовых сооружений, иного имущества и на-вигационного оснащения, которое находится в порту, морскими требо-ваниями компетентных органов, связанных с нарушением природо-охранного законодательства Украины, до предоставления собственни-кам судов или грузов достаточного обеспечения соответствующих тре-бований. Ответственность за убытки, причиненные необоснованной за-держкой судна или груза, несут лица, по требованию которых состоя-лось задержание. Распоряжение относительно задержания действует на протяжении 72 часов. Если на протяжении этого срока не принято ре-шение суда, арбитражного суда или Морской арбитражной комиссии относительно наложения ареста на судно или груз, они освобождаются от задержания;
— рассматривает дела об административных правонарушениях и налагает административные взыскания в соответствии с действующим законодательством Украины.
Заместители начальника порта, руководители и специалисты аппа-рата управления порта и его структурных подразделений назначаются на должность и увольняются с занимаемой должности начальником порта.
Капитан морского торгового порта Украины (в дальнейшем — ка-питан порта) — должностное лицо, которое осуществляет государст-венный надзор за мореплаванием в морском торговом порту Украины (в дальнейшем — порт).
Капитан порта в своей деятельности руководствуется Конституци-ей, законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Мини-стров Украины, нормативными актам Министерства транспорта Украи-ны и Положением о капитане морского торгового порта.
В части вопросов надзора за безопасностью мореплавания, органи-зации проведения расследований причин аварийных морских событий, капитан порта руководствуется приказами и предписаниями Госфло-тинспекции Украины, изданными в рамках ее компетенции.
Капитан порта назначается на должность и освобождается от долж-ности Министерством транспорта Украины.
Капитан порта возглавляет службу капитана порта, в состав кото-рой входят:
— Инспекция государственного портового надзора (в дальнейшем — ИГПН);
— Дипломно-паспортный отдел;
— Лоцманская служба.
Положения об ИГПН и о Лоцманской службе утверждаются Мини-стерством транспорта Украины.
В государственном морском порту капитан порта и служба капита-на порта входят в состав порта. Сборы, поступающие за услуги ИГПН, Лоцманской службы, службы регулирования движения судов, а также корабельный сбор, в первую очередь направляются для обеспечения безопасности судоходства.
Содержание капитана порта и ИГПН осуществляется в порядке, определенном Министерством транспорта Украины. Служба регулиро-вания движения судов подчиняется капитану порта.
ИГПН — структурное подразделение службы капитана порта, кото-рое осуществляет государственный надзор за безопасностью судоходст-ва в порту.
В своей деятельности ИГПН руководствуется Конституцией Ук-раины, законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, нормативными актами Министерства транспорта Украины, приказами Госфлотинспекции Украины, международными договорами Украины о торговом мореплавании, распоряжениями капи-тана порта и Положением об инспекции государственного портового надзора.
Штатное расписание ИГПН утверждается капитаном порта по со-гласованию с начальником порта. Капитан порта иной формы собст-венности утверждает штатное расписание службы капитана порта. Чис-ленность работников ИГПН должна обеспечивать круглосуточный над-зор за безопасностью плавания и порядком в акватории порта.
На должность заместителя капитана порта назначаются лица со специальным образованием, которые имеют диплом капитана судов ва-ловой вместительностью 3000 тонн и более (или капитана далекого плавания) и опыт работы на транспортных судах не менее чем 5 лет.
На должности начальника смены, старшего помощника капитана и капитана ИГПН назначаются лица со специальным морским образова-нием, которые имеют диплом не ниже капитана судна валовой вмести-мостью от 500 до 3000 тонн (или капитана малого плавания) или стар-шего помощника капитана судов валовой вместительностью 3000 тонн и более (или штурмана дальнего плавания).
На должность старшего инспектора и инспектора ИГПН назнача-ются лица со специальным образованием.
Работники ИГПН, которые непосредственно осуществляют функ-ции надзора и контроля за безопасностью мореходства, имеют свой штамп с указанием должности.
В портах создаются пункты пропуска через государственную грани-цу Украины, на которые распространяется режим государственной гра-ницы Украины.
Пограничный режим устанавливает порядок пересечения границы Украины, плавание и пребывание украинских и иностранных невоен-ных судов и военных кораблей в территориальном море и внутренних водах Украины, захода иностранных невоенных судов и военных ко-раблей во внутренние воды и в открытые для захода иностранных судов порты Украины и пребывания в них, проведение грузовых и пассажир-ских операций, сообщение судов с берегом, правила въезда в Украину и выезда с ее территории граждан Украины и иных лиц, выхода на берег членов экипажей судов, посещение судов лицами, которые не являются членами экипажей судов, регулируется Законом Украины «О государст-венной границе Украины», иными актами законодательства Украины.
В соответствии с правилом части 2 статьи 7 этого Закона порт обеспечивает выделение специальной территории с комплексом необ-ходимых помещений для организации пункта пропуска через государ-ственную границу Украины, где осуществляется контроль и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и иного имущества.
В портах образовываются единые пригранично-таможенные зоны, в границах которых круглые сутки осуществляются все виды контроля и осмотра грузов, пассажиров и транспортных средств, проверка и оформление документов пассажиров, водителей транспортных средств и сопровождающих лиц, а также документов на груз и транспортные средства. В этих зонах не позволяется выполнять сертификацию това-ров и прочие операции, которые не имеют прямого отношения к про-пуску через границу транспортных средств, грузов и пассажиров.
Пропуск лиц, пересекающих государственную границу Украины, осуществляется органами пограничного контроля на основании дейст-вующих документов на право въезда на территорию Украины или выез-да с Украины.
Пропуск транспортных средств, грузов и иного имущества через го-сударственную границу Украины выполняется органами, которые осу-ществляют таможенный и пограничный контроль в соответствии с за-конодательством Украины.
Начальник порта по согласованию с органами пограничного кон-троля и иными органами, которые осуществляют контрольные функ-ции при пропуске через границу Украины лиц, транспортных средств, грузов и иного имущества, разрабатывает, утверждает и издает обяза-тельные постановления по порту — правила (инструкции) поведения в пункте пропуска через государственную границу Украины.
Такие правила (инструкции) должны определять режим пребывания и передвижения всех лиц и транспортных средств в границах террито-рии порта, а также осуществление иной деятельности, связанной с пропуском через государственную границу Украины лиц, транспортных средств, грузов и иного имущества.
Органы пограничного контроля устанавливают дополнительные режимные правила, распространяющиеся на поведение лиц в помеще-ниях и местах, где осуществляется пограничный контроль. Такие пра-вила регламентируют порядок допуска в эти помещения и места лиц, которые принимают участие в контроле и обслуживании пассажиров и транспортных средств, следующих в международном сообщении, в от-правлении из пунктов пропуска транспортных средств, которые выбы-вают за границу и прибывают в Украину, а также иные меры для пре-дотвращения незаконного пересечения государственной границы Ук-раины.
Обеспечение режима пребывания и передвижения в порту осущест-вляют отряды военизированной и пожарной охраны порта совместно с органами пограничного контроля.
Отряды военизированной и пожарной охраны создаются портом и действуют на основании Типового положения о создании и деятельно-сти отрядов военизированной охраны морских портов Украины, утвер-жденного Министерством транспорта Украины.