Турецко-армянские отношения: решение не за правительствами

Страница поэта и революционного деятеля Израиля Шмуэля Ерушалми

Автор: поэт Шмуэль Ерушалми

В последние пять-десять лет Турция, в рамках так называемой неоосманской политики (то-есть, восстановление турецкого влияния в бывших частях некогда существовавшей Османской Империи), делает вид готовности к примирению с армянами, считавшимися на протяжении столетий злейшими врагами, сначала османских, а затем - турецких властей. То и дело, время от времени в прессе появляются сообщения о межправительственных контактах на высшем и других уровнях; а так же о соглашениях между правительствами Армении и Турции, декларируемая цель которых - нормализация отношений между странами и, естественно, между турецким и армянским народами.

Но вот в чём проблема. Невозможно говорить о подлинной нормализации, о подлинном примирении между двумя враждующими (или когда то враждовавшими) народами, когда это примирение навязывается на заранее неравноправной основе. А официальная Анкара, являющаяся членом НАТО и частью мировой империалистической системы, никогда в жизни не пойдёт на истинно равноправный мир с армянами. Кроме того следует подчеркнуть и такой факт, что до сих пор турецкие власти не признали вины Османской Империи, правопреемницей которой является современная Турция, в двух геноцидах армянского населения империи (в конце девятнадцатого века и в годы Первой Мировой войны). Во время Геноцида армян, что имел место во время Первой Мировой (в основном между 1915-17 гг.), было уничтожено от 1500000-1700000 армян, жителей Османской Империи. Неподдерживая попытки некоторых западных политиков использовать эту трагедию -- армянский Холокост -- в своих узкокорыстных целях, надо признать, что эта трагедия была самым что ни на есть актом Геноцида, вину в осуществлении которого Турция просто обязана признать, если она и впрямь заинтересована по настоящему в равноправном и честном диалоге как с самой Арменией, так и с армянской диаспорой разбросанной по всему миру.

Надо понимать, что путь к настоящему миру между народами не проходит через правящие элиты. Допустим, сейчас израильская и палестинская правящие элиты договорятся о полном и безоговорочном мире между Израилем и Палестинской Автономией. Приведёт ли сам факт такой договорённости к миру между рядовыми евреями и арабами живущими в Палестине? Нет, естественно! Ведь достижение какой-то договорённости на межправительственном уровне, ещё не означает прекращения взаимной ненависти в отношениях между простыми гражданами. Чтобы достичь Мира между народами, недостаточно росписей глав государств на гербовой бумаге, для настоящего Мира между народами необходима взаимосвязь между их (народов) рядовыми представителями. И это правило, касается разрешения абсолютно всех межнациональных и межрелигиозных конфликтов (включая конфликт между Турцией и Арменией).

По-моему, разрешением этого конфликта должны заняться не продажные и коррумпированные президенты и премьер-министры, а простые жители этих двух стран. Мне лично, очень импонирует пусть ещё и не очень большой опыт Общества имени Ираклия Второго, действующего уже второй год в Грузии и ставящего своей целью восстановление добрососедских отношений между Россией и Грузией. Необходимо отметить, что отношения между двумя странами серьёзно пострадали, после атаки грузинских войск на Цхинвал - столицу Южной Осетии-- в начале августа 2008 года. Общество Ираклия Второго, созданное сразу после упомянутой мною августовской войны 2008 года, было создано по инициативе простых жителей Грузии (а не так называемыми "известными" и "узнаваемыми" представителями элит). И по материалам о деятельности данной организации, опубликованным как на самом официальном сайте общества, так и на других сайтах, у меня складывается впечатление, что деятельность Общества Ираклия Второго является более чем успешной и вносящей неоценимый вклад в восстановление добрососедских связей между простыми жителями Грузии и России, которые несмотря на то, что уже давно нет Союза, продолжают считать себя единой многонациональной семьёй.

Помоему, пример вышеупомянутого общества может явиться наиболее приемлемой моделью для разрешения затяжных конфликтов на межгосударственной, межэтнической или межрелигиозной основе. Турецко-Армянский конфликт как раз является одним из тех случаев, когда модель типа той, по которой действуют активисты Общества Ираклия Второго из Грузии, как никогда кстати. Поэтому, можно рекомендовать турецким и армянским рабочим, крестьянам, студентам, представителям трудовой интеллигенции -создавать (каждый на своей территории) общества дружбы между народами, по примеру Общества имени Ираклия Второго, естественно с учётом турецкой и армянской геополитической специфики. В деятельности этих обществ могут так же принимать самое активное участие, и представители диаспор.

Нет сомнения, что попытка примирения между жителями Армении и Турции, осуществляемая не сверху, а снизу, способна помирить эти два народа куда быстрее и эффективнее, чем это сделают правящие и имеющие свои интересы элиты.

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»