УПРАВЛЕНИЕ АВИАЦИОННЫМ ТРАНСПОРТОМ

К оглавлению
Низовыми звеньями системы гражданской авиации является авиационное предприятие, то есть предприятие гражданской авиации, предлагающее авиауслуги или эксплуатирующее воздушное сообщение, и аэропорт, представляющий собой комплекс сооружений, предназначенных для принятия и отправления воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок и имущества для этого, аэродром, аэровокзал, прочие наземные сооружения и необходимое оборудование.
Особое место занимает международный аэропорт, т. е. выделенный для приемки и отправления воздушных судов, выполняющих международные полеты, и в котором осуществляется таможенный, пограничный контроль, контроль за авиационной безопасностью и иные виды обязательного контроля.
С целью обеспечения безопасности гражданской авиации вводится круг мер по предотвращению доставки любым образом и при любых условиях на борт воздушного судна, выполняющего полеты на внут-ренних или международных авиалиниях, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств, иных опасных предметов, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Перечень опасных предметов и веществ, запрещенных для перевозки, определяется в установленном порядке.
Этот контроль осуществляется в аэропортах (на аэродромах) на всех рейсах, которые выполняются воздушными судами гражданской авиации Украины и иностранных авиакомпаний, как на внутренних, так и на международных авиалиниях, с применением специальных технических и иных мер.
Контроль с целью обеспечения безопасности гражданской авиации проходят все пассажиры и члены экипажа воздушного судна, для чего они предъявляют для контроля ручную кладь, багаж и все предметы, которые проносятся ими на борт воздушного судна. Личный контроль пассажиров и членов экипажа проводится в рамках, достаточных для выявления оружия и запрещенных к перевозке предметов и веществ и осуществляется лишь работником одного пола с пассажиром или чле-ном экипажа, проходящим контроль.
Контроль с целью обеспечения безопасности гражданской авиации осуществляется в аэропортах (на аэродромах) сотрудниками службы авиационной безопасности, работниками органов внутренних дел и пограничного контроля, а на борту воздушного судна, находящегося в полете — членами экипажа по решению командира этого судна.
Контроль ручной клади, багажа и личный контроль пассажиров осуществляется в специально оборудованных помещениях после реги-страции билетов.
Члены экипажа воздушного судна проходят контроль в специально оборудованных пунктах, где осуществляется контроль ручной клади, багажа и иных вещей, которые принадлежат членам экипажа.
Контроль груза, курьерских и срочных отправлений, бортовых при-пасов осуществляется по представлению соответствующих документов, в которых отмечается их наименование и возможность перевозки на воздушных судах в присутствии лиц, ответственных за сдачу груза и бортовых припасов для перевозки, после предъявления ими докумен-тов, удостоверяющих личность.
Контроль ручной клади, груза, почты, курьерских и срочных отправлений и бортовых припасов, связанный с необходимостью их ос-мотра в отсутствие пассажира и членов экипажа воздушного судна (ли-ца, ответственного за сдачу для перевозки таких отправлений или припасов, или лица, сопровождающего груз), осуществляется по мотивированному решению руководителя службы авиационной безопасности или органа внутренних дел. Такой осмотр проводится в присутствии двух понятых, о чем составляется протокол.
Основы государственного регулирования деятельности гражданской авиации наряду с Законом Украины «О транспорте» устанавливаются Воздушным кодексом Украины. В ст. 3 этого нормативного акта подчеркивается, что в Украине осуществляется регулирование деятельности гражданской авиации по таким направлениям:
— обеспечение развития гражданской авиации;
— надзор за безопасностью полетов воздушных судов;
— сертификация, регистрация и лицензирование;
— регулирование использования воздушного пространства и обслуживание воздушного движения;
— обеспечение поиска и спасения воздушных судов, которые терпят или претерпели аварию;
— защита авиации Украины от актов незаконного вмешательства в ее деятельность;
— научное сопровождение деятельности авиации и обеспечение ее безопасности, осуществляемое как отраслевыми, так и межотраслевыми научно-исследовательскими организациями и авиационными предпри-ятиями;
— благоприятствование внешнеэкономической и международно-правовой деятельности гражданской авиации.
По решению Министерства транспорта Украины возможно объединение усилий и проведение работ в указанных направлениях с органа-ми иных государств с целью решения вопросов более качественно и с меньшими затратами.
Государственный надзор за обеспечением безопасности авиации осуществляет межведомственный, специально уполномоченный на это государственный орган.
Учитывая особую опасность авиационного транспорта, Воздушный кодекс устанавливает специальные правила, которые регламентируют деятельность всех субъектов, действующих в сфере воздушного транс-порта. Надлежит отметить, что эти правила имеют по своей правовой природе административно-правовой характер, ибо эти авиационные правила определяют и регулируют порядок деятельности авиации Украины с целью обеспечения безопасности полетов и экологической безопасности.
К авиационным правилам относятся:
— нормы летной пригодности воздушных гражданских судов;
— нормы строительства и пригодности к эксплуатации аэродромов и аэропортов, систем регулирования использования воздушного пространства Украины и обслуживания воздушного движения на территории Украины;
— правила сертификации гражданских воздушных судов, аэродромов, производства авиационной техники, деятельности эксплуатантов, авиационного персонала, использование воздушных трасс и местных воздушных линий;
— правила регистрации воздушных судов, аэродромов, воздушных трасс и местных воздушных линий;
— стандарты и нормативы в области охраны окружающей природной среды.
К авиационным правилам также относятся нормативные акты, ко-торые регулируют:
— порядок строительства, содержания и ремонта аэродромов и аэропортов;
— порядок подготовки, переподготовки, повышения квалификации авиационного персонала;
— порядок создания, сертификации и регистрации авиапредприятий, авиакомпаний, частных фирм и иных организаций с целью использования воздушного пространства Украины;
— порядок организации, выполнения и обеспечения полетов;
— порядок организации, выполнения, обеспечения и лицензирования авиационных работ;
— порядок использования воздушного пространства Украины, обеспечения аэронавигационной информацией;
— порядок проведения поисковых и аварийно-спасательных работ;
— порядок осуществления охраны окружающей природной среды;
— порядок осуществления надзора и контроля за безопасностью полетов;
— порядок проведения служебного расследования авиационных со-бытий;
— порядок реализации мероприятий по защите авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность;
— порядок осуществления обеспечения безопасности авиации и ее профилактики;
— порядок организации и выполнения испытательных и нелинейных полетов;
— взаимоотношения гражданской и государственной авиации.
К авиационным правилам относятся также иные нормативные акты, регламентирующие деятельность авиации и ее безопасность.
Авиационные правила имеют единую структуру, содержатся в Своде авиационных правил Украины и не должны противоречить положениям Конвенции о международной гражданской авиации и протоколам к ней.
Авиационные правила вводятся в действие соответствующими государственными органами Украины и подлежат обязательному выполнению всеми пользователями воздушного пространства Украины и ины-ми юридическими или физическими лицами в части, их касающейся, как на территории Украины, так и за ее границами, если законы страны пребывания не предусматривают иного.
Но, если международным соглашением в области международного воздушного права, участницей которого является Украина, устанавливаются иные авиационные правила, чем предусмотренные ее законода-тельством, то применяются нормы международного соглашения.
Низовым звеном системы авиационного транспорта являются воздушные суда. Статус этого звена определяется Воздушным кодексом Украины. Статья 15 этого Кодекса определяет, что методы управления этим звеном зависят от их принадлежности. Эта статья предусматривает, что воздушные суда разделяются на государственные, гражданские и экспериментальные.
Воздушное судно — это летательный аппарат, который держится в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимо-действия с воздухом, отраженным от земной поверхности, и способное маневрировать в трехмерном пространстве.
Воздушное судно является государственным, если оно используется на военной, таможенной, пограничной и милицейской службах и зарегистрировано в реестре государственных воздушных судов.
Воздушное судно признается гражданским, если оно зарегистриро-вано в государственном реестре гражданских воздушных судов.
Воздушное судно признается экспериментальным, если оно предна-значено для проведения испытаний, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.
Но, несмотря на то, что воздушное судно может находиться в раз-личных формах собственности, существуют всеобщие правила относительно его эксплуатации. Так, согласно ст. 25 Воздушного кодекса Ук-раины гражданские воздушные суда подлежат обязательной регистрации и могут быть зарегистрированы только в одном государстве.
Гражданскому воздушному судну, занесенному в государственный реестр воздушных судов Украины, выдается регистрационное удостоверение, как основание определения его национальной принадлежности.
С момента занесения воздушного судна в государственный реестр воздушных судов Украины все записи, сделанные ранее относительно этого воздушного судна в реестрах воздушных судов иных государств, Украиной не признаются.