УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

К оглавлению
Управление автомобильным транспортом, который является важной отраслью государства, осуществляется согласно основным положениям управления транспорта в Украине, но, учитывая специфику этой отрасли государства, оно имеет существенные особенности. Правовой основой этого управления, кроме Закона Украины «О транспорте», яв-ляется Устав автомобильного транспорта Украины (он был введен в действие в 1963 году и поэтому в значительной мере устарел), Закон Украины (в редакции от 10 ноября 1994 г.) «О дорожном движении», а также Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 5 апреля 2001 г. Согласно ст. 2 Закона Украины «Об автомобильном транспорте», ав-томобильный транспорт общего пользования, как отрасль транспорта, призван удовлетворять потребности населения и производства в автомобильных перевозках.
Автомобильный транспорт включает: перевозчиков, автостанции, автовокзалы, ремонтные станции и станции технического обслуживания автомобильных транспортных средств, грузовые станции и контейнерные пункты.
Автомобильные транспортные средства перевозчиков, которые используются ими для предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов, относятся к автомобильному транспорту общего пользования.
Автомобильные транспортные средства субъектов предпринимательской деятельности, учреждений и организаций, которые используются ими только для собственных потребностей, относятся к ведомственному автомобильному транспорту.
Автомобильные транспортные средства физических лиц, которые используются ими только для собственных потребностей, относятся к индивидуальному транспорту.
Основной задачей государственного регулирования деятельности автомобильного транспорта является формирование рынка его услуг путем реализации единой экономической, инвестиционной, научно-технической и социальной политики.
Основными функциями государственного регулирования деятель-ности автомобильного транспорта являются:
— формирование рынка услуг;
— контроль за соблюдением законодательства об автомобильном транспорте;
— нормативно-правовое регулирование по вопросам автомобильно-го транспорта;
— лицензирование деятельности перевозчиков;
— стандартизация и сертификация;
— организация и контроль автомобильных перевозок;
— тарифная, инновационная и инвестиционная политика;
— государственный заказ на социально значимые услуги автомо-бильного транспорта общего пользования;
— защита прав потребителей услуг автомобильного транспорта. За-кон «Об автомобильном транспорте» предусматривает такую систему органов государственного регулирования автомобильным транспортом: Верховная Рада Украины определяет основные направления государст-венной политики в сфере автомобильного транспорта, законодательную основу ее реализации; Кабинет Министров Украины осуществляет об-щее государственное регулирование деятельности автомобильного транспорта согласно своим полномочиям. Центральный орган испол-нительной власти в области транспорта обеспечивает проведение госу-дарственной политики на автомобильном транспорте через свои терри-ториальные органы, службу международных автомобильных перевозок и правительственный орган государственного управления на автомо-бильном транспорте. Правительственный орган государственного управления на автомобильном транспорте организовывает контроль за выполнением законодательства об автомобильном транспорте и подго-товку предложений относительно его усовершенствования, в установ-ленном порядке принимает участие в осуществлении стандартизации и сертификации, лицензировании перевозок, формирует предложения относительно тарифной политики, согласно законодательству обеспе-чивает защиту прав потребителей услуг автомобильного транспорта об-щего пользования. Местные государственные администрации организо-вывают и контролируют автомобильные перевозки согласно законода-тельству, поскольку разрешение на использование средств автомобиль-ного транспорта выдается лишь при его стандартизации и сертифика-ции.
Государственная система стандартизации на автомобильном транс-порте направлена на:
— реализацию единой технической политики;
— защиту интересов потребителей и государства в вопросах безо-пасности перевозок для жизни, здоровья людей и имущества лиц, охра-ны окружающей среды;
— взаимозаменяемость и совместимость товаров, работ, услуг, их унификацию;
— повышение качества товаров, работ, услуг в соответствии с раз-витием науки и техники, потребностями населения и народного хозяй-ства;
— экономию всех видов ресурсов, улучшение технико-экономических показателей деятельности;
— обеспечение безопасности объектов с учетом риска возникнове-ния природных и техногенных катастроф и иных чрезвычайных ситуа-ций;
— создание нормативной базы функционирования систем стандар-тизации и сертификации товаров, работ, услуг;
— обеспечение обороноспособности и мобилизационной готовно-сти государства.
Сертификация товаров, работ, услуг на автомобильном транспорте общего пользования осуществляется с целью:
— предотвращения реализации товаров, работ, услуг, опасных для жизни, здоровья людей и имущества лиц и окружающей среды;
— благоприятствования потребителям в определении выбора това-ров, работ, услуг;
— создания условий для участия субъектов предпринимательской деятельности, которые относятся к автомобильному транспорту общего пользования, в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве.
Порядок проведения сертификации товаров, работ, услуг на авто-мобильном транспорте определяет Кабинет Министров Украины.
Предоставление услуг по перевозке пассажиров и грузов автомо-бильным транспортом общего пользования подлежит лицензированию.
Оно направлено на определение изначальных и текущих условий предоставления услуг по перевозкам, а также основных параметров об-служивания потребителей.
Задачей лицензирования на автомобильном транспорте общего пользования является:
— благоприятствование становлению современного рынка услуг, его защита от недобросовестных субъектов предпринимательской дея-тельности и стимулирование внедрения новых видов услуг;
— создание конкурентной среды;
— защита прав потребителей и рынка услуг от опасных перевозок;
— обеспечение предоставления услуг по установленным уровням качества;
— обеспечение использования сертифицированных и разрешенных для использования транспортных средств;
— обеспечение доступности услуг.
Автотранспорт, как и иные области транспорта, также источник повышенной опасности. Автопредприятия обязаны обеспечивать безо-пасность жизни и здоровья людей, безопасность эксплуатации транс-портных средств и охрану окружающей среды. Поэтому значительное внимание уделяется государственному контролю.
Основные задачи государственного контроля на автомобильном транспорте осуществляет центральный орган исполнительной власти в области транспорта, его территориальные органы, в том числе служба международных автомобильных перевозок, и правительственный орган государственного управления на автомобильном транспорте, а также иные органы государственных властей и органы местного самоуправле-ния в соответствии с законом.
Государственному контролю территориальных органов центрально-го органа исполнительной власти в отрасли транспорта подлежит ис-полнение требований этого Закона субъектами предпринимательской деятельности, которые применяются к автомобильному транспорту об-щего пользования, их персоналу и потребителям услуг.
Территориальные органы центрального органа исполнительной власти в области транспорта осуществляют государственный контроль за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности, вхо-дящих в состав автомобильного транспорта общего пользования, путем проведения плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки осуществляются не чаще одного раза в год. Внеплановые проверки осуществляются лишь на основании поступления в письменной форме заявления (сообщения) о нарушении субъектом предпринимательской деятельности требований законодательства об автомобильном транс-порте, или с целью проверки выполнения предписания об устранении нарушения этого законодательства. Государственный контроль перевоз-ки пассажиров и грузов автомобильным транспортом общего пользова-ния проводится при их осуществлении.
Субъект предпринимательской деятельности во время проверки со-блюдения требований законодательства об автомобильном транспорте предоставляет все необходимые для проведения проверки документы, предусмотренные этим законом, и обеспечивает условия для ее прове-дения.
Территориальный орган центрального органа исполнительной вла-сти в области транспорта, осуществляющий проверку, по ее результа-там составляет акт в двух экземплярах. Один экземпляр акта выдается руководителю проверяемого субъекта предпринимательской деятельно-сти, второй остается у органа, осуществившего проверку.
При выявлении нарушений требований законодательства об авто-мобильном транспорте территориальные органы центрального органа исполнительной власти в области транспорта имеют право не позднее 10 рабочих дней со дня выявления этого нарушения:
— внести предписание об устранении нарушения;
— в установленном порядке осуществить меры по ограничению предоставления определенных услуг, выполнения работ субъектом предпринимательской деятельности, относящемуся к автомобильному транспорту общего пользования;
— применить в соответствии с этим Законом финансовые санкции.
Порядок осуществления государственного контроля на автомобиль-ном транспорте общего пользования утверждается Кабинетом Минист-ров Украины.
Учитывая особую опасность автомобильного транспорта, создаются специальные органы государственного контроля за выполнением пра-вил, норм и стандартов, обеспечивающих безопасность использования этого вида транспорта. Они разделяются на две группы — органы внут-реннего и органы внешнего контроля. Внутренний контроль за безо-пасностью дорожного движения и выполнением требований по безо-пасности автомобильного транспорта осуществляется: за использовани-ем частного автомобильного транспорта органами, которые предоста-вили лицензию на этот вид предпринимательской деятельности, за со-блюдением правил, норм, стандартов государственных автомобильных предприятий — службой безопасности дорожного движения. Среди контролирующих органов второй группы (Госстандарт, санинспекция и пр.) наиболее значительное место занимает Государственная патрульная служба МВД Украины.
В состав этой службы входят Департамент Госавтоинспекции МВД, управления (отделы) Госавтоинспекции главных управлений МВД в Автономной Республике Крым, г. Киеве и Киевской области, управле-ний МВД в областях, г. Севастополе, отделы (отделения) ДПС район-ных и городских органов внутренних дел.
Основными ее задачами являются:
— реализация, в границах своей компетенции, государственной по-литики относительно обеспечения безопасности дорожного движения;
— организация контроля за соблюдением законов, иных норматив-ных актов по вопросам безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды от вредного влияния автомототранспортных средств (дальше — транспортных средств); совершенствование регулирования дорожного движения с целью обеспечения его безопасности и повыше-ния эффективности использования транспортных средств;
— выявление и прекращение фактов нарушения безопасности до-рожного движения, а также выявление причин и условий, которые ока-зывают содействие их совершению.
В соответствии с этими задачами она принимает участие в разра-ботке проектов законов и иных нормативных актов и документов, в том числе правил, норм и стандартов, государственных и региональных программ обеспечения безопасности дорожного движения и его участ-ников. Но, в особенности ее полномочия касаются контроля за соблю-дением собственниками (владельцами) транспортных средств, а также гражданами, должностными и служебными лицами, требований Закона Украины «О дорожном движении», правил, норм и стандартов по во-просам обеспечения безопасности дорожного движения, которые рег-ламентируют требования относительно:
— прав и обязанностей участников дорожного движения;
— организации дорожного движения;
— допуска граждан к управлению транспортными средствами, реги-страции и учета этих транспортных средств;
— перевозки сверхгабаритных, тяжеловесных и опасных грузов;
— переоборудования и эксплуатации транспортных средств;
— подготовки и повышения квалификации участников дорожного движения;
— технического состояния транспортных средств;
— выполнения собственниками автомобильных дорог, улиц и же-лезнодорожных переездов требований безопасности дорожного движе-ния;
— изготовления и применения технических средств и автоматизи-рованных систем управления дорожным движением;
— охраны окружающей среды от вредного влияния транспортных средств.
Но это не только контролирующий орган, а орган, обеспечиваю-щий безопасность участников дорожного движения, защиту их прав и законных интересов, который:
— выявляет и принимает меры относительно предупреждения и прекращения административных правонарушений Правил дорожного движения, обеспечивает рассмотрение дел, отнесенных к ведению Гос-автоинспекции;
— осуществляет профилактику правонарушений в сфере безопасно-сти дорожного движения и среди его участников, вносит в центральные и местные органы исполнительной власти и организаций представле-ния о необходимости устранения причин и условий, содействующих совершению таких правонарушений, и выполняет иные важные функ-ции.
Этот орган также обеспечивает сопровождение в установленном порядке опасных, сверхгабаритных и тяжелых грузов, которые перево-зятся транспортными средствами:
— организовывает сопровождение и обеспечивает безопасное дви-жение транспортных средств специального назначения;
— осуществляет контроль за соблюдением правил содержания ав-томобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и правил поль-зования ими;
— регулирует дорожное движение, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем;
— принимает государственные экзамены на получение права управ-ления транспортными средствами, выдает удостоверение на право управления этими средствами;
— осуществляет государственную регистрацию и учет транспортных средств согласно установленным правилам, выдает регистрационные документы и государственные номерные знаки, ведет учет этих доку-ментов и номерных знаков;
— проверяет наличие сертификатов на соответствие транспортных средств требованиям действующих в Украине правил, норм и стандар-тов;
— проводит неотложные меры на местах дорожно-транспортных происшествий, применяет, в случае необходимости, меры по эвакуации людей, предоставление им первой медпомощи, а также оказывает со-действие транспортированию поврежденных транспортных средств и охране безнадзорного имущества; обеспечивает, в соответствии со сво-ей компетенцией, организацию движения транспортных средств в мес-тах проведения первоочередных аварийно-спасательных работ, разре-шенных спортивных и иных массовых мероприятий;
— ограничивает, запрещает и вносит оперативные изменения в ор-ганизацию движения на отдельных участках автомобильных дорог и улиц в случаях задержания преступников, проведения в установленном порядке массовых и протокольных мероприятий или в случае возник-новения угрозы безопасности дорожного движения, во время стихийно-го бедствия, объявления отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации, аварий, катастроф, иных чрезвычайных си-туаций;
— останавливает транспортные средства в случае нарушения требо-ваний правил, норм и стандартов обеспечения безопасности дорожного движения, наличия признаков, свидетельствующих об их технической неисправности или загрязнении окружающей среды, а также в случае наличия данных о том, что они используются с противоправной целью;
— запрещает дальнейшее движение и отстраняет от управления транспортными средствами водителей;
— составляет административные протоколы на граждан, должност-ных и служебных лиц, совершивших административное правонаруше-ние.
Этот орган наделен полномочиями по применению разнообразных мер административного принуждения: мер предупредительных (техни-ческий осмотр автотранспорта, проверка знаний водителями правил движения и т. п.), мер предупреждения (административное задержание водителей, отстранение водителей от управления транспортными сред-ствами и т. п.). мер взыскания (предупреждение, штраф и т. п.)- Пра-вовым основанием применения ГАИ мер административного принуж-дения является Закон Украины «О милиции», КоАП (ст. 222 п. 2, ст.ст. 33, 261, 266 и др.), Положение о ГАИ Украины. Следует отметить, что Законом Украины «О внесении изменений в Кодекс Украины об адми-нистративных правонарушениях относительно ответственности за на-рушение правил дорожного движения» от 5 апреля 2001 г.полномочия ГАИ относительно применения мер административного воздействия сужены.
Во-первых, изменена подведомственность административных дел о нарушении правил дорожного движения, вследствие чего существен-ным образом сужены полномочия милиции вообще и работников ГАИ в частности, и расширены полномочия судов по рассмотрению такой категории дел и принятию решений. Если ранее административные де-ла о нарушении водителями правил эксплуатации транспортных средств, правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами (чч. 1, 2, 3 и 4 ст. 121 КоАП), превышение скорости движения, невы-полнение сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки людей и иных правил дорожного движения (ст. 122 КоАП), нарушение водителями правил группового передвижения, оста-новки или стоянки (ст. 122-1 КоАП), невыполнение требований об ос-тановке, оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст. 122-2 КоАП), нарушение правил проезда железнодорожных переездов (ст. 123 КоАП), нарушение правил дорожного движения, которое по-влекло повреждение транспортных средств, грузов, дорог и иного иму-щества (ст. 124 КоАП), управление транспортными средствами лицами в состоянии опьянения, а также уклонение лиц, управляющих транс-портными средствами, от прохождения согласно установленному по-рядку осмотра на состояние опьянения (ч. 2 ст. 130 КоАП), самоволь-ное использование транспортных средств, машин, механизмов или хра-нения транспортных средств в местах, не отведенных для этого (ст. 132 КоАП), рассматривали органы внутренних дел (соответствующие ра-ботники ГАИ), то по новому закону это право предоставлено судам. И, вдобавок, отныне за ряд перечисленных правонарушений работник ГАИ обязан составить соответствующий админпротокол (ранее взыска-ние могли наложить без протокола).
Во-вторых, принципиально изменен подход к изъятию вещей и до-кументов у водителей-правонарушителей. По действующей до принятия этого Закона ч. 5 ст. 265 КоАП в случае совершения нарушения, за ко-торое могло быть наложено административное взыскание, у водителя изымалось удостоверение водителя (талон к нему) на срок до вынесе-ния постановления по делу и уплаты нарушителем штрафа. В случае отсутствия у водителя удостоверения водителя или талона к нему, а также в случае уклонения водителя от уплаты штрафа, работники ми-лиции могли задержать транспортное средство нарушителя до уплаты им штрафа. Частью 6 ст. 265 КоАП предоставлялось право работникам милиции за совершение определенных нарушений в сфере дорожного движения изымать номерные знаки транспортного средства, задержи-вать транспортное средство и доставлять его для временного хранения на специальной площадке или стоянке до устранения нарушения, а в случаях невыполнения водителями требований об остановке, оставле-ния места дорожно-транспортного происшествия, а также в случае ос-тавления водителем транспортного средства в нарушение правил оста-новки и стоянки — до оформления соответствующих документов о правонарушении. Новым законом из ст. 265 КоАП части 5 и 6 исклю-чены, что свидетельствует о лишении работников милиции указанных выше прав. Необходимо обратить внимание на некоторое несогласова-ние отдельных положений принятого Закона с положением ст. 15 За-кона «О дорожном движении», что в общем виде оставляет за работни-ками ГАИ право на изъятие у водителя удостоверения за совершение нарушений в сфере дорожного движения, поэтому сейчас эти вопросы тщательно изучаются Верховной Радой Украины.