УКРАИНА. ЗАКОН О РУССКОМ ЯЗЫКЕ НА ВОЛОСКЕ

К оглавлению "Актуальные темы" К оглавлению "Политическая безопасность"
К оглавлению самого интересного

Закон о языке
Опять не хватит голосов?
Итак, в аппарате ВР был зарегистрирован законопроект № 1015-3 «О языках в Украине», согласно которому гарантируются свободное развитие, использование и защита русского языка с учетом того, что он «является родным или повседневно используемым большинством граждан Украины, общепринятым, наряду с украинским, языком межличностного общения на всей территории Украины, одним из официальных и рабочих языков Генеральной Ассамблеи ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций». Своими положениями законопроект превосходит самые смелые ожидания, фактически уравнивая в правах украинский и русский языки.

Что это — очередной пиар-ход Партии регионов или серьезное намерение действующей власти выполнить одно из своих основных предвыборных обещаний? Ведь забывчивость «регионалов» по отношению к взятым ими обязательствам в гуманитарной сфере уже стала притчей во языцех. Да и в последние месяцы в гуманитарной политике новой власти все сильнее прослеживалась линия на очередное «склеивание» страны путем «умиротворения» национально ориентированного электората, о чем писал Сергей Лозунько в материале «Оранжевым» курсом» («2000», № 36 (524), 10—16.09.10), который был размещен на сайте нашего еженедельника 7 сентября, — как раз в тот день, когда в ВР зарегистрировали вышеупомянутый законопроект.

Тем не менее повод для осторожного оптимизма есть. На «недежурный» характер новой инициативы указывает прежде всего то, что проект закона внесен совместно с представителями всех трех фракций коалиции, причем от фракций ПР и КПУ авторами выступили их руководители — Александр Ефремов и Петр Симоненко. Эта законодательная инициатива стала заметным «информационным поводом», а среди публично поддержавших ее был и премьер-министр Николай Азаров, который напомнил, что «такие задания были поставлены еще в предвыборной программе Виктора Януковича».

Конечно, вопрос поднят с прицелом на местные выборы 31 октября, но не будем чересчур щепетильны. Политика есть политика, и, думаю, вполне простительно, что политтехнологи ПР «приберегли» выполнение столь важного для электората обещания до следующей избирательной кампании. Главное все-таки — результат!

Тем более ждать пришлось относительно недолго — около полугода. Ведь решение, согласно поступающей информации, может быть принято в ближайшее время, причем об этом говорили представители не только ПР, но и оппозиции. «Мы предполагаем, что уже на следующей сессионной неделе коалиция вынесет на рассмотрение в парламент проект закона «О языках». Это будет еще одной взрывной процедурой. Именно так они планируют сделать. Это их план, потому что они хотят закрепить победу на востоке и в Крыму... А через неделю... 23 сентября — они вынесут его на голосование», — заявил на брифинге в ВР нардеп Андрей Шкиль (БЮТ-«Батьківщина»).

Достаточно откровенно высказался зампредседателя фракции ПР Михаил Чечетов: «Вопрос о языках уже давно назрел, и у нас уже нет времени его откладывать, потому мы сделаем все, чтобы в ближайшее время начать его рассмотрение, и мы сделаем все, чтобы принять его к местным выборам в целом».

Что ж, повторимся: это разумная тактика. Если закон вступит в силу до выборов, избиратели — даже самые аполитичные, не слишком следящие за текущими политическими событиями — это заметят сразу. Ведь среди прочего новым правовым актом предусмотрено снятие языковых лимитов с частных теле- и радиоканалов, включая рекламу. Можно не сомневаться, что вещатели, и особенно рекламодатели, борясь за рейтинги и учитывая реальные языковые предпочтения большинства зрителей и слушателей, очень быстро внесут соответствующие изменения.

Более того, до дня выборов избиратели, увидев перемены, не успеют к ним привыкнуть, и эта свежесть восприятия событий сможет в значительной мере компенсировать известное разочарование традиционного электората ПР, вызванное непопулярными решениями в социально-экономической сфере. Причем перенос акцентов в начинающейся избирательной кампании с экономической плоскости на гуманитарную не просто невыгоден основному противнику правящей коалиции — БЮТ-«Батьківщині», но и ставит эту политсилу в довольно щекотливое положение.

Да, на президентских гонках Юлия Тимошенко сделала однозначную ставку на националистическую риторику, но, во-первых, эта ставка «не сыграла», во-вторых — тогда был нужен, так сказать, общенациональный результат, нынешние же выборы — местные, и для ЮВТ важно сохранить (а еще лучше — усилить) свои позиции и на западе, и на востоке.

Теперь перед ней стоит дилемма: активное противодействие принятию закона о языках может негативно сказаться на результатах ее политсилы на востоке (где местные парторганизации и без того в состоянии «разброда и шатания», так что крупная неудача на выборах в конкретном регионе или городе способна привести к их полному развалу), а «невыразительная» позиция — ухудшить перспективы на западе, где голоса могут уйти к более радикальным националистическим партиям. Неслучайно в первые дни после объявления коалиционной инициативы комментариями отметились лишь «штатные» бютовские суперпатриоты Владимир Яворивский и Андрей Шкиль.

В то же время вряд ли найдется много сторонников дальнейшей «украинизации», которые, первоначально разделяя типичное для этого стана негативное отношение к ПР и ее лидеру, за полгода работы последнего президентом изменили бы свое мнение к лучшему и соответственно возвращения которых в стан нынешней оппозиции стоило бы опасаться. А вот среди поклонников «леди Ю» не так уж мало сторонников повышения статуса русского языка.

Не будем приводить данные социологических опросов, но отметим: хотя они у разных служб значительно расходятся, ни одна из них не показала численного перевеса противников государственного статуса русского языка над его сторонниками, причем разница в пользу вторых всегда больше тех 3%, которые разделяют «оранжевые» и «антиоранжевые» силы на всех последних выборах.

Так что ПР может только выиграть от принятия проекта Ефремова—Симоненко—Гриневецкого. Но... опыт научил с осторожностью подходить к любым гуманитарным инициативам «регионалов». Вот что пишет интернет-портал «Росбалт»: «Со слов источника в Партии регионов (говорит на чисто украинском языке!), внутри самой фракции ПР есть, как минимум, 25—30 депутатов, которые «ни при каких условиях» не проголосуют за такой вариант закона... По прогнозу источника в партии, закон даже не вынесут на рассмотрение, чтобы не будоражить запад страны. А на востоке и юге о нем будут говорить как о свершившемся факте».

Показательна и осторожность одного из авторов законопроекта — Александра Ефремова: «Сегодня, я надеюсь, хотя и не уверен в этом, достаточное количество голосов будет в зале, и мы выполним обязательства, которые давали нашим избирателям» (УНИАН).

Приходится признать: вариант «не хватило голосов» вполне вероятен. Так было, к примеру, 1 апреля сего года, когда ВР отказалась включить в повестку дня для рассмотрения проект постановления «Об участии Украины в формировании Единого экономического пространства с Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Российской Федерацией», зарегистрированный депутатом от КПУ Игорем Алексеевым. За включение проекта постановления в повестку дня проголосовало 222 нардепа при необходимых 226, из них от ПР — 167 (из 172 входящих во фракцию, причем все «диссиденты» — классические «кнопкодавы-заднескамеечники», не замеченные в самостоятельной политической работе), БЮТ — 4, НУНС — 4, КПУ — 27, БЛ — 19 (кроме самого Владимира Литвина), внефракционные — 1.

Тот эпизод остался малозамеченным СМИ. Но в данном случае, учитывая большой общественный резонанс, вряд ли «регионалы» рискнут дать повод говорить о расколе в своих рядах, хотя наличие определенной оппозиции новому закону о языках внутри ПР очевидно. Судя по всему, на этот раз роль внутрикоалиционных диссидентов отведена Блоку Литвина.

Нельзя не сказать, что после формирования нынешней коалиции Владимир Литвин старается занять политическую нишу правее (в украинском понимании) ПР, на что обратил внимание Сергей Лозунько в материале «Я-я, Вольдемар, гут-гут...»:

«28 мая в интервью телеканалу «Рада» Владимир Михайлович раскритиковал намерения «регионалов» принять пакет законопроектов по поддержке русского языка — дескать, это приведет к противостоянию в обществе... Но в период избирательной гонки Владимир Литвин признавал наличие проблем с использованием русского языка...

Поскольку «исторически Украина двуязычное государство, — указывал Литвин, — второй язык общения каждая региональная община имеет право избирать самостоятельно». «Естественно, что на юге и востоке Украины выступать в суде, сдавать тесты, читать аннотации на лекарствах большинство людей желают по-русски. Значит, необходимо уважать выбор людей, в частности желание говорить присущим именно им языком», — уверенно рубил воздух Владимир Михайлович.

Но когда дошло до необходимости «уважать выбор людей» конкретным делом — через принятие соответствующих законов в языковой сфере, чтобы люди на юго-востоке как раз и могли «выступать в суде, сдавать тесты, читать аннотации на лекарствах... по-русски», Литвин засомневался. Или в очередной раз призадумался о политической конъюнктуре: на какого избирателя в текущей ситуации ему выгоднее ставить — на сторонников моноязычия или же приверженцев двуязычия?» («2000», № 25(515), 25.06—1.07.10).

Поэтому вполне прогнозируемо на заседании согласительного совета фракций парламента Владимир Михайлович предложил «отложить обсуждение этого вопроса» и, добавив, что «передал на экспертизу данный проект закона в ОБСЕ», порекомендовал: «...Давайте не будем педалировать этот вопрос сейчас. Давайте дождемся ответа и затем в спокойной обстановке обсудим его». «При чем здесь ОБСЕ?» — справедливо возразил один из авторов законопроекта Александр Ефремов.

В самом деле, вполне просматривается политическая комбинация: «регионалы», как всегда, «хотели, но не получилось» (Литвин не поддержал) и чисты перед своим традиционным избирателем, ну а Владимир Михайлович — просто герой, «спаситель украинского языка» — устоял перед давлением партнеров по коалиции. В результате ПР берет на выборах «свое», а Народная партия (Литвина) отбирает часть голосов у оппозиции; в итоге суммарный результат коалициантов (особенно в регионах, где позиции ПР слабы) выше. Сценарий особенно актуален, поскольку Владимир Литвин крайне нуждается в какой-нибудь «фишке», которая продемонстрировала бы его самостоятельность, принципиальность и легендарную «потрібність» для страны.

Вот и такой видный литвиновец, как Олег Зарубинский, усматривает некий негативный «демотивирующий» потенциал у коалиционного законопроекта о языках. Он заявил вечером 21 сентября в эфире одного из телеканалов: «В Украине каждый гражданин, независимо от этнического происхождения, обязан знать украинский государственный язык. Должна быть законодательно четко определена жесткая мотивация изучать украинский. Любые новации, в том числе и законодательного характера, которые нивелируют и снимают мотивацию гражданина Украины учить украинский язык, недопустимы».

Отвечая на вопрос, означает ли это, что Зарубинский не поддерживает законопроект, разработанный Гриневецким, он заметил: «Мой коллега разработал его по собственной инициативе. Это его личное мнение. Что касается моей позиции, то я считаю, что в том виде, как сейчас, законопроект демотивирует граждан изучать украинский государственный язык».

Не берусь судить, насколько такая комбинация может помочь Владимиру Литвину и его политической силе на предстоящих выборах, но «регионалов» ее реализация может привести к настоящей катастрофе!

Не выйдет «запад не будоражить», а востоку компостировать мозги. Даже самые наивные избиратели не воспримут изрядно приевшиеся ссылки на «обстоятельства непреодолимой силы», на «зловредного Литвина». Формирование парламентской коалиции и ратификация Харьковских соглашений наглядно показали, что нынешняя власть в силах быстро провести любое решение, которое действительно считает необходимым для себя. Собственно, именно эта «дееспособность» нового президента главным образом и обусловила рост его рейтингов весной. Поэтому в «не получилось» никто не поверит!

Тем более что политические позиции действующей власти выглядят ныне еще сильнее, чем в марте—апреле. Тогда (на момент ратификации Харьковских соглашений) в коалиции было 237 членов, ныне — 264. И кто сомневается, что при желании среди 42 «тушек» можно найти замену и литвиновцам и даже некоторому числу диссидентов внутри собственной фракции, если будет решено продемонстрировать внутрипартийный плюрализм.

В марте, когда новая власть подверглась первой массированной атаке оппозиции в связи с назначением Дмитрия Табачника главой МОН, «2000» писали:

«Вероятно, можно было бы и не «дразнить гусей», назначить министром образования другую, более «нейтральную» или просто не столь яркую и известную фигуру. Но это назначение одновременно и шаг навстречу надеждам верных избирателей нового президента.

А требуемая теперь оппонентами отставка Табачника, безусловно, во-первых, разом уничтожит тот позитив, с которым электорат Януковича воспринял его первые шаги и первые успехи (к коим можно отнести и отстранение от власти Тимошенко, и формирование нового Кабмина). Ведь президенту, контролирующему и правительство, и парламент (а любое сомнение в последнем также ослабляет позиции президента), невозможно ссылаться на политические обстоятельства «непреодолимой силы». А во-вторых, те «оппозиционеры», для кого Янукович — «не президент», отставку Табачника воспримут не иначе как признак слабости, как сигнал к новому наступлению на «неукраинского президента» («Хочешь узнать человека — дай ему власть», «2000», № 11 (502), 19—25.03.10).

Теперешняя ситуация во многом схожа с той. «Регионалы» сами сделали языковой вопрос топ-темой начавшегося политического сезона. Сейчас любое отступление (а таковым можно считать и затягивание с принятием закона) оппозиция объявит, во-первых, своей победой, а во-вторых — ярким свидетельством двуличия и цинизма «регионалов», пытающихся в очередной раз «выехать» на теме русского языка. Впрочем, для традиционного избирателя «регионалов» и без разъяснений оппозиции провал попытки принять предложенный закон или проволочки с его рассмотрением станут очевидным свидетельством того, что нынешняя власть вообще никогда ни при каких обстоятельствах не собирается поднимать статус русского языка! Ведь если менять ситуацию, то когда, как не сейчас?

Еще раз подчеркнем: только принятие нового закона и первые осязаемые результаты его действия способны в той или иной мере компенсировать экономический негатив, с которым Партии регионов придется идти на выборы. В противном случае этот негатив умножится на негатив гуманитарный. Многие избиратели в душе готовы согласиться с неизбежностью непопулярных мер в экономике, но никогда не воспримут каких бы то ни было оправданий по поводу продолжающегося ущемления их языковых и иных гуманитарных прав.

Особо отметим, что на местных выборах, в отличие от общенациональных, избиратель не поставлен перед «двухмерным» выбором: либо Партия регионов — либо «оранжевые». В «неоранжевых» регионах он может отдать свой голос за КПУ, «Сильную Украину», местные политсилы (пусть и идущие на выборы под флагом малоизвестных общеукраинских партий), не опасаясь, что это приведет к общему успеху «оранжевых». И многие наверняка воспользуются такой возможностью «наказать» ПР.

Конечно, власть найдет достаточно рычагов, чтобы склонить к «конструктиву» и небольшие фракции в местных советах (особенно на юго-востоке), и депутатов-мажоритарщиков, и мэров, выдвинутых от других партий. Но тем не менее очень важен и номинальный результат, который ПР — без нынешних и будущих попутчиков — получит в целом по стране. Именно он станет реальным индикатором оценки, которую дадут граждане первым восьми месяцам работы нового президента. И низкий результат ПР неизбежно сильно ударит по позициям президента и всей выстраиваемой вертикали власти.

Так что если окончательное решение еще не принято, то лидерам ПР и лично Виктору Федоровичу есть над чем подумать. Вновь повторюсь: «ход» сделан, и вернуть его назад невозможно. «Регионалы» сами назначили себе «момент истины».

В заключение считаю необходимым сделать то, чего раньше старался избегать: четко обозначить свою личную позицию — не как журналиста и обозревателя (что подразумевает определенный «нейтралитет»), а как рядового гражданина и избирателя. На всех последних выборах я, несмотря ни на что, голосовал за «регионалов». И первые шаги президента Януковича, казалось, подтверждали правильность такого решения. Однако очевидное «торможение» (чтобы не сказать больше) в решении гуманитарных вопросов склонило меня к мнению на предстоящих местных выборах голосовать за другую политическую силу (возможно, КПУ), чтобы, насколько это в моих силах, «напомнить» Виктору Федоровичу и его однопартийцам об обязательствах перед своим избирателем.

Внесение закона о языках дало надежду, что в ПР об этих обязательствах все же помнят. И я готов вновь голосовать за представителей ПР, но лишь в том случае, если до 31 октября закон о языках без принципиальных изменений будет принят, подписан президентом и вступит в силу!

Еще раз подчеркну: я уверен, что если этого не случится до 31 октября, а мы, традиционные избиратели ПР, в очередной раз смиримся с предательством наших интересов, этого уже не случится никогда! Противники равноправия русского языка и русскоязычных, коих немало в ПР и в окружении президента, получат железный аргумент в свою пользу. А этого допустить нельзя!
Александр ФИДЕЛЬ
http://2000.net.ua/2000/forum/aktualno/68999

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»