Виноваты ли пираты

К оглавлению "Актуальные темы" К оглавлению "Политическая безопасность"
К оглавлению самого интересного

Сомалийские пираты мстят всему миру за олигархический беспредел

Судно «Леманн Тимбер», выкупленное у сомалийских пиратов вместе с наемным экипажем, в котором числятся четверо украинцев, терпит сейчас бедствие у берегов Омана. Как сообщает авторитетный «Морской бюллетень», капитан-россиянин принял решение оставить проклятый корабль. Однако представитель германских судовладельцев, которые торговались с сомалийцами, не желая выкупать истощенных моряков, выступает против эвакуации экипажа – сухогруз важен для хозяев куда больше, чем команда бирманских и постсоветских марин-арбайтеров.

Капитан американского катера «Монсон», который сопровождает сейчас дрейфующее с поломанным двигателем судно, также заявляет, что эвакуация «требует согласования» – хотя на борту «Леманн Тиммбер» не хватает провизии для его больного и измученного пленом экипажа. По сути, вчерашних заложников опять держат в заложниках на осточертевшем для них корабле.

Ситуация вокруг захвата украинских моряков морскими пиратами в водах у африканской страны Сомали с самого начала вызывала два острых чувства – абсурда и глубокого стыда. Причем, это как раз тот самый случай, когда становится стыдно не только за родную страну, но и за то, что принято называть солидным словосочетанием «международное сообщество», на задворках которого отведено место и для Украины.

Регулярные нападения сомалийских пиратов обыкновенно преподносятся обывателю как разбой чернокожих дикарей с автоматами, едва ли не традиционно промышляющих морским грабежом. Чиновники, политиканы и журналисты из разных стран наперебой бряцают оружием, требуя послать к берегам Сомали флот и покончить с «распоясавшимися бандитами». А министерство обороны Украины даже предложило направить против пиратов грозный фрегат «Гетьман Сагайдачный». Хотя, если бы эта легендарная посудина на самом деле доползла бы до Аденского залива, ее экипаж, скорее всего, пополнил бы число заложников, – вместе с бойцами «Альфы», которых грозила послать в Сомали Служба безопасности Украины.

Между тем, вспышка пиратских захватов у берегов Африканского Рога, которые резко участились к началу лета, имеет вполне очевидную социальную подоплеку. Французские спецназовцы, освобождавшие заложников с роскошной яхты «Понант», между делом отметили худобу и нездоровый вид африканских «пиратов», которые вовсе не походили на гламурных героев голливудского сериала о приключениях Джека Воробья. Согласно обнародованному в июне коммюнике Международного комитета Красного креста, в Сомали «назревает тяжелейший голод», а местные жители уже сегодня сталкиваются с острой нехваткой продовольствия и питьевой воды. «Народ Сомали переживает невыносимые тяготы. Мы являемся свидетелями самой ужасной трагедии здесь за последние десять лет», – эмоционально заявил журналистам глава делегации Красного креста Паскаль Хант. Причем, эти его слова прозвучали как раз на следующий день после того, как Совет Безопасности ООН разрешил направлять в воды Сомали военные суда разных государств – узаконив рейдерство и каперство под видом борьбы с пиратством.

В начале девяностых, во время очередного большого голода, который унес жизни трехсот тысяч человек, ООН уже решило накормить жителей этой страны танками и авиабомбами – и США ввели в Сомали войска, спровоцировав ожесточенную партизанскую войну. Третьего октября 1993 года, когда Борис Ельцин расстреливал из танков российский парламент, сомалийские повстанцы Мохаммеда Айдида заманили в засаду американский спецназ, сбив два вертолета и уничтожив девятнадцать солдат. Эти события, в основном известные миру по фильму «Падение черного ястреба» и игре «Black Hawk Down», демонстрируют, на что способны полуголодные люди, если у них пытаются отобрать еще и свободу.

Сегодня жители этой разоренной страны, которую вновь бомбили в прошлом году американские самолеты, сидят на берегу своей нищей, страдающей от засухи земли, и смотрят, как мимо них плывут сверхдорогие суда – вроде уже упомянутой выше четырехпалубной французской яхты-люкс с двумя ресторанами, на которой трудилась в качестве прислуги гражданка Украины. Парижские журналисты невесело шутили, что цена этого судна вполне сопоставима с бюджетом любого из квазигосударств – вроде Сомалиленда и Пунталенда, – на которые разделена сейчас Сомали.

Нападения на суда остаются для этих людей едва ли не единственным способом заработать себе на жизнь – а потому с ними нельзя покончить, послав атомные авианосцы против моторных лодок вооруженных «калашниковыми» пиратов. Чтобы решить позорную, по существу – средневековую проблему пиратства, необходимо изменить жизнь жителей нищей страны. Что невозможно сделать без глобальных перемен на всем африканском континенте, этой больной совести нашего самодовольного «постиндустриального» мира.

Однако корпорациям и империям нет дела до бед Сомали – точно так же, как первые лица Украины не обращают внимания на судьбу наших больных и полуголодных моряков, которые до сих пор находятся в плену у пиратов. Немецкие судовладельцы торговались с сомалийцами до тех пор, пока они не начали демонстративно стрелять в воздух из автоматов, а цена выкупа не упала до 750 тысяч долларов – что составляет стоимость особняка средней руки где-нибудь на Обуховской трасссе. Все это время экипаж «Леманн Тимбер» страдал от нехватки воды, пищи и вызванных этим болезней – хотя пираты поначалу отнеслись к украинцам лояльно, вспомнив о старых временах советской дружбы с канувшей в прошлое Сомалийской Демократической республикой. А родственники моряков, не надеясь на немцев, обрывали в телефоны в офисе украинского обмудсмена. Они молили, чтобы какой-то из богатый дядя – из тех, кто фигурирует в ежегодных чартах восточноевропейских миллиардеров, выкупил своих попавших в беду сограждан – хотя бы ради самопиара. И ни у кого не хватило духу вслух упрекнуть их в наивности.

«Пиратская история» лишний раз показала реальную цену нашему миру и нашей стране, – как в самом общем, так и в сугубо частных аспектах. Эта цена предсказуемо оказалась очень невелика. Остается надеяться, что экипаж сухогруза все же благополучно эвакуируется с борта хозяйской посудины, на которой держат его сегодня пираты в дорогих деловых костюмах. А общество, в борту которого зияют такие чудовищные социальные трещины, непременно должно вскоре пойти ко дну.

14.07.2008
Андрей Манчук

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»