Украина прощается с трубой

К оглавлению "Актуальные темы" К оглавлению "Политическая безопасность"
К оглавлению самого интересного

Справка KM.RU
Газотранспортная система Украины является второй по величине в Европе и одной из крупнейших в мире. ГТС «Укртрансгаз» состоит из магистральных газопроводов протяженностью 37,6 тыс. км в однониточном исчислении, 71 компрессорной станции общей мощностью 5405 МВт. Пропускная способность на границе РФ с Украиной составляет 288 млрд куб. м, на границе Украины с Польшей, Румынией, Белоруссией, Молдавией — 178,5 млрд куб. м, в том числе со странами ЕС — 142,5 млрд куб. м. В 2007 году через украинские газопроводы в Европу было прокачано 115 млрд куб. м российского газа.

В следующую среду комитет Верховной рады может рассмотреть изменения к закону о трубопроводном транспорте. Суть сводится к возможности передачи украинской трубы в управление «Газпрома».

Об этом в интервью ему рассказал заместитель председателя комитета, народный депутат от фракции БЮТ Александр Гудыма, сообщает «Росбалт».

«Учитывая, что кабинет министров 2 дня назад на заседании одобрил поправки к закону о трубопроводном транспорте, этот документ очень быстро будет направлен в ВР и, очевидно, его вынесут на рассмотрение комитета уже в среду. А затем, скорее всего,... в течение 2 недель максимум его могут принять в парламенте в целом. По моей информация, главная суть изменений заключается в возможности создавать консорциум, а потом и совместное предприятие, где активом со стороны Украины будет непосредственно газотранспортная система Украины»,— поведал депутат.

Несколько лет назад по инициативе БЮТ в этот закон «были внесены поправки, запрещающие создавать консорциум, СП, а также передавать концессию ГТС»,— напомнил Гудыма. «По нашей информации, в конце октября — в начале ноября Янукович будет встречаться с премьером РФ Владимиром Путиным, главным вопросом будет непосредственно создание трехстороннего газотранспортного консорциума. Очевидно, именно с этой целью Янукович в последние 2 месяца посетил Германию и Францию. Украина будет готова внести ГТС в качестве главного актива, при этом основным требованием со стороны Украины будет требование относительно неучастия России в дальнейшей реализации проекта «Южный поток», а также предоставление Украине ряда газовых месторождений в России»,— уточнил он.

По прогнозу Гудымы, «Россия не пойдет на предоставление реальных месторождений, как и не окажется от «Южного потока». «По сути, РФ посредством установления фактического контроля над ГТС Украины, имея «Северный поток», а также «Южный», установит полную энергетическую экспансию над Европой. И украинская труба — это только промежуточный этап в этой стратегической цепочке».

Депутат от правящей Партии регионов Михаил Чечетов рассказал, что речь идет о том, что 100% акций ГТС останется в госсобственности Украины, но допуск партнеров к управлению магистральными газопроводами и хранилищами газа позволит объединить интересы российского поставщика, украинского транзитера и европейских потребителей газа: «Мы уже не можем изменить факт строительства обходных газопроводов. И вынуждены бороться за квоту на транзит части российского газа в Европу. Без этого украинская ГТС перестанет быть стратегическим активом государства».
Мы попросили прокомментировать предстоящее создание консорциума генерального директора Центра политической конъюнктуры Константина Симонова.

— Трехстронний консорциум нужен для того, чтобы придать легитимный характер фактической передачи украинской ГТС России. Это единственный выход для Украины, чтобы сохранить транзитный бизнес, который дает Украине 3 миллиарда долларов в год. Консорциум будет выгоден всем: России, Евросоюзу, Украине. До сих пор созданию консорциума мешали политические эмоции населения Украины. Политики внушили ему, что если у Украины заберут трубу, она рухнет как страна. Украинские политики любят заявлять, что Украина – самая большая страна в Европе (о России они забывают). При этом получается, что она зиждется на одной только трубе, и если ее убрать – наступит крах украинской государственности. Если труба в результате строительства «Северного» и «Южного» потоков окажется не нужна, краха украинской государственности, конечно, не произойдет, но крах украинской экономики будет неизбежен.

Подвижки к созданию консорциума, если это реальность, а не разговоры, можно оценивать только положительно. Владимир Путин 26 октября посетит с визитом Киев, и если дорожная карта по созданию трехстороннего консорциума будет создана, это следует приветствовать.

Не исключено, что в результате создания трехстороннего консорциума на основе украинской ГТС Россия откажется от строительства «Южного потока». Особого смысла в нем тогда уже не будет, да и проект этот очень дорогой. Но для того, чтобы это произошло, Украине нужно поторопиться. Ее поджимают сроки, и у нее для решения вопроса осталось всего лишь полгода.

Что касается ее требований получить в обмен за ГТС газовые месторождения, то ясно, что хороших месторождений она не получит. На действующих российских газовых месторождениях Украина как государство попросту не нужна. Зачем она там? Это советский проект, который успешно функционирует и без нее. К тому же в Новом Уренгое добыча газа уже начала снижаться, пик там пройден.

Участие Украины возможно только на новых месторождениях. Но с чем она войдет в эти проекты? Ни денег, ни технологий, в отличие от западных компаний, у нее нет. Все разговоры украинских политиков о том, что Ямал и Западную Сибирь поднимали украинцы, и по этой причине Россия должна теперь поделиться с Украиной – полная чепуха. Да, украинцы там были, но никакого отношения к современному государству Украина они не имели – это были граждане СССР, они там и до сих пор живут. Украина же не требует себе часть Канады на том основании, что там живет миллион украинцев. Совершенно ясно, что Украине по этой сделке не достанется ни Уренгой, ни Ямал.

Попытка создания консорциума с Украиной один раз уже была. Это случилось в 2005 году еще при Кучме. Все шло хорошо до тех пор, пока Украина устами одного из ведущих политиков не озвучила свое понимание консорциума – Россия будет ей продавать газ на границе, а дальше в Европу продавать его станет уже сама Украина. Услышав такие речи, в «Газпроме» тут же отказались от этой идеи. Теперь у «Газпрома» позиция твердая – у него должна быть своя доля собственности в украинской трубе.

Создание консорциума нужно украинским политикам прежде всего для того, чтобы объяснить собственному народу фактическую передачу трубы России. А европейское участие в нем необходимо уже России — чтобы придать этой сделке легитимность и подстраховаться на тот случай, если во власть на Украине опять вернутся «оранжевые». Имея одной из сторон сделки Евросоюз, Украина не посмеет в дальнейшем пересмотреть ее. Причем, Россию устроит даже треть собственности на ГТС. Если, например, вторая треть будет у Германии, а последняя – у Украины, то ясно, что Россия с Германией всегда будут заодно, поскольку их интересы совпадают, а Украина при любых раскладах останется в меньшинстве и ее голос не будет иметь решающего значения.

Автор:
Леонид Рудницкий

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»