«Экономика России: как обеспечить развитие?» Часть 2

К оглавлению

«Экономика России: как обеспечить развитие?» Часть 1

Налоговая политика должна соответствовать стратегии развития. Имеющаяся налоговая система является источником дополнительных издержек, теневой экономики и одним из главных тормозов развития. Наша экономика раздвоена, и все это прекрасно понимают – есть «белая» и «серая» заработная плата, есть управленческая прибыль и балансовая, есть рыночная стоимость недвижимости и есть балансовая; есть схемы оптимизации налогообложения. Каждый серьезный бизнес имеет многочисленные дочерние компании, сдается масса отчетности, переводится бумага, отвлекаются ресурсы бухгалтеров, а лучшие умы вместо того, чтобы думать о развитии бизнеса, думают о том, как платить меньше налогов.

Очевидно, что наша экономика и экономика развитых стран находятся на разных стадиях развития. Нашей экономике не хватает инвестиционных ресурсов – капитала, оборотных средств и т. д. Сначала следует создать нормальные налоговые условия для развития промышленности, сельского хозяйства и инновационных отраслей, а уже затем пользоваться плодами ее развития – созданием рабочих мест и масштабными поступлениями в бюджет. Об этом же говорит и положительный опыт Китая, ранее успешно использовавшего налоговые льготы для развития производства. Следует перенести тяжесть налогообложения из сферы создания продукта, чему способствует достаточно высокий НДС, в сферу потребления и внешнего сырьевого экспорта, компенсируя возможные выпадения другими налогами.

Это позволит: 1) повысить собираемость налогов, расширить налогооблагаемую базу за счет уменьшения объема операций налогового планирования, выхода бизнеса из тени; 2) сделать экономику более прозрачной и легальной, что крайне необходимо для ее нормального развития, привлечения финансирования и т. д.; 3) стимулировать экономический рост, создать предпосылки для постоянного увеличения налоговой базы в будущем; 4) улучшить инвестиционный климат, увеличить приток капитала в РФ; 5) повысить конкурентоспособность наших товаров перед вступлением в ВТО; 6) снизить уровень коррупции; 7) создать стимулы для развития инновационных секторов экономики; 8) поддержать фондовый рынок.

После того, как определенные «стабилизационные» фонды были созданы, нет ничего нелепее образования профицита бюджета с последующим замораживанием ресурсов, которые могли бы быть инвестированы в наше развитие. Будущим поколениям очень сложно передать какие-либо денежные фонды – их будет съедать глобальная инфляция, но можно передать электростанции, дороги, дома, здоровых людей и уверенность в будущем.

Что касается подоходного налога, то его низкий уровень для богатых слоев населения – не достижение, а проблема, лишающая страну механизмов финансирования развития и повышения внутреннего спроса.

Четвертый фактор – преодоление региональной и инфраструктурной отсталости, активного освоения территории страны. Достаточно осмотреть наши наименее успешные регионы, «глубинку», и станет видно, что их территория с зачастую покосившимися домами, а также скверными дорогами иногда весьма неприглядна. Уровень отставания страны катастрофичен, и в некоторых регионах он измеряется многими десятилетиями. Неужели мы живем в ХХI веке? Не нужно забывать, что эта задача лежит в основном на государстве. Нельзя дожидаться всеобщего развала – нужно размещать заказы на строительство дорог и поощрять частные инвестиции. Кому нужны наши стабфонды, если страна отстает в развитии?

Разве это не странно, что в России, которая испытывает тотальный дефицит всего, что можно только себе представить, имеющей огромную неосвоенную территорию, может быть какой-либо кризис? Разве наше сырье нельзя пустить на строительство электростанций, дорог и домов? Разве это нормально, когда наши сельские жители ютятся в хибарах, когда вокруг – сколь угодно рабочих рук, земли, леса, песка и глины?

«Не хватает денег!» – говорит либеральный финансовый блок. А когда они будут? Ведь если нет денег – нет инвестиций – нет развития – нет роста доходов бюджета; вот достаточно простой порочный круг отсталости. Но ведь, помимо огромной территории, у нас есть самое главное – люди. Все-таки 141,9 млн человек. В СССР не было подобных проблем: деньги эмитировали, а люди работали. И ФРС обеспечивает предложение долларов в любом объеме, необходимом экономике США. И Китай проводит активную денежную политику, ориентируя экономику на развитие внутреннего спроса. Все это говорит о непонимании нашим государством и его денежными властями механизмов организации экономического развития. При этом текущий кризис, ударивший главным образом по производству, делает нашу экономику еще более сырьевой, а активных мер по поддержке внутреннего спроса пока нет.

Следует перейти от консервативной либерально-монетарной доктрины к экономике развития – кейнсианству. Необходимо допускать образование дефицита бюджета в определенных пределах. Дефицит на развитие – это не проедание, а кредитование будущего. Необходимо сократить неэффективные расходы на госаппарат и снизить стоимость неэффективных затрат, раздуваемых за счет откатов, но увеличить физический объем инфраструктурных расходов, обеспечивая в дальнейшем их постоянный рост, поскольку они дают огромный мультипликативный эффект.

Меры по активному освоению территории, инфраструктуры и жилья постепенно будут стимулировать внутренний спрос, переведут экономику и внутренний рынок на принципиально новый уровень, достойный нашей страны. Создание механизмов инновационного развития России, безусловно, даст позитивный импульс всей мировой экономике.

И, наконец, пятый аспект, касаемый ничего не предпринимающих «предпринимателей». Насколько адекватен вклад «капитанов» нашего бизнеса во внутреннее общественное развитие? В первую очередь власть должна найти способы конструктивного вовлечения крупного капитала страны в ее внутреннее развитие. Поощрение покупки внешних активов вымывает капитал из России в пользу третьих стран. Приобретать надо не сырьевые, а высокотехнологичные предприятия и технологии, которых у нас нет (удачный пример – покупка Opel).

Но нужно помнить, что в России избыточно «либеральные» методы часто не работают не только в отношении чиновников, но и в отношении бизнес-элит. Тот же Петр I держал всех в «творческом напряжении». Хотя «железная рука» здесь совсем не обязательна. Можно вспомнить более современный пример, когда Пак Чжон Хи, президент Южной Кореи, которому страна во многом обязана своим экономическим успехом, вызывал своих бизнесменов на ковер и давал им четкие поручения: кто-то будет строить корабли, кто-то – заниматься электроникой, кто-то – строительством автомобилей… Такой «менеджмент» способствовал концентрации усилий крупного частного капитала и государства на развитии инновационных секторов и дал всем хорошо известные результаты. С учетом нашей исторической специфики, возможно, такая стратегия сработает. Кроме того, уже сейчас в России есть опытные бизнесмены, имеющие успешный опыт подъема отечественных предприятий, создания новых бизнесов – и их опыт и персоналии должны быть востребованы в первую очередь.

В стране должна быть создана система, которая обеспечивает эффективную мобилизацию всех ресурсов на ее поступательное общенациональное развитие, а не на обслуживание «частного» интереса избранных. Исходя из всего вышесказанного, можно предложить следующие шаги:

1. Повысить уровень эффективности государственного управления. Ввести государственную систему планирования, подобно применяемой в крупных частных корпорациях и той, которая существовала в СССР.

Принять четкие планы развития страны, регионов, отраслей с указанием основных достигаемых показателей на 3, 5 лет; индикативные – от 10 лет и более. Ввести жесткую персональную ответственность руководителей министерств, регионов и всех нижестоящих чиновников за исполнение этих показателей. Поощрять и премировать успехи чиновников за развитие экономики регионов и отраслей, неэффективных руководителей заменять. Установить открытые конкурсы при замещении всех подобных должностей. Ввести серьезную уголовную ответственность за нарушение функций надзорных и контролирующих органов. Такие механизмы обеспечат приток эффективных кадров в государственные органы, будут способствовать росту их эффективности.

2. Ввести жесткий контроль за использованием бюджетных средств, обеспечить полную прозрачность их использования, повысить эффективность работы госсектора, госкорпораций, обеспечения их полной прозрачности.

Эти меры возможно реализовать путем введения независимых членов советов директоров, проведения стороннего аудита, публикации отчетности, отчетов о результатах деятельности и т. д. Ввести обязательное декларирование имущества чиновников и членов их семей, декларирование доходов при совершении всех крупных покупок. Ввести адекватную уголовную ответственность за казнокрадство и коррупцию. Проводить открытые конкурсы по размещению государственных заказов, обеспечить высокий уровень их прозрачности и конкуренции. Обеспечить минимальность участия государственных чиновников в решении вопросов, связанных с инвестиционными решениями частного бизнеса (разрешения, согласования и пр.) путем создания механизмов одного окна, электронного размещения заявок и т. д. Сделать подобного рода решения прозрачными и предельно легкими.

3. Принять программу развития сельского хозяйства, фермерства, частных хозяйств и освоения регионов страны.

Передать / продать в кредит на льготных условиях пустующие и неосвоенные земли фермерам, безработным и всем желающим, часть земель передать Церкви. Принять программу льготного кредитования на цели развития фермерских и индивидуальных хозяйств, а также на переселение населения. Стимулировать миграцию русского населения из территорий бывших республик СССР (Прибалтика, Украина, Казахстан), а также потомков русских эмигрантов из прочих стран. Поощрять развитие кооперации фермерских и индивидуальных хозяйств, развитие инфраструктур сбора, обработки, транспортировки и сбыта урожая. Ввести адекватные нормы субсидирования сельхозпроизводителей, в т. ч. их расходов на развитие производства. Стимулировать массовое производство отечественной сельскохозяйственной техники.

4. Принять широкомасштабную программу развития дорожного строительства, инфраструктуры и жилищного строительства страны.

Добиться снижения стоимости работ до адекватного уровня, увеличить реальный объем работ. Принять интенсивную программу развития атомной и малой энергетики.

5. Принять программу развития банковской и финансовой инфраструктуры в регионах.

Стимулировать развитие сети дополнительных офисов и операционных касс Сбербанка и прочих госбанков в наиболее отсталых регионах. Стимулировать развитие сети местных потребительских касс и мелких кредитных организаций в регионах. Принять программу развития банковских услуг на базе почтовых отделений.

6. Провести налоговую реформу. Перенести тяжесть налогообложения от производства к потреблению, от инновационного сектора – к сырьевому.

С целью улучшения инвестиционного климата снизить корпоративные налоги: НДС – до уровня около 5-10%, налог на прибыль – до 10-15%, снизить также величину ЕСН. Разрешить применение ускоренных норм амортизации оборудования и недвижимого имущества, ввести инвестиционные льготы на расходы, связанные с модернизацией производства и инвестициями. Выпадающие доходы скомпенсировать на счет других налогов. Повысить налогообложение физических лиц с высоким индивидуальным доходом от $5000 в месяц путем ввода прогрессивной шкалы подоходного налога и налога на дивиденды – до 35% в максимуме. Ввести адекватные налоги на роскошь – на дорогие автомобили, недвижимость, драгоценности и т. д. Ввести налог на все безналичные транзакции (безналичные платежи) в размере долей процента от суммы.

7. Обеспечить доминирование национальной валюты – рубля в финансовой системе страны. Ужесточить валютное законодательство, закрыть каналы нелегального перевода денег за границу.

Ограничить внутреннее кредитование в валюте, кроме внешнеторговых проектов. Ввести ограничение на привлечение иностранных займов в валюте компаний и банков. Установить лимиты привлечения средств в валюте государственными компаниями. Обеспечить в будущем общий лимит привлечения банками и компаниями иностранных займов в размере не более от 30-40% от золотовалютных резервов (ЗВР) страны.

8. Повысить уровень монетизации российской экономики (отношение денежной массы к ВВП).

Путем развития финансовой системы обеспечить рост уровня монетизации в течение ближайших 5–7 лет с 40 до 80-100%, постепенно снизив ставку рефинансирования до 5-7%. За счет развития внутреннего производства и степени насыщения денежными средствами добиться снижения уровня инфляции до уровня не более 5–7%.

9. Принять программу развития приоритетных направлений промышленного производства, поддержки и финансирования несырьевого экспорта. Ограничить рост внутренних издержек производства. Заморозить рост тарифов монополий, внутренних цен на сырье, повысить эффективность антимонопольного регулирования.

Применить регулирование норм рентабельности в жилищном строительстве и прочих «сверхрентабельных» отраслях, предпринять меры по развитию в них конкуренции.

10. Принять программу развития малого бизнеса и предпринимательства.

Предложить механизмы льготного кредитования малого и индивидуального бизнеса, программ «бизнес под ключ» с лимитами кредитования на образование начального капитала. Принять меры по развитию инфраструктуры для малого бизнеса – консалтинговых центров, бизнес-инкубаторов, недвижимости. Начать пропаганду развития предпринимательства.

11. Принять адекватную программу развития науки и образования, обеспечить эффективное и прозрачное использование затраченных ресурсов.

12. Начать процесс формирования реальной демократической системы и гражданского общества.

Обеспечить реальную конкуренцию на выборах, стимулировать развитие системы местного управления. Начать пропаганду здорового образа жизни, семейных и нравственных ценностей.

Эпилог

Пока в России не будет реальной политической конкуренции при сохранении политической и экономической пассивности населения, изменения в экономике маловероятны. На блюдечке с голубой каемочкой никто никому ничего не принесет – всего надо добиваться. И то, что многие избиратели, у которых «все в порядке», в отличие от пенсионеров, не ходят на выборы, лишая себя возможности формировать будущее страны, это наглядно демонстрирует. Не нужно дожидаться пенсионного возраста, тогда уже будет поздно.

Окончание. Часть 1 см. тут
Источник: «Теория империи»
Александр Смирнов
Экономист