«Русские соотечественники за рубежом, объединяйтесь!»

К оглавлению "Актуальные темы" К оглавлению "Политическая безопасность"
К оглавлению самого интересного

Обращение президента Фонда содействия объединению русского народа «Русские» Шершнева Леонида Ивановича

Русские люди!

В связи с принятием в июле 2010 г. новой редакции Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» Фонд «Русские» публикует Заявление с социально-политической и нравственной оценкой этого документа, разъясняет свою программу по преодолению сложившейся в русском мире обстановки. Вдумайтесь в содержание Заявления, оцените губительность последствий выполнения этого опасного закона для своего будущего. Объединимся ради спасения и процветания Отечества!

Да хранит Господь Великую Русь!

Заявление Фонда «Русские»

(в связи с вступлением в силу новой редакции Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»).

Дорогие зарубежные соотечественники!

Фонд содействия объединению русского народа «Русские» обращается к вам с настоящим Заявлением, чтобы открыто высказаться о новом законе о соотечественниках. Мы хотим также проинформировать вас о предпринимаемых нами шагах с целью нейтрализации его негативных последствий и призвать к совместным действиям, чтобы вывести отношения между Россией и соотечественниками на более высокий уровень взаимопонимания, взаимодоверия, взаимопомощи.
* *
Поправки к закону о соотечественниках 1999 г., ухудшившие и во многом исказившие его коренной смысл, были приняты и вступили в силу в тяжкое время бедствий национального масштаба, постигших Россию вследствие спровоцированных человеческим фактором природных катастроф, а также в период кровавых политических событий в Киргизии.

Между этими явлениями, имеющими правовую, природную и политическую основу, есть несомненная внутренняя связь. Можно сказать, что все это – знак свыше, последнее предостережение России и всем государствам на постсоветском пространстве, русским соотечественникам за рубежом в том, что пора одуматься, не принимать опрометчивых решений, остановить поток разрушительных либеральных реформ, начать созидать и объединяться в этом созидании. Иначе все погибнем от стихийных бедствий, техногенных катастроф, или перебьем друг друга в межнациональных, межконфессиональных и социальных противостояниях, или станем легкой добычей геополитических противников.

Сегодня уже очевидно, что российские власти сами подожгли страну, когда в 2005–2007 гг. приняли антигосударственный Лесной кодекс, разрешив передавать в частные руки 80% лесов и фактически упразднив государственную лесную охрану. Реформирование или придание нового облика армии сделало ее неготовой уберечь себя даже от лесных пожаров, не говоря уже о том, чтобы спасать страну. Полностью сгоревшая военно-морская база под Москвой является лишь одним из пагубных последствий резкого сокращения численности Вооруженных сил России, в т. ч. за счет расформирования пожарных команд!

В Киргизии в результате восстания был свергнут антинародный либерально-криминальный режим Бакиева. Его родственники спровоцировали на юге страны, в городах Оше и Джелалабаде, массовую резню на межэтнической почве, в которой погибли или были ранены узбеки, киргизы, русские, татары и представители других национальностей. Временное правительство Киргизии обратилось за военной помощью к России, чтобы погасить конфликт, но российское руководство отказалось предоставить такую помощь, бросив своих соотечественников на произвол судьбы. Закон об обороне позволяет использовать вооруженные силы для их защиты. Им не помог и новый закон о соотечественниках, якобы берущий своих соплеменников под защиту России. А ведь жители этой страны так ждали российских миротворцев! Доверие к России вновь оказалось подорванным.

Позиция России, проявленная в киргизских событиях, наглядно подтвердила несостоятельность новой редакции Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Закон таит в себе немалые опасности для русской диаспоры, русского мира, России. Он уже вызвал в сообществе соотечественников вполне обоснованное недовольство решением российских властей.

В подходе к оценке нового закона ключевое значение имеет определение понятий «зарубежный соотечественник» и «зарубежный социум соотечественников»: из них вытекают логические, нормативно-правовые и все иные отношения.

КТО ТАКИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ?

Поправки к закону 1999 г. еще больше запутали вопрос о том, кого считать российским соотечественником за рубежом. Понятие соотечественника стало еще более размытым, чем оно было в прежней редакции закона. Его разработчики ставят себе в заслугу сужение широкого толкования этого понятия, когда к соотечественникам автоматически причислялись все жители царской России и бывших союзных республик. Сейчас соотечественниками, кроме граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, признаются те, кто принадлежит, как правило, к народам, исторически проживающим на территории нынешнего искусственно усеченного российского государства.

Такой подход несостоятелен. Исключение из списка соотечественников народов, веками живших одной семьей в составе России, противоречит единству их истории, искажает фундаментальные основы преемственного существования России от Киевской Руси, Московского царства, Российской империи, Советского Союза до современной Российской Федерации. Он играет на руку тем, кто хотел бы закрепить неправедный, «черный передел» исторического российского пространства, в результате чего населяющие его братские народы оказались разделенными искусственными границами против своей воли. Закон в новом виде становится препятствием на пути к интеграции, воссоединению в приемлемых формах и, в сущности, провоцирует межэтнические, межрелигиозные, социальные конфликты, гражданское противостояние. Новая трактовка закона лишает Россию миллионов соотечественников, способных содействовать ее всестороннему развитию. Неслучайно многие соотечественники задаются вопросом: «А нужны ли они России?».

Признание и подтверждение принадлежности к соотечественникам должны быть точно фиксируемы в законе. С учетом нынешних реалий следует подходить к ним дифференцированно, различая их по определенным категориям и устанавливая для каждой группы соотечественников соответствующие привилегии, права и обязанности во взаимоотношениях с Россией. Для формулирования понятия соотечественника важное методологическое значение имеет мнение великого русского философа И.А. Ильина по его определению. Он полагал, что соотечественнику должны быть присущи родовое чувство причастности к тысячелетней исторической России; сознание живой духовной связи с исторической реальностью России; трепетная память о великих предках и славных событиях ее истории; внутреннее ощущение духовно определяющего значения православной веры как основного катализатора русского государства в годы становления, развития и утверждения; переживание и восприятие русской культуры триединого русского народа как феномена, обращенного к идеалам сострадания, целомудрия, любви и веры в окончательную победу добра и справедливости.

К первой группе соотечественников в своей жизни и деятельности можно было бы отнести всех выходцев из Российской империи, соприродным ее истории и духовным началам. Ко второй – выходцев из Советского Союза. К третьей группе – лиц, имеющих близких родственников, этнические, духовные, правовые связи с Российской Федерацией. Но если с первой и второй группами соотечественников все ясно (они являются соотечественниками по праву совместного бытия на протяжении многих лет в едином Отечестве, в русской цивилизации), то с третьей группой соотечественников следует разбираться более тщательно, учитывая прежде всего геополитические, цивилизационные, культурологические и этнические факторы, связанные с распадом Советского Союза и поведением правящих элит новых независимых государств.

Определяющим моментом для установления понятия соотечественника является тот факт, что раскол или расчленение Советского Союза (исторической России) на самостоятельные государства произошел по национально-этническим признакам. За исключением Российской Федерации, все другие 14 государств в своем названии получили национально-этнические определения. В них т. н. титульные нации были объявлены коренными и стали господствующими, а русские и другие этнические сообщества превратились в национальные меньшинства и фактических изгоев. В некоторых бывших братских союзных республиках, на поддержание и развитие которых было затрачено немало русских сил и средств, русофобия стала официальной государственной политикой. Опасаясь, что русскость будет мешать становлению мононациональной государственности, и не желая в лице русских иметь соперников, правящие национально-этнические группы или кланы все больше оттесняют их на периферию политической, общественной, экономической жизни. Директор Департамента по работе с соотечественниками МИД РФ А.Чепурин не так давно вынужден был публично признать: «Политико-правовые условия, в которые поставлены соотечественники, особенно в бывших советских республиках, зачастую откровенно дискриминационны и не отвечают общемировым нормам. Массовый характер имеют нарушения прав и законных интересов в целом ряде стран ближнего зарубежья».

В этих новых независимых государствах были предприняты жесткие меры по ограничению формирующейся национальной культуры от русского влияния, хотя культуры титульных народов заимствовали для себя очень многое из русской культуры. Особому ущемлению подвергся русский язык. За единичным исключением, он не сохранился в русскоговорящих бывших советских союзных республиках как государственный, что не замедлило негативно сказаться на многих сторонах их жизни. Этнонациональные правящие группы и кланы не посчитали нужным опереться в этом на международный опыт. Например, в Финляндии, входившей в Российскую империю, проживает всего 5% шведов, но шведский язык признан государственным наряду с финским, что никак не мешает сохранению целостности государства. Тем не менее, хотя в новых независимых государствах русские и русскость подвергаются различным формам дискриминации, а их руководители проводят недружественную по отношению к России политику, это, однако, не является основанием для того, чтобы отказать титульным нациям постсоветских государств в их принадлежности к историческим соотечественникам Российской Федерации, что подчеркивало близость, родство русских и русских мусульман.

Никогда в России у русских не выступало главным критерием русскости кровное родство: всегда больше ценилось духовное родство, русское национальное самосознание всегда было и остается духовно-этническим. Сам тип русскости сформировался на духовно-этнической матрице, на духовной имперской русской идентичности. В свою очередь, хотя формально Российская Федерация не определяется как государство русских, но фактически является таковым. И не только потому, что в нем проживает 80% этнических русских. Оставшиеся 20% населения – это тоже русские: русские татары, русские башкиры, русские чукчи, русские украинцы, русские евреи и т. д. Когда-то И.В. Сталин определял свою национальность как «русский грузинского происхождения». Примечательно, что отличительным признаком русского человека является его принадлежность к православной цивилизации. Но еще в царской России в ходу было определение «русский мусульманин»

В Законе должно быть четко прописано, что соотечественником современной многонациональной русской России может считаться именно русский, где бы он ни родился и ни жил. Важно, чтобы он самоидентифицировал себя как русского, соотносил себя с русским государством, с русской культурой, русской цивилизацией. Неплохо бы помнить, что русскими наши предшественники справедливо считали триединый русский народ. «Хозяин земли русской – есть один лишь русский (великорус, малорус, белорус – это все одно), и так будет навсегда», – писал Ф.М. Достоевский. Поэтому житель Украины, признавая себя русским, одновременно чувствует себя украинцем, а житель Казахстана – казахом. Русские сохраняют свою национальность в своем ощущении принадлежности к России, к русскому духу государственного созидания.

Закон должен учитывать историческую память народов, их общие исторические корни, должен признавать существование разных групп соотечественников, но одновременно различать их путем предоставления им разного уровня прав и обязанностей.

Основное же предназначение закона заключается в том, чтобы защитить интересы, поддержать именно русских соотечественников, составляющих третью группу, наделить их соответствующими правами и обязанностями, теснее связать их с Россией, чтобы они не превратились без нее «в беспочвенную массу» (Н.Бердяев), а сохранили свою русскость и послужили своему Отечеству верой и правдой. Так, в законе должно быть четко прописано, что русский, родившийся в советское время на территории СССР, имеет право выбирать либо российское гражданство, либо гражданство страны по месту рождения, либо иметь двойное гражданство.

Из признания того, что зарубежными соотечественниками являются именно русские, вполне оправданным будет отнесение их к русской диаспоре. В свою очередь, представителей титульных наций новых независимых государств следует идентифицировать как зарубежный социум или сообщество исторических соотечественников.

Несомненно, не каждый выходец из исторической России достоин быть соотечественником. Саакашвили и грузинские воры в законе, которых в Европе при аресте относят к «русским», наркодельцы, русофобы не могут признаваться нашими соотечественниками. Но для отсеивания чуждых элементов достаточно было сохранить в новой редакции закона положение, предусматривающее выдачу от имени Российской Федерации документа (свидетельства), подтверждающего принадлежность к соотечественникам.

НЕОПРАВДАННЫЙ ОТКАЗ ОТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ

Сейчас никто даже толком не знает, сколько русских соотечественников находится за пределами России. На III Всемирном конгрессе соотечественников президент РФ Д.Медведев назвал их число – 30 млн человек. Председатель российской Ассоциации по связям с соотечественниками за рубежом М.Иванов огласил цифру: не менее 60 млн человек. И та, и другая цифры однозначно свидетельствуют о том, что русский народ после геополитической катастрофы 1991 г., постигшей Советский Союз (Советскую Россию), является разделенным народом. Новый закон о соотечественниках не называет численность соотечественников, намеренно и недостойно уходит от цели объединения расколотого русского народа. Государство тем самым как бы снимает с себя ответственность за объединение России и русских диаспор в едином союзном образовании. Странная антигосударственная позиция.

Необходимо помочь более точно подсчитать русских за рубежом и документировать соотечественников, а также провести перепись населения с участием представителей России в странах их проживания, в первую очередь – в бывших союзных республиках, ставших независимыми государствами.

Фонд «Русские» выражает свое категорическое несогласие с тем, что ключевое положение закона 1999 г. о государственном документировании соотечественников, вопреки многочисленным возражениям, было изъято из новой его редакции. Как считалось, документ (свидетельство), подтверждающий статус соотечественника, наделяет его обладателя определенными правами и обязанностями, облегчающими и закрепляющими контакты и связи, взаимополезные отношения соотечественников с их Родиной (для кого-то – второй, а для кого-то – и первой). Недостойные поправки, введенные в закон о соотечественниках, исключили эту важную сторону, разочаровали людей, ради которых он будто бы принимался.

Вместо свидетельства новый закон предписывает представлять целый пакет документов, подтверждающих, когда нужно, статус соотечественника, которые не так-то просто собрать. Надуманным является также положение о необходимости подкреплять свою принадлежность к соотечественникам общественной либо профессиональной деятельностью на ниве русского и родных языков народов РФ, российской культуры, дружбы страны пребывания с Россией, по защите прав соотечественников, либо иными свидетельствами выбора в пользу духовной или культурной связи с материнским государством. Много ли в русском народе подвижников, активистов? Увы, немного. Но от того люди не перестают быть русскими. Ни МИД, ни законодатель не учли почему-то, что выдача официального документа (свидетельства) способствовала бы повышению активности соотечественников на общественной ниве.

Абсолютно некорректным выглядит разрешение законом соотечественникам регистрироваться в общественных объединениях в соответствии с уставами этих объединений и получать документы (свидетельства), подтверждающие их членство в общественных объединениях соотечественников. Пожалуй, в мировой практике не найдешь другого примера, когда бы подобным образом подтверждался статус соотечественника. И кому представишь такую справку о членстве в общественной организации, и кто ей поверит? Она ведь не имеет для официальных органов никакой юридической силы. Государственный документ о принадлежности к соотечественникам, выданный Россией, никак не может заменить справка, подтверждающая их членство в общественном объединении соотечественников страны проживания. Слишком разные у них «весовые категории». Подмена свидетельства справкой о членстве лишь вводит людей в заблуждение.

По логике нового закона именно МИД будет определять, кто является соотечественниками, и кто нет; кто войдет в координационный совет, а кто нет; кто получит помощь, а кто нет. Нельзя отдавать мидовским чиновникам эту функцию, иначе будет дискредитирована сама идея тесной смычки России и русской диаспоры, разложение складывающегося сообщества соотечественников. В одном из материалов информационно-исследовательского центра «Русский обозреватель» (Казахстан) раскрывается довольно неприглядная картина, касающаяся злоупотреблений чиновников МИД на местах в работе с соотечественниками (имитация работы, коррупция, списание и нецелевое использование средств, «откаты», черные списки организаций и др.), что подтверждает наши опасения. Бюрократизация недопустима в таком деле.

ОПАСНЫЙ ВЕДОМСТВЕННЫЙ ЗАКОН

Закон о соотечественниках получился бюрократически-ведомственным, узко мидовским, хотя проблема русской диаспоры выходит далеко за пределы компетенции внешнеполитического учреждения. Этот негативный опыт доказывает, насколько порочной является практика, когда чиновники реформируют свое ведомство, сочиняют законы, руководствуясь частными интересами, далеко не всегда совпадающими с общегосударственными. Поправки в действующий закон о соотечественниках было поручено подготовить МИД, который в течение 10 с лишним лет откровенно саботировал его выполнение. За все это время им не только не было выдано ни одного свидетельства соотечественника, но даже не был разработан его макет. Поэтому очевидной становится заинтересованность МИД в том, чтобы своими изменениями выхолостить сущность закона, исключить из него неудобные положения, с выполнением которых он не справился. Наконец, МИД явно хотелось, чтобы закон «понравился» властям всех постсоветских государств. МИД, предлагая поправки в закон, думал не столько о том, чтобы они удовлетворяли соотечественников, сколько о том, чтобы не задеть амбиции руководителей-русофобов, проводящих откровенно антироссийскую политику в тех странах, где они проживают. МИД, видимо, боится неких обвинений во вмешательстве во внутренние дела стран проживания соотечественников, хотя их поддержка и помощь им являются обычной практикой в международных отношениях. Правда, российские руководители, бывая в этих странах, как правило, не встречаются с соотечественниками.

Добиваясь принятия своих поправок в закон, МИД представил в законодательные органы заведомо ложные их обоснования. Он утверждал о поддержке его позиций соотечественниками, вопреки решениям конгрессов, многочисленным публикациям и заявлениям против поправок в закон еще на стадии их обсуждения. Но МИД их просто проигнорировал. Неверным является и заявление МИД о том, что мировой опыт выдачи свидетельств соотечественникам оказался неудачным, как будто ему ничего не известно о «Карте поляка», «Карте венгра» (ее получили около 2 млн человек) и других подобных документах.

Не выдерживает критики и ссылка МИД на финансовые издержки, связанные с документированием соотечественников. При этом ссылка делается на Венгрию, которая выделила на эти цели $30 млн в год, а Россия тратит $10 млн в год на поддержку зарубежных соотечественников. Сравнение убийственное, в комментариях не нуждается. Добавим только, что соотечественники не раз предлагали взять изготовление документа на себя. По нашему опыту, «Карта русского» обходится в 6 руб.

Проявленная позиция МИД в контексте действующего и измененного с его подачи закона о соотечественниках, анализ его деятельности в русской диаспоре свидетельствуют о том, что МИД считает работу с соотечественниками не свойственной ему функцией и не желает заниматься их правовым и социальным обеспечением. Не желая обременять себя заботой о соотечественниках, связанной с выдачей им свидетельства, и не имея для этого необходимых финансовых, материальных, кадровых ресурсов, МИД добился изъятия положения об их документировании из закона. Как видно, решение проблемы соотечественников, разделенного русского народа не под силу этому ведомству. Пришло время, чтобы создать специальный общественно-государственный орган, который систематически, ответственно и конкретно занимался бы вопросами оказания помощи и поддержки соотечественникам и вопросами объединения расколотого русского народа.

Фонд «Русские» сожалеет о том, что изменения, внесенные в Закон «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом», идут вразрез с пожеланиями, которые зафиксированы в резолюциях и рекомендациях II Всемирного конгресса соотечественников (Санкт-Петербург, 2006 г.), Всемирной конференции соотечественников (Москва, 2008 г.), III Всемирного конгресса соотечественников (Москва, 2009 г.). Причем в работе этих форумов принимали участие президенты России В.В. Путин и Д.А. Медведев, уже своим присутствием породившие надежду у делегатов на то, что их мнение при внесении поправок в российское законодательство о соотечественниках будет учтено. Ошиблись! Закон фактически не пошел в развитии государственной политики в отношении соотечественников путем расширения их прав и обязанностей, а свел ее к поддержке актива общественных организаций и координационных советов соотечественников, к общепринятым обещаниям «содействовать реализации и обеспечению прав и свобод человека и граждан». Это – общие слова, за которыми нет конкретных правовых установок.

Поправки в закон о соотечественниках противоречат утвержденной президентом РФ Д.А. Медведевым 12 июля 2008 г. Концепции внешней политики Российской Федерации, в которой работа с соотечественниками, поддержка и защита их прав отнесены в разряд национальных приоритетов. Из него явно не следует, что эта сфера действительно является приоритетной. Скорее она отнесена куда-то на задворки как нечто второстепенное и малозначительное.

Сам факт принятия столь ущербного закона о соотечественниках стал возможным вследствие непонимания российскими властями и обществом в целом неделимости, взаимозависимости и взаимообусловленности судеб России и русской диаспоры, сообщества соотечественников за рубежом. Пока у них нет убежденности в том, что России нет без русской диаспоры, а русской диаспоры нет без России – ее материнского государства, что они не выживут в современном мире друг без друга, без взаимной поддержки. В этом кроется одна из главных причин провала попытки российских властей придать новый облик государственной политике в отношении соотечественников за рубежом. Отсюда возникает острая потребность в научно-теоретическом обосновании роли и места «русской диаспоры», сообщества исторических соотечественников в жизни России, мирового сообщества.

Фонд «Русские» выражает серьезные опасения, что новый закон о соотечественниках, претендующий на реформу государственной политики по отношению к нашей диаспоре, способен взорвать ситуацию в русском зарубежье, усилить в нем возбуждаемые недругами России антироссийские настроения, способствовать отчуждению соотечественников от своего материнского государства – России, побуждать их искать свою судьбу не в своем Отечестве, а за его пределами, подталкивать их в стан наших недругов. Закон объективно будет стимулировать процессы ассимиляции русских в странах проживания, с одной стороны, а с другой – их вытеснение оттуда. Он больно бьет по авторитету России в русском мире, резко опускает планку доверия к ней у соотечественников, снижает его нормативно-правовую ценность в их глазах и представляется им малозначимым документом. Вот как оценивает этот закон председатель Русской общины Украины К.Шуров: «Нынешний измененный закон, подготовленный благодаря чиновникам МИД, лишает Россию своих соотечественников. Этот закон ограждает нас от РФ. Конечно же, это будет иметь самые негативные последствия для нас».

Дорогие соотечественники! Мы просим у вас прощения за то, что не сумели воспрепятствовать принятию российскими властями неприемлемых нами и вами поправок в закон, ущемляющих ваши права и унижающих ваше и наше достоинство. Значительная часть российского чиновничества серьезно больна либерализмом, равнодушием, казенной безнравственностью, вымывающими из государственного организма все самое ценное, самое необходимое для поддержания его жизнеспособности. Среди чиновников мало людей, способных конструктивно решать государственные проблемы. Власть предержащим по этой причине не всегда удается руководствоваться здравым смыслом, действовать по уму, что свойственно простому русскому человеку. Россия еще не нашла свой путь, не определилась со своими миссией и целеполаганием в этом мире, а это затрудняет сообразное выстраивание ею своих отношений с соотечественниками, как и вам – с Россией.

Мы осознаем, что большинство из вас разочаровано новой редакцией закона 1999 г., поправки к которому отняли у соотечественников даже то, что раньше было им хотя бы формально предоставлено, и что они более 10 лет надеялись получить. Мы понимаем также ваше недовольство тем, что МИД и российские законодатели, принимая поправки в закон, оставили без внимания внесенные в него предложения соотечественников, отступили от данных ранее обещаний и, по существу, вас обманули. Но жизнь продолжается, и пусть наши надежды на лучшее будущее останутся с нами.

ЗА НАШЕ ЕДИНЕНИЕ!

Дорогие соотечественники! Призываем вас с пониманием отнестись к случившемуся, и не переносить свои обоснованные обиды на МИД и законодателей на всю Россию, на русских, живущих в ней. Мы надеемся, что вы понимаете, что законодатели – это лишь группа ангажированных лиц, и что мы, русские люди, думаем иначе, чем они. Не распространяйте – и оставайтесь истинными соотечественниками, когда Россия в беде, когда страна полыхает и вошла в полосу катастроф. Придут другие времена, и будут приняты другие законы, отвечающие истинным национальным интересам России и неразрывно связанными с ней духовными и кровными узами зарубежной русской общины.

Давайте сосредоточимся на спасении России, без которой вопрос о соотечественниках теряет всякий смысл; поможем ей поскорее излечиться от либерализма, скудоумия, коррупции, бандитизма и других болезней, стать здоровой и благородной. Давайте соединим наши усилия в общем деле воссоединения расколотого русского народа, что станет гарантией соблюдения прав соотечественников, проживающих в России и за рубежом, выживания и созидательного развития русской государственности и русской цивилизации. Единение и сплочение необходимы нам, чтобы выстоять и победить в ведущейся против России, русского и других народов информационно-психологической войны. Эксперты считают ее частью 4-й мировой войны, развязанной нашими противниками ради установления мирового господства и захвата ресурсов: она определяется ими как психологическая по форме, цивилизационная по содержанию, информационная по средствам и дьявольская по методам. Без объединения России, ее соотечественников и наших друзей нам не победить коварного, сильного и бесчеловечного врага.

Надо использовать возможности и новой неудачной редакции закона о соотечественниках для решения насущных проблем в отношениях между Россией и ее русской диаспорой, а также историческими соотечественниками стран ближнего и дальнего зарубежья. В законе есть полезные и вполне приемлемые положения, реализация которых пошла бы во благо и России, и соотечественников. Например, можно согласиться с принципами и целями государственной политики РФ в отношении соотечественников (ст. 5), признавая одновременно их ограниченный характер (не ставится, например, цель воссоединения расколотого русского народа). Не может быть никаких возражений против положений, касающихся оказания Россией содействия соотечественникам в реализации прав и свобод гражданина, в т. ч. право использовать русский язык, поддерживать связи с РФ, создавать национально-культурные автономии, общественные и религиозные организации, право на приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке, право на получение образования в образовательных и научных учреждениях России и др. В законе подтверждается возможность создания в России общественных фондов и других общественных объединений, образуемых в целях поддержки соотечественников и их общественных объединений. Это, конечно, не новое явление в общественной жизни России: наш Фонд содействия объединению русского народа «Русские», созданный три года назад, работает в данном направлении. Мы приветствовали бы появление в России и других странах подобных организаций.

Слабость нас, русских, и в России, и за рубежом – в нашей разобщенности. Если в критической ситуации русские способны сообща отстаивать свои интересы, то в повседневной жизни, когда угрозы проявляются неявно, мы ведем себя пассивно, остаемся равнодушными ко всему, что не касается лично нас. Даже у русских славян – русских, украинцев и белорусов – все еще нет должного согласия в том, что мы – единый народ, ветви одного народа, только вместе мы можем выстоять в ужесточающейся конкурентной борьбе за выживание. Мы пока еще неспособны защищать русскую национальную идею, которая сплачивала бы русских, украинцев, белорусов и духовно русских инородцев, вела бы их в желанное будущее. Нам нужна консолидация как в самой среде соотечественников, так и в России – с русской диаспорой и зарубежным социумом исторических соотечественников.

Мы убеждены, что наступление ускоряющихся процессов интеграции на постсоветском пространстве является неизбежным. Вопрос об объединении соотечественников в едином Отечестве назрел объективно. В современном глобализирующемся мире шансы на выживание имеют только крупные геополитические цивилизационные образования имперского типа. Они уже формируются в Европе (Евросоюз), в Африке, Латинской Америке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Опыт 20-летнего независимого существования бывших союзных республик показал, что ни одна из них, включая Российскую Федерацию, так и не состоялась как полноценное государство на национальной основе, нации в них не сложились. Одна из главных тому причин – вредоносное официальное исключение или игнорирование русского фактора в их формировании в качестве государственных образований. Другая причина – завышенная увлеченность независимостью и игнорирование и даже отрицание значимости и необходимости поддержания сложившихся в советское время экономических, культурных и цивилизационных связей. И третья причина – ни у одного из новых независимых постсоветских государств, в т. ч. и России, нет достаточного потенциала, чтобы выступать на международной арене в роли самостоятельной полноценной цивилизации. Только объединение их потенциалов дает возможность воссоздать русскую цивилизацию, сделать ее жизнеспособной и процветающей. Сами страны по отдельности, а тем более находясь в конфронтации между собой, не справятся с вызовами времени и станут жертвами международных хищников.

Россия, у которой больше ресурсов и все исторические права на цивилизационное представительство, должна возглавить интеграционный процесс собирания соотечественников, поставив выполнение этой задачи во главу угла всей своей внутренней и внешней политики. «На русском духе, – пишет известный русский ученый В.Ю. Троицкий, – и взрастал народ русский не как собрание разных лиц, а как историческая общность, имеющая свои природные свойства, исторические черты и имя. Ибо мирный русский дух – это дух объединения и солидарности, великой культуры, в лоне которой сосуществовали и развивались многие народы России; культуры, скрепляющей нас в единое государство во имя блага и счастья новых поколений многонациональной нашей Отчизны».

На наш взгляд, собирание соотечественников, русского и других коренных народов исторической России в единое крупное геополитическое, цивилизационное образование имперского типа должно стать на обозримое время национальной идеей Российской Федерации и согласных с ней в этом государств на постсоветском (и даже за его пределами) пространстве. Необходимо, чтобы законы, принимаемые в России и касающиеся государственной политики в отношении соотечественников, отвечали бы потребностям достижения этой цели.

Для формирования возобновленного цивилизационного союзного государства на постсоветском пространстве есть определенные предпосылки. Прежде всего это сохранение в подсознании огромной массы людей старших поколений ностальгии по прошлому, по совместной жизни в одной семье, в русской цивилизации. Вспомним: подавляющее большинство советских граждан, являющихся гражданами 15 независимых государств, проголосовали на референдуме 17 марта 1991 г. за сохранение Советского Союза. Последовавший вскоре развал страны произошел против их воли и стал следствием применения противником против СССР особых видов оружия и предательства партийно-государственной номенклатуры, находившейся у власти, а также неадекватного угрозе национальной безопасности поведения всех силовых структур, не выполнивших свой долг по защите Отечества.

Конечно, следует учитывать, что за 20 лет независимого существования в бывших советских республиках выросли новые поколения, которые не знают или мало знают о преимуществах совместной жизни множества народов в Советском Союзе. Но и у них сохраняется память о прошлом.

Все бывшие союзные республики обрели себя, свою государственность в советское время, находясь, по сути, в русской цивилизации, и вольно или невольно продолжают жить с русским культурным наследием, как бы кто ни хотел вычеркнуть этот период из памяти народов. Несмотря на массовый исход русских из ряда постсоветских государств, довольно значительное число их все еще там остается. Русских по-прежнему воспринимают как коренной народ, и по достоинству оценивается их огромный вклад в развитие т. н. титульных наций. Для многих русских страны их проживания являются их малой родиной, где покоятся их предки и родились они сами, где они как-то устроены, и откуда не собираются выезжать.

Это прежде всего относится к Украине, Белоруссии, Казахстану, Приднестровью, Литве, Латвии, Эстонии. Важно, чтобы русские оставались в странах проживания в качестве форпостов России и несли там свою миссию быть скрепой добрых отношений наших народов. Поэтому особый акцент новой редакции закона о соотечественниках на переманивание их в Россию представляется непродуктивным и политически несостоятельным.

Формирование цивилизационного союзного государства на постсоветском пространстве, по всей видимости, будет проходить поэтапно. Нам видится, что на первом этапе главной задачей интеграции могло бы стать восстановление общерусского, кровного, восточнославянского единства России, Белоруссии, Украины, а также Казахстана в качестве ядра будущего союзного образования. На втором этапе в интеграционный объединительный процесс могли бы включиться страны Центральной Азии – Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. На третьем этапе – все оставшиеся. Конечно, жизнь может внести свои коррективы в эту последовательность. Например, Киргизия, оказавшаяся сегодня в самом сложном положении, может первой пойти на образование союзного государства с Россией. Инициируя интеграционные процессы на постсоветском пространстве, следует учитывать, что в мире есть могучие силы, противостоящие развитию тесных отношений России со своими соотечественниками за рубежом.

Так, США не скрывают своей заинтересованности в окончательном исходе русских из Центральной Азии. Об этом, откровенно высказался известный американский политический деятель и идеолог З.Бжезинский, по мнению которого, главным препятствием для интересов Запада в Центральной Азии является русское население, а потому стратегической линией западных стран должно стать его вытеснение из региона. Исполнителей этой задачи он видит в лице местных националистов-русофобов. Не может не настораживать наращивание американского военного присутствия в Центральной Азии. Военные объекты США различного назначения уже функционируют в Киргизии, Узбекистане, Таджикистане, ведутся переговоры на эту тему с Казахстаном.

Но, вопреки недругам, у России и соотечественников есть немало ресурсов для преодоления разобщенности, совместного отстаивания своих интересов, политической и цивилизационной консолидации. Последуем же призыву русского поэта и дипломата Ф.Тютчева, с которым полтора века назад он обращается к славянам:

Вековать ли нам в разлуке?
Не пора ль очнуться нам
И подать друг другу руки,
Нашим кровным и друзьям?

Да, пора очнуться и объединиться, иначе будет поздно!

ДАЕШЬ «КАРТУ РУССКОГО»!

Одной из технологий единения, интеграции и консолидации является «Карта русского» – проект Фонда «Русские». Поскольку из новой редакции закона изъято само понятие свидетельства соотечественника, позволяющее пользоваться всеми правами и обязанностями в случаях, когда требуется его предъявление, то было бы логичным и последовательным шагом в наших совместных действиях сосредоточиться сейчас на реализации общественных инициатив Фонда «Русские», касающихся принятия Федерального закона «О «Карте русского» для соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации» и выдачи им свидетельства – «Карты русского» в качестве документа, подтверждающего принадлежность лица, признанного русским соотечественником, к русскому народу, русской цивилизации, русскому миру. Эти инициативы Фонда «Русские» уже стали достоянием гласности широкой общественности в России и за рубежом. Они, что называется, на слуху; требуется придать им новое дыхание, новый импульс, чтобы добиться их осуществления. Не отменяя действующий закон о соотечественниках, Закон «О «Карте русского» и вводимая им в качестве документа, подтверждающего их статус, «Карта русского» шли бы в развитие правового обеспечения государственной политики в отношении зарубежных соотечественников.

Мы предлагаем вернуться к обсуждению проекта Закона «О «Карте русского», который после небольшой коррекции, проведенной с учетом внесенных поправок в закон о соотечественниках 1999 г., будет размещен на нашем сайте «Все русские», на других дружественных сайтах, а также направлен по интернет-почте всем общественным объединениям соотечественников за рубежом. Просим все заинтересованные организации и отдельных лиц высказать свое мнение о проекте Закона «О «Карте русского», внести свои предложения в его содержание и направить их в Фонд «Русские». После обобщения мнений и предложений в него мы проведем постатейное голосование проекта закона в сети Интернет, а затем вынесем его на обсуждение в координационные советы соотечественников всех уровней.

Мы ожидаем, что Всемирный координационный совет российских соотечественников с учетом мнения большинства одобрит проект Закона «О «Карте русского» и внесет его на рассмотрение Всемирного конгресса соотечественников, который, в свою очередь, представит этот проект в органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В интересах соотечественников процедуру обсуждения проекта Закона «О «Карте русского» не следует затягивать. Мы рассчитываем, что Закон «О «Карте русского» расставит нужные акценты в целеполагании государственной политики России в отношении соотечественников за рубежом, сделав главный упор на объединение расколотого русского народа, развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве, на преференциях, правах и обязанностях, фиксируемых «Картой русского».

Документ «Карта русского», выдаваемый общественной организацией Фонд «Русские» соотечественникам за рубежом, должен войти в жизнь. Изъятие из закона о соотечественниках самого понятия свидетельства соотечественника только повышает ценность и значимость «Карты русского» и делает ее распространение еще более актуальным.

Фонд «Русские» начал 9 июля 2009 г. кампанию по выдаче «Карты русского» на специально созванной по этому случаю пресс-конференции в медиацентре газеты «Известия». Мы открыто заявили, что побудительным мотивом для принятия нами такого решения стал отказ МИД РФ сначала на заседании межведомственной рабочей группы, а затем на заседании правительственной комиссии по реформированию закона о соотечественниках 1999 г. от их документации и предоставления им льгот под предлогом «хлопотности» и «затратности» этого дела. Мы хотели начать с помощью «Карты русского» собирание расколотого русского народа, конструирование глобального русского сообщества на основании единых цивилизационных ценностей, культуры, ментальности.

Мы честно определили, что наша «Карта русского» имеет морально-этическое значение и никаких привилегий пока не дает, что этот специальный документ установленного Фондом «Русские» образца свидетельствует о русской идентичности и о принадлежности на этой основе ее обладателя к статусу соотечественника. «Карта русского» возвращает русским людям данное им Родиной и отнятое у них изъятием из паспорта графы «национальность» имя народа, создавшего Россию. Тем самым их лишили возможности официально быть русскими. «Право иметь имя, – считает профессор В.Ю. Троицкий, – выстрадано всей историей русского народа, оплачено кровью многих его поколений, связанных с языком, нравами, обычаями, характером, семейными традициями, религией, землей, образованием и культурой. Будем помнить: русский – понятие прежде всего духовное. Этнос – лишь один из его признаков». «Карта русского» призвана помочь «каждому русскому стать русским, то есть самим собой» (Ф.М. Достоевский), восстановить патриотическое национальное сознание, чувство сопричастности к русскому народу, Родине и тем самым – ко всему человечеству, способствовать укоренению таких понятий, соприродных истинно русскому, как «служение», «долг», «честь», «верность», «совесть».

Своей акцией мы доказали, что процедура выдачи документа, вопреки утверждениям МИД, является несложной и малозатратной. Нужна, естественно, политическая воля для организации этого процесса. К сожалению, государственные структуры отказались от поддержки инициативы Фонда «Русские» по выдаче «Карты русского» и не учли наш ценный опыт, которым мы были готовы поделиться с ними.

Фонд «Русские» продолжает выдачу «Карты русского» зарубежным соотечественникам и будет наращивать свою работу в этом направлении. В связи с принятием поправок в закон о соотечественниках 1999 г. и изменившимися обстоятельствами нами разрабатывается новая стратегия продвижения «Карты русского» за рубежом. Суть ее заключается в придании распространению этого документа характера всерусского, всенародного, всемирного объединительного движения. Обладание «Картой русского» призвано стать престижным для каждого русского человека, необходимой и неотъемлемой частью его жизни, предметом его гордости, достоинства, осознания принадлежности к русскому народу, причастности к судьбе России, символом готовности защищать свою русскость, ценности русской цивилизации. «Карта русского» призвана утверждать здоровый русский национализм, т. е. народность в его истинном, не извращенном нашими врагами смысле. Националист, обладающий «Картой русского», – это человек, любящий свой народ и служащий ему, сохраняющий национальное достоинство, неразрывно связанное с уважением к другим народам и категорически не приемлющее всякий шовинизм.

С учетом накопленного опыта организации выдачи «Карты русского» и поступивших предложений мы отказываемся от установленной очередности на выдачу «Карты русского», вызвавшей справедливые нарекания соотечественников, страны проживания которых не попадали в число первоочередников, и расширяем географию ее распространения на все ближнее и дальнее зарубежье.

Упрощается порядок выдачи «Карты русского» для соотечественников, проживающих в регионах, где нет представительств Фонда «Русские», занимающихся ее выдачей, а также для соотечественников, которые в силу материальных или иных затруднений не могут лично выехать за получением документа. Сейчас у них есть возможность стать обладателем «Карты русского», используя интернет-ресурс и почтовую связь. Эти меры позволят обеспечить массовость получения «Карты русского» соотечественниками за рубежом.

Нами модернизируется интернет-портал «Все русские», которому мы постараемся придать характер всемирного сайта, содержащего информацию о русском мире, о важнейших событиях в нем, намечающихся и проведенных мероприятиях, а также включающего локальные форумы для общения соотечественников. Центральное место в этой сети займут «Карта русского», юридический и экономический сервис для соотечественников, включающий их консультирование по вопросам условий, порядка выдачи и получения этого документа, российского гражданства, визовой поддержки, русского бизнеса и др.

Нами предпринимаются меры по учреждению представительств Фонда «Русские» за рубежом, резкому увеличению числа партнерских организаций русских соотечественников и индивидуальных лиц, которые на добровольных началах занимались бы распространением «Карты русского». Мы планируем осуществлять регулярные выезды наших сотрудников в страны ближнего и дальнего зарубежья для оказания помощи на месте тем, кто занимается «Картой русского».

Масштабное развертывание проекта «Карта русского» требует немалых материальных и кадровых ресурсов. К сожалению, мы не располагаем финансовой и иной поддержкой нашего проекта со стороны государственных органов и бизнес-структур. Более того, по сигналам с мест, МИД противодействует реализации этого проекта. Мы пытаемся наладить взаимодействие с государственными учреждениями, бизнес-структурами, Русской православной церковью, общественными организациями по вопросам, связанным с «Картой русского», с проектами, касающимися работы с соотечественниками за рубежом. Есть определенные сдвиги в этом деле, но пока приходится рассчитывать на свои собственные не очень большие возможности. Мы рассчитываем на поддержку и помощь соотечественников в реализации проекта «Карта русского». Возможно, нам при обоюдном согласии придется взимать символическую плату за оформление «Карты русского» в размере от 40 до 100 руб., что позволило бы сделать проект самоокупаемым и не зависеть от государственных и частных субсидий.

Давайте общими усилиями Фонда «Русские» и русских общественных организаций сделаем «Карту русского» достоянием миллионов наших соотечественников за рубежом. Тогда она будет признана и российскими властями, и постсоветскими независимыми государствами; тогда проще будет решать вопросы двойного гражданства, да и все другие, касающиеся отношений России, соотечественников и стран их проживания. За дело, дорогие соотечественники! «Мы, русские, все одолеем!» (А.В. Суворов).

ЛОЗУНГИ НАШИХ ДЕЙСТВИЙ

1. Русские соотечественники за рубежом, объединяйтесь! Создавайте свои организации в самых разных формах: общины, клубы, центры, школы, союзы, кружки, группы по интересам.

2. Храните верность России. Своими трудами и поступками способствуйте установлению и поддержанию нормальных отношений между странами вашего проживания и Россией.

3. Соотечественники! Содействуйте образованию русско-славянского союза России, Украины, Белоруссии, а также Казахстана как центра возрождения Русской Державы. В нем – гарантия нашего будущего. Вновь соединимся в семье великой, вольной, новой!

4. Русские соотечественники за рубежом! Поставим нашей высшей целью объединение расколотого русско-славянского народа, создание единой многонациональной русской России имперского типа! Посвятим себя, свои труды достижению этой высокой цели!

5. Соотечественники бывших союзных республик! Вновь объединимся в союзе дружественных государств, живущих общей судьбой! Обратим наше геополитическое поражение, разъединившее нас, в блистательную победу, соединяющую наши народы во имя жизни и созидания! Вместе мы будем живы, вместе мы будем непобедимы!

6. Русские соотечественники! Ваш долг – объяснить титульным нациям в странах вашего проживания, что шансы выжить и сохранить себя есть только у народов, входящих в крупные сообщества, в цивилизации! Помогите своим историческим соотечественникам осознать преимущества объединения с Россией, нахождения в русской цивилизации, в полной мере сохраняя свои национальные особенности и традиции!

7. Соотечественники! Русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры, чеченцы, евреи и другие русские любого происхождения! Защищайте свои права на русскость, русский язык, русскую культуру, русские цивилизационные ценности! В них – наша жизнь и наша сила!

8. Соотечественники! Защищайте свое историческое прошлое, свое родство в семье народов России! Давайте решительный отпор фальсификаторам истории, искажающим правду о ней, о нашей достойной совместной жизни, о наших общих достижениях и победах!

9. Русские соотечественники! Добивайтесь своего пропорционального представительства во всех структурах власти! Убеждайте местные власти в том, что забота России о зарубежных соотечественниках и ваша привязанность к России не противоречат интересам страны вашего проживания, а укрепляют их.

10. Русские соотечественники-эмигранты! Забудем прошлые обиды, вынудившие вас покинуть Родину и уехать на чужбину! В своем большинстве вы сохранили верность русскому Отечеству, православным традициям, остались в русской культуре. Пришло время соединить наши усилия, чтобы собрать расколотый русский народ, воссоздать Великую Русскую Державу!

11. Русские православные и русские мусульмане! Дружите между собой. Нашим союзом и нашим единством всегда была и будет крепка Россия!

12. Соотечественники! Всемерно способствуйте расширению, сплочению и укреплению русского мира!

13. Русские соотечественники за рубежом! Не спешите покидать ваши очаги в бывших союзных республиках. Это – ваша малая Родина. А вы там – коренной народ. Русские общины за рубежом – это духовный щит России, ее крепости на дальних рубежах. Стойко держите оборону, победа будет за нами!

14. Соотечественники! Распространяйте в мире добрую славу о России, о русской культуре! Содействуйте воспитанию положительного образа России, высокому мнению о ней, о русской цивилизации!

15. Соотечественники за рубежом! Создавайте собственный бизнес в странах проживания и приходите с ним в Россию! Развивайте русское предпринимательство во благо нашего общего Отечества!

16. Соотечественники за рубежом! Содействуйте улучшению инвестиционного климата для российского бизнеса в странах проживания, успеху предпринимательской деятельности российских инвесторов, обеспечению безопасности и гарантий, неприкосновенности их собственности!

17. Русские соотечественники за рубежом! Несите в Россию инновационные идеи, технологии, изобретения! Содействуйте научному прогрессу вашей Большой Родины! Вместе обеспечим инновационный прорыв России в будущее!

18. Соотечественники! Содействуйте привлечению инвестиций в Россию, необходимых для модернизации страны, ее развития!

19. Соотечественники! Широко используйте современные средства массовой коммуникации, особенно Интернет, для установления и поддержания прочных связей и контактов как между собой, так и с Россией! По возможности обзаводитесь собственными СМИ, несите людям правду о России, о ее миссии на Земле! Разоблачайте русофобские мифы и стереотипы! Всячески препятствуйте проявлениям антирусской, антироссийской пропаганды и политики!

20. Соотечественники! Россия с благодарностью воспримет вашу конструктивную критику в ее адрес! Предлагайте лучшие решения имеющихся проблем! Будем стремиться к выработке единой позиции там, где речь идет об общих интересах России и ее соотечественников за рубежом!

21. Соотечественники! Проявим русскую национальную солидарность во всех случаях, когда речь идет о защите наших общих интересов, нашей веры, чести и достоинства России, русского человека!

22. Соотечественники! Наша сила – в нашей организованности и сплоченности, во взаимной поддержке и взаимопомощи! Недопустимы склоки и свары в русских общинах и между ними. Ссоры русских людей на руку врагам.

23. Русские соотечественники! Сосредоточим свои усилия на совместном с Россией удовлетворении наших первоочередных нужд, касающихся пребывания на исторической Родине:

• получение (бесплатно) многоразовой долгосрочной визы на посещение России;

• получение двойного гражданства;

• получение свидетельства соотечественника («Карты русского»);

• доброжелательное отношение российских служб и чиновников при оказании нам законных услуг;

• возможность учиться в России, иметь равные права с российскими гражданами при поступлении в высшие учебные заведения;

• возможность служить в Вооруженных силах России;

• возможность участия в общественной жизни России;

• возможность осуществления в России трудовой, предпринимательской деятельности;

• получение разрешения на временное проживание в России вне всякой квоты;

• бесплатное получение в архивных органах РФ документов, подтверждающих принадлежность к соотечественникам;

• возможность бесплатного посещения музеев, пользования библиотеками;

• возможность получения экстренной бесплатной медицинской помощи в России;

• возможность быть похороненными в родной земле.

24. Русские соотечественники! Добровольно возьмем на себя обязательства перед Россией, русским народом:

• ни при каких обстоятельствах не совершать действий, которые могут нанести ущерб, навредить России;

• ни слова плохого о России (допускается только конструктивная критика негативных сторон жизни в стране);

• представлять положительный, привлекательный образ России;

• способствовать установлению и поддержанию дружественных отношений с Россией государств, гражданами которых мы являемся;

• придерживаться русской культуры, русских традиций, православной веры в своих семьях, в самом образе жизни; не допускать ассимилирования и посягательств на русскость;

• давать отпор русофобам и фальсификаторам русской истории;

• вносить посильный вклад в развитие русского мира, русской цивилизации.
25. Соотечественники! Станьте обладателями «Карты русского»! Примите участие в ее распространении! Даешь «Карту русского»!
26. Скажем «да» Федеральному закону «О «Карте русского» для соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации»! Будем добиваться его принятия!
27. Соотечественники! Станьте пользователями сети Фонда «Русские» в Интернете («Все русские»). Принимайте участие в форумах, опросах, комментариях и в любых других формах выражения своего мнения по русскому вопросу. Присылайте ваши отклики и предложения по русской тематике.
28. Русские соотечественники! Будем помнить, что мы и Россия – это единое целое. Мы неразрывны. Позаботимся о том, чтобы наши решения и действия отвечали нашим будущим интересам!
Источник: Фонд «Русские»
Леонид Шершнев
Президент Фонда международной и национальной безопасности

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»