«Национальный манифест»

К оглавлению "Актуальные темы" К оглавлению "Политическая безопасность"
К оглавлению самого интересного

Мы убеждены, что России необходим Национальный манифест как документ, предназначенный для того, чтобы объяснить нации и миру, почему и как протекает и на каких основах должно строиться бытие России; а также определить для государства и его граждан некие основы жизни нации как ее базовой идеологии, с тем, чтобы нация и личность были в состоянии социально корректно и нравственно оправданно планировать и строить свою жизнь и историческую судьбу.

Так сталось, что у России никогда не было отдельного официального документа, в котором были бы сформулированы базовые цели предназначения и бытия нации, были бы определены основы национальной идеологии и сформулированы основы национального строительства, а также определены основные принципы построения государства, общества и существо их взаимосвязей с личностью гражданина России.

В отсутствии твердых и соответствующих историческим национальным ценностям идеологических основ бытия политическая мысль и государственность России металась между западничеством и славянофильством, так и не находя выбора собственной идентичности в самой России как особой цивилизации, органично вобравшей в себя все лучшее, имеющееся в других цивилизациях, и остающейся при этом самою собой.

Этот фактор стал особенно очевиден после дезинтеграции СССР, когда у России как государства не было официально сформулированных основ национального стратегического целеполагания, а значит, основ стратегического планирования национального развития и целенаправленного управления бытием в интересах нации и человека.

В течение последних 20 лет масштабные понимаемые и разделяемые народами России цели национального развития не ставились, и нация утрачивала смысл собственного бытия. Не зная, что делать со страной и как решать жгучие и совершенно конкретные проблемы ее выживания, государственная власть того времени специально уводила внимание нации от их решения. Она растворяла ее внимание, навязывая обществу дискуссии по частным и малозначащим для людей проблемам типа «монетаризации экономики» и бесконечного «выбора» между «демократией и угрозой коммунистического реванша», модернизацией, инновационным развитием, нанотехнологиями и т. п. темами. Конкретная работа по выводу страны из системного кризиса практически не велась, и общее состояние страны ухудшалось.

Отсутствие Больших Национальных Целей привело к утрате Большого Смысла и Предназначения нации. Цели существования государства и общества все больше расходились даже в своих основах. Диалог между ними власть даже не пыталась организовать, т. к. сама была в этом не заинтересована.

Провозглашенная деидеологизация государства оказалась порочным принципом государственного строительства. Этот лозунг не только дезориентировал нацию, но и привел к тому, что роль государственной идеологии стали играть антисоциальные принципы «наживы любой ценой», а национальная идентичность России подверглась разрушению.

Это привело к тому, что, в отсутствие официально признанных и разделяемых нацией целей существования, государственная власть и его бюрократический аппарат определяли себе цели и задачи своей работы сами, потом сами их, как умели, выполняли, и сами их оценивали.

Не имея официальных критериев и показателей национального развития как критериев эффективности и дееспособности власти, государственная бюрократия всегда оставалась безответственной.

Нация, не зная этих критериев, дезориентировалась относительно целей и качества своего государства и его руководителей, и не всегда могла точно сформулировать свои требования к ним. Все это позволяло власти спекулировать на интересах различных социальных групп общества и не принимать практических и масштабных мер к действительному развитию России.

В результате Россия почти всегда упускала свое историческое время, а потом восстанавливала упущенное ценой огромных усилий и жертв нации. Сегодня очевидно, что такое положение более нетерпимо, и нам необходимо четко определиться с основами своего национального бытия.

Мы уверены, что формирование Национальной стратегии безопасности и развития России должно начинаться с идеологии.

Утратив старую идеологию, Россия не имеет необходимого базиса развития как системы целей и приоритетов национального развития, как основы формирования своей идентичности и всех государственных политик. Россия не имеет необходимого базиса для новых долгосрочных мировоззренческих ориентиров и помимо солидарности с «общечеловеческими ценностями» не может предложить вовне какой-либо новой идеи. Однако именно идеология может быть вполне реальным ресурсом политики и является необходимым условием единства нации в понимании своего места в мире и задач развития страны.

Кроме того, любое государство будет неизбежно проигрывать конкурентам и вообще не сможет сохранить решающего влияния на глобальные политические процессы, если не будет нести миру знамя какой-либо идеи развития, его ценностей и идеалов.

Мы убеждены, что без национальной идеологии, понимаемой как собственное нравственное национальное миросозерцание (мировоззрение), а значит, без нравственных оснований национальной стратегии и нравственного управления национальным бытием невозможно никакое позитивное развитие. Опыт истории человечества говорит о том, что все изначально безнравственное, при всей своей первоначальной кажущейся эффективности, в конечном счете (и все равно) выявляет свою генетическую порочность и терпит исторический крах.

Мы считаем, что дееспособность национальной идеологии должна обеспечиваться теорией и практикой национальной стратегии России и трудом нации по реализации ее базовых целей.

Главным в Национальной стратегии России являются ее Цели и высота стратегических мотивов, которые по определению должны быть нравственными и олицетворять здравый смысл нации. Только эти определяемые национальной идеологией критерии обеспечат национальной стратегии безусловную поддержку народов России, чем и определят ее конечный успех.

Формирование стратегических установок должно осуществляться на основе учета всех аспектов внутреннего развития страны и на основе ясно сформулированных национальных целей, и в интересах нации.

Именно эти Цели обуславливают идеологию, направленность и существо Национальной стратегии России, составляют идеологическую и стратегическую основу национального планирования и управления национальным развитием.

Эти цели есть не что иное, как желаемые и конкретные результаты усилий нации в данной (в каждой) сфере ее существования, достигаемые в результате ее труда и эффективного управления державой.

Эти цели должны иметь свой идеальный стратегический объем и разделяться на ряд частных рубежных стратегических целей, т. е. целей, достигаемых за определенные периоды работы нации (скажем, за 10, 20, 30 и более лет). Каждая из таких рубежных целей может стать предметом частных стратегий и реформ в различных сферах жизнедеятельности нации и (обязательно!) предметом ежегодного «бюджетного процесса», предметом всей текущей политики, государственной идеологической работы, т. е. составлять предметную часть непрерывного управления державой по их реализации и основу ее бытия.

Декларации этих основ и посвящен настоящий Национальный манифест.

I. ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ

Анализ основных мировых событий конца прошлого – начала нынешнего столетия позволяет выявить и утверждать, что мир и Россия существуют в принципиально новых условиях, которые позволяют определять нашу эпоху в качестве эпохи перемен как эпоху планетарной уязвимости и возникновения новых форм и условий существования человечества.

Эти новые условия существования России как особой цивилизации, суперэтноса и государства проявляются в ряде новых факторов планетарного бытия, во многом обусловленных самоуничтожением советско-российского великодержавия во всех его геополитических, геоэкономических, идеологических и всех других духовных ипостасях как совокупного российского и советского геополитического проекта и как потенциально равновеликого и, однозначно, однопорядкового совокупному Западу цивилизационного явления и самостоятельной планетарной силы, пытавшейся формировать свое бытие на основе собственных базовых ценностей коллективного существования и самостоятельно определявшей цели собственного цивилизационного бытия.

Крушение СССР явилось крупнейшей геополитической катастрофой XX века и крупнейшей национальной трагедией.

Мы считаем, что главное содержание современной эпохи состоит в том, что дальнейшее будущее человечества и основной механизм планетарного развития будут определяться борьбой цивилизаций как главных субъектов геополитики в процессе смены человечеством технологического уклада своего бытия.

Новые цивилизационные факторы развития человечества порождают новые противоречия и даже новые классы противоречий современного человеческого бытия; а они, в свою очередь, порождают новую диалектику его развития.

Новые факторы развития человечества

1. Основным субъектом геополитики становятся цивилизации. Цивилизационный фактор становится все более нарастающей силой, оказывающей влияние на все мировые, региональные и даже локальные дела. Он также определяет основные правила игры сегодняшней мировой политики (геополитики), внося в нее свои собственные все нарастающие коррективы. Мы сегодня находимся на этапе первоначального осмысления этого процесса и на стадии первичного осмысления самими цивилизациями своей геополитической субъектности.

Особенностью современного состояния отношений ведущих цивилизаций мира является их растущая взаимная некомплементарность, связанная с общей несовместимостью их ценностных основ, которая рельефно проявляется в росте цивилизационных напряжений практически во всех точках их соприкосновений.

Взаимная некомплементарность основных цивилизаций – русской православной, исламской, китайской и западной – имеет тенденцию к обострению их отношений от конкуренции вплоть до прямой конфронтации. Причиной нарастания цивилизационного антагонизма является беспрецедентная, агрессивная и силовая экспансия в мир ценностей западной цивилизации, руководимая США.

2. Все ожесточающаяся борьба трех основных планетарных геополитических проектов: американского (фундаментально-либерального), китайского (фундаментально-шовинистического) и «исламского» (фундаментально-радикального).

Притом, что России пока еще не удалось стать основой собственного геополитического проекта, поэтому она до сих пор является лишь «территорией освоения» других геополитических проектов.

3. Настойчивое стремление США и их ближайших союзников выстроить силой однополярную модель человеческой цивилизации и обеспечить свое вечное благополучие за счет ресурсов остального человечества.

4. Явно обозначившееся неприятие миром цивилизационного западного силового диктата, формирование новых полей цивилизационных противоречий и новых форм борьбы цивилизационного плана (например, международный терроризм), а также нарастание борьбы незападных цивилизаций за сохранение планетарного цивилизационного разнообразия («цветущей цивилизационной сложности»).

5. Появление первых признаков формирования нового собственного российского геополитического проекта, основанного на собственно российской (советской) и славянской (православной) идентификации ее основного населения (ее сегодняшнего ареала), на традиционных российских (православных) ценностях коллективного существования.

6. Основные вызовы национальной безопасности России внешнего характера также связаны с двумя глобальными тенденциями – всеобщей глобализацией всех сфер планетарного бытия, а также «диффузией этносов и рас».

Первая из этих глобальных тенденций смертельно опасна возможностью окончательной утраты Россией собственной идентичности и национального суверенитета и автоматического перевода России в разряд «сопутствующих и обеспечивающих» государств, а вторая – возможностью окончательной утраты российским суперэтносом своего исторического месторазвития, а значит, и его «исторического свертывания» уже в обозримом будущем.

7. Эти глобальные негативные тенденции планетарного развития сопровождаются исчерпанием природных ресурсов и катастрофически ухудшающейся экологией обитания человека, а также все ускоряющимся процессом «порчи» цивилизации и ростом цивилизационных напряжений во всех регионах и на всех континентах планеты. Очевидно дальнейшее нарастание взаимных территориальных претензий и дальнейшее разрушение существующей системы международно-признанных национальных границ.

8. Явное нарастание таких условий и особенностей планетарного бытия, которое можно квалифицировать не иначе как состояние «войны всех против всех».

Сегодня все крупнейшие геополитические игроки находятся в состоянии перманентной войны друг с другом за «прорыв» в постиндустриальную эпоху и «информационное общество», за контроль над источниками ресурсов и недопущения к ним альтернативных центров силы, и за свое цивилизационное выживание.

При этом главным аргументом в этой войне является только совокупная мощь государства, олицетворенная в ее экономике и вооруженных силах.

9. Сегодня выявилась общность глобальных интересов выживания человеческой цивилизации. Проблемы глобальной экологии, международной преступности и терроризма, истощение источников минеральных ресурсов, плодородных почв и питьевой воды, проблемы вопиющего неравенства уровней жизни людей различных регионов мира и рост цивилизационных, расовых и этнических напряжений на всех континентах ужесточают условия выживания человечества и выдвигают категорический императив взаимосодействия всех государств и народов Земли ради сохранения цивилизации людей в качестве его основной повестки дня.

В условиях усиления глобальных угроз выживанию безопасность также должна быть всеобщей.

Тем не менее, представляется, что сегодня у человечества есть только одно общее, неоспоримое и всеми разделяемое достижение. Это – борьба и победа над фашизмом, которую так широко отмечал весь мир 9 мая в Москве.

Современный мир таков, что совсем неизвестно, может ли он быть опять объединен общим делом спасения человечества.

Основные вызовы национальной безопасности России внутреннего характера

Эти вызовы сосредоточены в возможности потери принадлежащих русской цивилизации высших национальных духовных, культурных и материальных ценностей, собственной идентичности, а также исторических национальных пространств и месторазвития. Население страны находится под угрозой постепенного вымирания, территория – под угрозой сокращения и опустошения, уклад государственной и общественной жизни – под угрозой умышленного разрушения.

Тем не менее, следуя своему демократическому выбору, все последние годы Россия двигалась к новым формам демократического устройства государства. Это был путь огромных лишений, потерь и трагедий, но, тем не менее, общими усилиями нации удалось создать предпосылки собственного демократического развития. В стране созданы основы рыночной экономики и гражданского общества, в основном созданы институты представительной демократии.

Мы считаем, что этап переходного периода как периода смены базовых принципов функционирования общества, государства и экономики, сопровождавшийся процессом «первичного накопления капитала» и безудержной либерализацией всех сфер национального бытия, должен быть закончен.

Настала пора трансформировать накопленные ресурсы в само национальное развитие, основанное на масштабном развитии российской культуры, науки, экономики и всей социальной сферы национального бытия как основы любого позитивного развития и формирования свободного общества свободных людей.

Сегодня Россия должна перейти к этапу развития нации, развитию, которое будет планово и гарантированно обеспечивать достойную жизнь ее народов, ее национальную безопасность, процветание и историческую вечность в качестве суперэтноса, великой мировой державы и особой цивилизации.

К сожалению, развитие нации сегодня сдерживается существующей политической системой, официально провозглашенной деидеологизацией государства, публичным насаждением продажности и безнравственности, негативным кадровым отбором во все структуры и институты власти.

Мы считаем, что в настоящее время либеральный проект как образ «светлого будущего» России практически умер, но «дело его живет и процветает».

Ужас в том, что, как нам представляется, сегодня в России нет ни одного социального слоя (из тех, что находятся у власти или при власти), который был бы заинтересован в развитии страны и предпринимал бы усилия для блага нации, а не для своего личного обогащения.

К сожалению, наш правящий класс видит в народе только «средство для формирования бюджета», который потом они смогут «распилить», что и делается успешно, с удовольствием и очень профессионально.

Власть целеустремленно ведет нас к т. н. «человеческим ценностям» и в Европу дорогой либеральных реформ, что с каждым днем целенаправленно ухудшает шансы России на выживание в качестве особой цивилизации, суперэтноса, великой державы и уникальной культуры.

Все более назревает состояние, которое Ленин определял как «революционная ситуация», т. е. когда «верхи» не могут управлять по-прежнему, а «низы» не хотят жить по-прежнему.

Народ устал от того, что его считают «быдлом», ни во что не ставят, но при этом кормятся за его счет.

Власть с каждым днем все более утрачивает авторитет в народе и контроль над ситуацией в экономике, социальной сфере и внутриполитической ситуацией в стране, в т. ч. и потому, что ей просто никто не верит. Все заявления наших лидеров практически никогда не исполняются, или исполняются в направлении, противоположном задуманному. Такова судьба всех национальных проектов, которые начинались с громких и многообещающих заявлений, а заканчивались, как правило, ничем, и никто за все это не ответил.

Даже самый поверхностный анализ состояния наших все ухудшающихся дел вызывает удивление уже не этим, привычным за 20 лет тотальной демократии и либерализма, феноменом государственного самоуничтожения, а той настойчивостью (даже планомерностью), с которой в России реализуются самые негативные прогнозы, рушатся все национальные проекты, которые регулярно сменяют все новые «нетленные инициативы» наших политиков, также обреченные на неисполнение. Притом, что на все это выделяются (и исчезают) деньги, которые создают не чиновники, а нация.

Другими словами, не только никто не развивает Россию, но уже и не управляет страной, а наша власть маскирует свою государственную недееспособность перманентной инициацией новых проектов, понятий и политтехнологий, притом, что все из них целенаправленно ухудшают наше национальное бытие.

Вот почему мы полагаем, что российское общество все более приближается к тому состоянию, которое не может не вылиться в классический русский бунт, «бессмысленный и беспощадный», в котором виноватыми окажутся те, кто хоть чего-то добился в жизни, и никакая личная охрана или особняк не спасут.

При этом представляется очевидным, что ни одна силовая структура, которой по Конституции и положению вменяется в обязанность защита конституционного строя, ничего для защиты существующей власти предпринимать не будет.

Другими словами, будет «как всегда», т. е. силовики промолчат и примкнут к победившему. Вспомним 1991 год в Москве, или другие «цветные революции» в Киргизии, Киеве или Тбилиси.

Но, поскольку такой бунт отбросит страну в никуда, или в новый «каменный век», который быстро закончится разделом страны на оккупационные зоны (хотя, быть может, в этом и есть суть деятельности наших либералов), то его, безусловно, нужно избежать, как бы ни толкала на него наш народ наша же государственная власть.

Нам представляется, что власть все же подспудно понимает это, но уже не способна ни на что серьезное, т. к. она в результате целенаправленного негативного отбора наполнена исключительно «лояльными» непрофессионалами, которые появляются у власти планово и автоматически. Они не способны ни на какое конструктивное действие во имя сохранения нации (даже на любой позитивный управляющий импульс), т. к. пришли во власть «для кормления».

При этом очевидно, что власть не может подготовить и представить нации адекватный критической ситуации экономический или политический план, стратегию или ответ. Поэтому она продолжает цепляться за либерализм, возрождает «страсти по Гайдару», финансирует всеобъемлющие либеральные утопии.

Существующая политическая система и система государственной власти страны, основанные на чуждых ценностях радикального либерализма – выгоды, всеобщей продажности и поголовного «оторговления», успеха любой ценой, лояльности, а также на коррупции, непрофессионализме и безответственности госаппарата, приватизировавшего национальное достояние России и обратившего его для удовлетворения своих личных и узких корпоративных нужд, не способны справиться с решением масштабных задач выживания и развития нации и являются основным тормозом ее развития.

Все это привело Россию к системному кризису, поразившему все сферы жизнедеятельности страны.

Нам представляется, что этот кризис не является следствием или частью кризиса мировой экономики. Этот «кризис» есть признак и свидетельство негодности и неадекватности существующей модели и формы управления социумом современным реалиям его существования. Этот кризис является как источником рисков, опасностей и угроз, так и следствием пренебрежения ими и неадекватности реакции системы национального управления на них.

Кроме того, сегодняшний кризис представляется нам следствием военных действий, ведущихся против России как объекта войны ее геополитическими противниками.

Состояние кризиса содержит возможность двух основных направлений его преодоления. Первое – успешный выход из него и обретение нового качества национального бытия через изменение базовой модели функционирования социума, что должно привести к формированию нового позитивного импульса национальному развитию. Второе – скатывание к национальной катастрофе; при этом рецессия является не «третьим состоянием», а вариантом «вялотекущей национальной шизофрении», которая неизбежно приведет нацию к краху.

Время кризиса диктует необходимость принятия быстрых и адекватных обстановке стратегических решений в различных областях национального бытия, а также необходимость проведения жесткой политики и национальной мобилизации при реализации антикризисных мер

Кризис является моментом и точкой возможности формирования одного из нескольких альтернативных будущих нации.

Конкретный сценарий такого развития зависит от принятия стратегического решения в условиях повышенной сложности и неопределенности ситуации, что существенно увеличивает политическую значимость такого решения.

Целью и задачами национальной стратегии в период кризиса должны стать преодоление кризиса и превращение кризиса из угрозы безопасности или катастрофы в благоприятную возможность и импульс развития нации, чего существующая власть сделать не в состоянии.

В период кризиса основной задачей руководства и управления государством является обеспечение безопасности и сбережение стратегической матрицы нации, чего существующая власть не делает принципиально.

К сожалению, неадекватность мировой и национальной элиты существующей ситуации очевидна, как очевидны исчерпанность и конечная порочность современной разновидности фундаментального либерализма – воинствующего монетаризма, т. е. тотального «оторговления» человеческого бытия.

Нынешний перманентный кризис в мире и России еще очевиднее показывает, что у нынешней элиты уже нет ни ресурса эффективного управления нацией и народным хозяйством, направленным на благо нации, ни ее доверия власти, а есть потребность приватизировать остатки национального достояния и успеть реализовать свои полномочия как ресурс собственного обогащения.

В этом контексте особую роль в преодолении кризиса должно играть мудрое, профессиональное и нравственное управление нацией ее политическим руководством и адекватность ситуации ее политического класса, способных объединить нацию общим делом ее выживания и развития, а также примером собственной жертвенности, честного труда и аскезы.

Очевидно, что такую новую элиту может отобрать и выдвинуть только народ, а для этого необходимо, чтобы он сам дал себе такие, определенные Конституцией, возможность и полномочия.

Очевидно, что выйти из состояния деградации Россия может только через изменение политической структуры страны, принятие стратегических решений и реализацию новых экономической, культурной, социальной, военной и кадровой политик, принимаемых на основе ее национальной идеологии и Национальной стратегии.

Наша задача, базируясь на великой истории России, ее исторических ценностях и достижениях, – строить ее великое, свободное и демократическое будущее, чем определить новый вектор развития тысячелетней национальной истории.

Именно поэтому существует необходимость перехода к другим парадигмам (базовым схемам) существования, а значит – необходимость формирования Национальной стратегии безопасности и развития России как основы управления, развития и бытия нации в ближайшей исторической перспективе (т. е. на 10, 20, 30 и более лет), построенной на ее Национальной идеологии.

II. ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ

Национальная идеология России есть собственное нравственное мировоззрение нации. Без нравственных оснований национального бытия невозможно никакое позитивное развитие страны.

Национальная идеология России основывается:

• на исторических национальных ценностях бытия и национальной культуре;
• на национальных святынях, идеалах и ценностях коллективного существования;
• на историческом предназначении России и месте страны в мире как великой державы, суперэтноса и особой цивилизации.

Национальная идеология России определяет:

• вечные цели ее Национальной стратегии;
• высшие внутренние определенности нации;
• существо обязанностей государства, общества или личности, и характер их взаимоотношений;
• характер и существо общественно-политического строя и государственной власти в стране.

Россия есть великая держава, суперэтнос и особая цивилизация. Она создана русским народом, чья многовековая борьба за свои святыни, идеалы, ценности и независимость сделала его великим в истории человечества.

Россия является мононациональным, полиэтническим и мультикультурным государством. Ее титульной государствообразующей нацией являются этнические русские, составляющие абсолютное большинство (более 80%) населения страны.

Россия является «стержневым» государством православной цивилизации и интересна миру именно в этом качестве. Это значит, что от того, насколько в России будет крепка православная (а значит, и собственно русская) этническая компонента, прямо зависит и ее полезность для мира. В свою очередь, это означает категорический императив развития русской титульной государствообразующей нации как основы государства и российской государственности.

Россия основана на ценностях коллективного существования и дружественного сосуществования ее народов, которые исторически позволяли им вместе выживать в минуты смертельной опасности, а России – вновь возрождаться в качестве великой мировой державы.

Россия владеет бесконечными пространствами и всеми видами ресурсов для жизни и развития, она вмещает историческую совокупность народов, считающих Россию своей Родиной и имеющих право жить достойно и существовать вечно.

Мы убеждены, что предназначение России – в том, чтобы:

• подвигом внутреннего совершенствования нации, мощью своей культуры и примером нравственного служения людям стать центром духовного притяжения человечества;
• совокупной мощью государства и благосостояния нации гармонизировать отношения Востока и Запада и не допускать войны за однополярное доминирование;
• собственным примером уважительного отношения к ценностям разных цивилизаций и народов создавать новую архитектуру мира как Мир Равноуважаемых Миров, мирным трудом совершенствующих бытие человечества и обеспечивающих его вечность.

Базовыми и вечными стратегическими целями России являются:

• сбережение российского народа и его достойная жизнь;
• выживание, развитие и исторически вечное существование России как успешной великой державы, суперэтноса и особой цивилизации.

Постановка нацией перед собой этих вечных и высоких целей будет служить делу ее собственной идентификации, способствовать осознанию собственной исключительности, особости и обретению основ своего стратегического сплочения, формированию у нации мотивация к развитию и труду, а значит, и строительству ее успешного исторического будущего.

Именно эти стратегические и вечные цели определяют собственный Путь России, составляют ее национальную идею, обуславливают идеологию и идентичность нации, направленность и существо национальной стратегии развития и безопасности России, составляют суть и смысл ее государственности.

Стратегия развития и безопасности России есть целенаправленная деятельность государства и нации по формированию благоприятной внутренней и внешней среды собственного бытия. Ее главной целью является гарантированное обеспечение выживания и развития России как государства, суперэтноса и особой цивилизации и упрочение ее национальной безопасности, что, в свою очередь, создает лучшие условия дальнейшего развития нации.

Ценностную и идеологическую и основу Национальной стратегии России составляют ее исторические национальные святыни, идеалы и ценности, а также высшие собственные внутренние определенности нации относительно своего предназначения, исторической судьбы и собственного жизнеустройства.

Об общецивилизационых (общечеловеческих) ценностях

В сознании современного общества настойчиво культивируется мысль, что в эпоху тотальной глобализации экономики, информации и всеобщей демократии все и любые ценности всех наций едины и сводятся к ценностям, провозглашаемым лидером современного мира – «демократической империей» Соединенными Штатами Америки.

Эти ценности сводятся в основном к понятиям «свободы», «демократии» и «свободного рынка» как квинтэссенции современного цивилизационного развития, понимаемого как степень достигнутого «развитыми» (богатыми) странами технического прогресса, в отличие от «варварства» «неразвитых» стран.

К сожалению, примитивность и неадекватность таких посылов плохо понимается нашим политическим истеблишментом. Более того, они насильственно внедряются в наше национальное сознание с целью его дальнейшей примитивизации и размывания национальной идентичности, что есть очевидная стратегическая ошибка и преступление перед нацией.

Мы убеждены, что истинными ценностями человечества, признаваемыми почти всеми мировыми религиями, являются Любовь, Сострадание, Жертвенность, Нравственность, Совесть, Справедливость, Свобода и Труд. Это и есть фундаментальные общечеловеческие ценности.

Тем не менее, каждая цивилизация самобытна. Их самобытность формировалась исторически, закреплялась в генетическом коде составляющих их народов и в системе присущих им базовых ценностей.

Если проанализировать системы этих ценностей и попробовать максимально кратко выразить их суть, то мы выйдем на понимание их первичных духовных основ. Нам представляется, что такими первичными духовными основами основных цивилизаций современности являются следующие.

Для европейской христианской цивилизации – Закон как основа всего жизнеустроения нации и ее основная историческая ценность.

Для китайской и японской цивилизаций – Традиция и Долг как подчинение всех своим обязанностям в системе установленных национальных иерархий.

Для цивилизации ислама – Равенство всех перед освященной Кораном традицией.

Для западной (США) цивилизации – Выгода как суть и квинтэссенция успеха любой ценой в тотально и насильственно «оторговляемом» ею мире, притом, что все, связанное с риторикой «свободы, равенства, демократии и рынка», есть только политические технологии, обеспечивающие получение прибыли, легитимность насилия и закрепление власти богатого меньшинства над нацией и миром;

Для российской цивилизации – Совесть и Долг как чувство нравственной ответственности за свое поведение и как осознание необходимости жить по Правде и решать дела соборно.

Попытка отказа или замены исторических национальных ценностей на ценности других цивилизаций может привести только к утрате нацией ее ценностных основ, кризиса ее национальной идентичности, суверенной государственности и конечной гибели, а также не может не вызвать мощное сопротивление и выступление нации против носителей, проводников и апологетов чуждых ей ценностей и идеологий.

Нельзя не отметить, что в общей шкале цивилизационных ценностей ценности китайской и исламской цивилизаций ментально ближе нам, т. к. они в целом руководствуются общим историческим законом кооперации, чем ценности Запада, который строит свое бытие по закону конкуренции.

Вопреки утверждению и хотению власть предержащих, Россия не является, не может и не будет являться частью Запада. Россия может, должна и будет развиваться и сохраняться в истории человечества как суверенная и самодостаточная великая держава, суперэтнос и особая цивилизация.

Очевидно, что удерживать себя и мир в рамках общечеловеческих ценностей, с учетом их исторических и национальных особенностей, и есть основная задача бытия людей, народов и самой России как государства, суперэтноса и особой цивилизации.

Русские исторические святыни, идеалы и ценности

В данном контексте мы специально применили понятие «русские», т. к. Россия сложена русским суперэтносом, который, в силу своего масштаба, величия культуры и исторической судьбы, является надэтническим историческим социальным феноменом.

Мы причисляем к понятию «русский» все народы и народности России, всех ее граждан и граждан ближнего и дальнего зарубежья, разделяющих и считающих своими наши идеалы, святыни и ценности, великую русскую культуру и идентифицирующих себя с Россией, независимо от принадлежности к тому или иному вероисповеданию.

Исторически сложилось так, что в основе отношения россиян к власти и обществу лежит Совесть, которая является основной духовной потребностью нации, и ее производная – Справедливость, как основное требование людей к своему государству.

История России говорит о том, что ценности Свободы, Справедливости и Патриотизма не противоречат, а дополняют друг друга.

Сегодня представляется очевидным, что Свобода без Справедливости порочна, Справедливость без Свободы невозможна, а без Патриотизма все бессмысленно.

Попытки государства абсолютизировать или отбросить хотя бы одну из них автоматически уничтожают все остальные, что в конечном счете губит и государство, и нацию.

Жить по Совести и поступать по Справедливости именно в этом – основа жизни правильной, жизни по Правде, жизни – служении своему Отечеству и его людям.

Основные российские национальные святыни вырабатывались в ходе всей истории России и проявлялись как олицетворение основных культурно-исторических выборов нации: выбор Православия, победа над монголо-татарским нашествием, преодоление Смуты, победа в Отечественной войне 1812 года, революция 1917 года, победа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., выбор демократического пути развития в 1991 году…

Это:
1. Православное (в целом) мироощущение нации.
2. Сама Россия – Мать – Земля, основа всего и начало всех начал.
3. Осознание себя великим, свободным и избранным народом, обладающим, по праву Промысла Божьего, огромными неделимыми пространствами и несметным национальным достоянием.
4. Генетически заложенное знание изначальной правильности и неизбежной трудности национального Предназначения как служения Правде, Добру и Красоте, и ощущение личной причастности каждого к величию России, к ее всемирной и великой миссии в мире.
5. Тысячелетняя культура, славная и трудная историческая судьба.
6. Способность к пониманию и уважению народов других культур и строительству совместной жизни с ними в рамках единой нации-государства.

Трудная историческая судьба и тысячелетия войн за существование нации определили особый феномен национальной русской генетики – осознание Россией себя как нации защитницы мира и победительницы, которая из всех войн, трагедий и даже национальных крахов в конечном счете всегда выходила еще более окрепшей, сильной и великой.

Национальные ценности России – ценности коллективного существования

К ним мы относим:
• осознание правильности и необходимости коллективных начал бытия, основанных не только на общности интересов людей, а на их духовной и нравственной связи; осознание сопричастности к общей исторической судьбе и безальтернативности кооперации и взаимосодействия как основных законов общежития;
• общая ориентация на духовные ценности и идеальные цели;
• внутренняя свобода, самоуважение и способность жить идеей;
• изначальная способность к осознанию и различению Добра и Зла;
• внутренняя потребность в Справедливости и в Правде как смыслах жизни;
• уважение традиций, мнений общества и решений власти;
• стремление жить по совести и в законном порядке, но и своим умом;
• человеческая доброта, нежадность, нестяжательство, скромность и умение обходиться немногим;
• понимание необходимости делиться имеющимся с ближним и далеким;
• уважение к труду и таланту; милосердие к слабым, бесконечное терпение и толерантность к чужим;
• умение понимать, сострадать другому и разделять чужие беды;
• способность к бескорыстным действиям и самопожертвованию ради общего и Правого дела («Если не мы, то кто?»);
• способность к жизни в коллективе, к длительным мобилизационным напряжениям, к выживанию, к «восстанию из пепла», к подчинению могучей силе традиций и привычки;
• стойкость в беде и в битве за Правое дело;
• вера в то, что «не в Силе Бог, а в Правде», вера в неизбежно счастливый финал и достойное вознаграждение честных усилий;
• нераздельность личной судьбы и судьбы Отечества, осознание своей личной ответственности за его будущее;
• готовность к жертве за Отечество и «за други своя».

Именно эти национальные ценности и национальные цели определяют высшие внутренние определенности нации как систему внутреннего устроения национального бытия, т. е. существо внутренних отношений власти и народа, определяющее формулу государственной власти и существо государственности России.

Высшие внутренние определенности нации

К высшим внутренним определенностям нации мы относим:
• систему исторически сложившихся национальных святынь, идеалов и ценностей, направлений и приоритетов развития национального бытия, разделяемую абсолютным большинством нации, являющуюся основой ее национальной идентичности и положенную в основу разработки и реализации всех и любых государственных сюжетов;
• систему ответственной государственной власти в стране как непротиворечивую систему управления бытием нации, обеспечивающую ее гармоничное и поступательное развитие в соответствии с принятой народом системой национальных ценностей, а также общие принципы ее функционирования;
• систему общественных институтов, обеспечивающих выработку и представление государству для исполнения мнений различных общественных групп и понимаемую как социальный строй страны, а также общие принципы их функционирования и взаимодействия между собой и с государственной властью страны;
• систему мер экономического, социального, образовательного, здравоохранительного, культурологического и экологического характера, а также систему национальной безопасности страны, образующих систему общенациональных и государственных институтов и проектов развития нации и выражающуюся в череде конкретных решений и действий власти, а значит, формирующих прозрачную и очевидную всем канву внутренней политики государства.

Именно эти определенности, составляющие существо национальной социальной среды, должны формироваться в ходе достижения целей Национальной стратегии.

Основы Национальной стратегии предлагается формировать, основываясь на общеизвестном тезисе о том, что в основе всей и любой целенаправленной человеческой деятельности, деятельности личности, общества и государства лежат их потребности и интересы. Эти потребности и интересы в общем виде могут быть сформулированы следующим образом:

• Главная цель и потребность человека и человечества – Жизнь как базовый биологический контекст;
• Главная цель и интерес членов социума – Достойная жизнь как базовый социальный контекст;
• Главное средство достижения этой цели – честный Труд каждого человека и всей нации во имя общего дела;
• Главный объект внимания нации – человек как основа социума и семья как основная ячейка общества, призванная формировать человека;
• Главное состояние социума, позволяющее достичь целей Национальной стратегии, – Безопасность существования и развития нации.
• Главное условие – нравственное и профессиональное управление ее бытием.

Это значит, что вся социальная жизнь человека должна быть направлена на реализацию этих главных потребностей и интересов, которые выступают основной целью бытия, а значит, и основой социального целеполагания.

Применительно к государству как главной обеспечивающей и управляющей социальной системе этот тезис имеет вид категорического императива его функционирования.

Этот категорический императив в виде суммы общенациональных целей формулируется в национальной идеологии России, которая, в свою очередь, достигаются осуществлением ее Национальной стратегии.

Обязанности государства, общества и личности

Национальная социальная среда может быть непротиворечивой и давать импульс позитивного развития только в том случае, когда интересы и права государства, общества и личности будут гармонизированы между собою, а основой отношений субъектов социума в первую очередь станут их обязанности.

Обязанности государства, организованной в общество нации и Личности, могут быть только взаимными и иметь вид взаимных обязательств.

Государство как основная форма организации общества имеет в качестве главных задач и обязано:
• лечить, учить и защищать свой народ;
• обеспечивать безопасную, полнокровную и достойную жизнь своих граждан, их счастливое детство, спокойную и обеспеченную старость;
• разумно управлять национальным бытием, пространствами, ресурсами страны и нации в ее интересах;
• практически реализовывать цели национальной стратегии;
• соответствовать масштабам страны, ее истории и культуре, задачам национального развития;
• поддерживать и продвигать культ России, Семьи, Труда, Культуры, Науки, Здоровья и Армии;
• отвечать за качество и последствия принимаемых решений.

Правительство обязано всегда и целеустремленно улучшать жизнь нации, а не затруднять ее.

Обязанности народа (нации, населения страны) заключаются в том, чтобы:

1. Выполнять свои общечеловеческие обязанности: жить, трудиться и множиться здоровыми поколениями, оставаясь Людьми, живущими по Божеским законам совести;

2. Выполнять свои гражданские (общественные) обязанности:

• быть патриотом своего Отечества;
• выполнять требования и законы своего государства;
• честно трудиться, уважать свой и чужой труд;
• иметь собственное мнение и уметь его выражать;
• уметь навязывать свои предпочтения своему государству для исполнения;
• контролировать деятельность власти, не допуская ее всевластия и перерождения в тоталитарные или авторитарные режимы.

3. Выполнять свои национальные обязанности:

• любить и уважать свою страну и ее историю;
• знать и совершенствовать свою национальную культуру;
• не допустить собственной деградации, утраты национальной идентичности и денационализации.

Но, т. к. очевидно, что и государство, и нация, и общество состоят из людей (своих граждан и членов), то важными являются и обязанности самих людей.

Обязанностью людей – личностей, граждан государства и членов общества – является следование аксиоме «Человек обязан удерживать себя в рамках своего главного общечеловеческого права»:

• жить, трудиться и множиться здоровыми поколениями, оставаясь Человеком, живущим по Божеским законам совести;
• добросовестно выполнять свои общечеловеческие и гражданские обязанности как достойного члена социума;
• достойно нести свое бремя Человека и гражданина России, притом, что все его личное будет, так или иначе, подчиняться этому.

Мы считаем, что выполнение всеми субъектами социума своих обязанностей и реализация целей Национальной стратегии возможно только в условиях их безопасности.

III. О НОВОМ ПРОЧТЕНИИ ПОНЯТИЯ «НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Очевидно, что жизнеспособность и развитие России, реализация ею своего цивилизационного потенциала и предназначения прямо зависят от ее способности обеспечить свою национальную безопасность.

Глобализация принесла в мир не только новые возможности, но и глобальную уязвимость, поэтому задача обеспечения национальной безопасности России есть основная задача государства, его президента и правительства, а также предмет заботы всего российского общества.

Нам представляется, что национальная безопасность, понимаемая сегодня в целом как реакция государства на сегодняшние и даже будущие угрозы национальным интересам, ведет страну в тупик, в «окоп» и к изоляции.

Мы считаем, что только мощное развитие всех сфер национального бытия ведет к реализации базовых целей национальной стратегии России, а значит, и к обеспечению ее национальной безопасности.

Именно поэтому наш девиз – «БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ».

Базовые вечные цели национальной стратегии России диктуют необходимость ее перехода от существования в парадигме «поисков безопасности и национальных интересов» к функционированию государства и общества в парадигме «развития».

Основной принцип согласования парадигм «развития» и «безопасности» заключается в диалектике принципа «безопасность через развитие и развитие через безопасность», что должно стать базовым принципом и подходом к управлению державой.

При этом цели развития национальной стратегии являются целями государственной политики обретения Россией нового высшего качества, а цели, преследующие недопущение ее выхода за пределы, угрожающие самому бытию нации, являются целями политики ее национальной безопасности.

В этом плане важным является новое прочтение понятия «национальная безопасность».

Национальная безопасность России есть формируемая государством система внутренних и внешних условий бытия ее социума (народов) как состояние существования нации, гарантированно обеспечивающее реализацию ее базовых стратегических целей, т. е. ее самосохранение, позитивное развитие и историческую вечность, несмотря на все объективно существующие и возможные угрозы существованию России как государства, суперэтноса и особой цивилизации.

Главными объектами и субъектами национальной безопасности России является:

• стратегическая матрица нации и само российское общество;
• Россия как государство (с системой ее конституционных институтов), суперэтнос и особая цивилизация с ее историей, культурой и системой ценностей;
• а также личность каждого из ее граждан (с присущими им укладом жизни и территорией).

Основой стратегической матрицы нации является сама нация, ее историческая ментальность, а также ее «жизненное пространство» как историческое месторазвитие (по Л.Гумилеву) и ареал расселения, а также пространства, контролируемые нацией.

Основными константами стратегической матрицы нации являются:

• качество и мощь коренного этноса (титульной нации);
• национальная идеология, национальные ценности и мощь национальной культуры;
• образ жизни нации, принимаемой ее большинством как «достойный и правильный»;
• наличие и освоенность достигнутого исторического пространства;
• ресурсная, научная и технологическая самодостаточность;
• военная самодостаточность нации;
• дееспособное национальное управление, имеющее «идею» управления, т. е. национальную стратегию развития и безопасности.

Таким образом, стратегическая матрица нации есть все то, что и делает нацию нацией в качестве объекта и субъекта собственной культуры и истории, дает ей свою собственную, самобытную, неповторимую и однозначную идентификацию, и делает ее частью культуры и истории человечества, определяет ее место и роль в мире.

С утратой, размыванием или катастрофическим сокращением (развалом, обвалом) стратегической матрицы или даже одной из ее составляющих вопрос о какой-либо национальной стратегии развития и даже о выживании самой нации можно считать снятым.

Только сохранение стратегической матрицы нации, уклада жизни, национально-культурной идентичности и территории России гарантирует удовлетворение физиологических потребностей населения, необходимых для его сохранения и воспроизводства, а также социально-духовных потребностей, без которых немыслимы самовыражение, всестороннее развитие и идентификация личности, общества и государства.

Таким образом, главным объектом национальной безопасности России является ее стратегическая матрица – идеология, население, территория и уклад жизни.

Главными базовыми критериями и целями национальной безопасности являются обеспечение гарантированного самовоспроизводства, самообеспечения и самосовершенствования нации, сохранение ее стратегической матрицы, территории, идентичности и образа жизни как основ ее исторической вечности и ее способность гарантировать свой национальный суверенитет собственной вооруженной силой.

Формирование таких собственных возможностей страны, а также благожелательной внешней и внутренней обстановки для обеспечения гарантированного соответствия России этим критериям и целям является сутью и целями политики государства во всех сферах функционирования нации и сутью ежедневной предметной практической деятельности власти.

Практическими критериями национальной безопасности также выступают определяемые национальной наукой объективные показатели уровней состояния сфер жизнедеятельности нации, сфер функционирования государства и отдельных отраслей (в т. ч. государственных стандартов качества жизни населения и всех видов производств), обеспечивающие устойчивость общественного строя России и комфортные условия бытия ее народов, а также гарантирующие возможность реализации стратегических национальных целей.

Эти показатели и критерии состояния при достижении ими определенных величин играют роль индикатора (и меры) опасности национальному развитию или суверенному существованию страны.

В этом случае государство обязано выявить причины и принять экстренные меры по ликвидации выявленной негативной тенденции развития страны (сферы, отрасли), в т. ч. путем принятия жестких мер, а также информировать об этом российскую общественность.

В свою очередь, российское общество, ощутившее признаки формирования негативной тенденции развития, обязано поставить эти проблемы своему государству и требовать немедленного исправления кризисной (предкризисной, потенциально опасной) ситуации и ответственности должностных лиц, виновных в ее наступлении.

Эти показатели и уровни должны быть оформлены в национальном праве, которое должно установить грани, переход которых социально опасен и автоматически влечет переход к чрезвычайным и военно-мобилизационным государственным практикам.

Мы считаем, что необходим (назрел) переход от инстинктивного поиска и декларации национальных интересов к их формированию на базе национальной идеологии, национальной стратегии России и идентичности нации, и к их прямому воплощению.

Национальная безопасность России как государства, суперэтноса и особой цивилизации обеспечивается успешной реализацией ее стратегических целей во всех сферах функционирования государства и бытия нации.

20-летний опыт национального развития по пути демократии, а также масштабы и сложность проблем национального бытия выявили невозможность решения всех проблем выживания и развития нации механизмами рынка и их решения без национальной мобилизации, что определяет объективную необходимость укрепления роли государства как главной управляющей системы российского социума и формирования его нового содержания и существа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В середине прошлого века, прочерчивая пути государственного строительства Великой России, великий русский философ Иван Ильин отмечал, что для этого: «Нужна новая идея – религиозная по истоку и национальная по духовному смыслу. Только такая идея может возродить и воссоздать грядущую Россию».

Мы считаем, что в основе решения всех проблем национального бытия и в основе практической деятельности государства должна лежать разделяемая большинством нации национальная идеология, способная определить направления развития России, поддерживать ее национальную идентичность, одновременно не допуская превалирования этнических, культурных или расовых принадлежностей.

Мы считаем, что в основе национальной идеологии России должны лежать российские национальные ценности, базовые цели национальной стратегии и цели достижения высокого качества жизни россиян, их достойная жизнь и государственные приоритеты поддержки российской семьи, честного труда и нравственности национального бытия, а также демократические основы российской государственности, которые должны стать результатом собственного выбора нации и позитивного развития России.

Переход страны к развитию предполагает работу по управлению национальным бытием, которая сделала бы нацию способной достигать реализации ее базовых целей путем формирования нравственных и гармоничных систем интересов личности, общества и государства, других и благоприятных внешних и внутренних условий труда нации по совершенствованию национального бытия и развитию страны.

Работа такого уровня возможна только тогда, когда ее будет осуществлять вся Россия, когда ее общество будет сплочено самой идеей национального развития, системой очевидных успехов власти в постоянном и явном улучшении качества национального бытия, а также в условиях политической системы и системы государственной власти, созданных в результате прямого народовластия.

В целом

Мы убеждены в том, что:

• Национальная идеология есть собственное нравственное миросозерцание нации; без нее национальное спасение и национальное развитие России невозможны;
• Национальная идеология России – это осознание нацией своего предназначения, понимаемого как смысл ее бытия, как основную задачу населения и власти России, понятную и разделяемую каждым (или абсолютным большинством) членом нации и последовательно претворяемую в масштабе страны, континента и человечества;
• Историческая успешность, величие и вечность России должны основываться на ее самодостаточности, суверенитете и достойной жизни ее граждан;
• Основа безопасности и развития России – в упрочении и демократическом развитии страны на базе ее исторических национальных ценностей и идеалов, воплощаемых в национальной государственной идеологии и реализуемых ее национальной стратегией;
• Свобода, Справедливость, Патриотизм, Семья, Труд и Национальная Мощь – именно эти слова должны быть начертаны на знамени и составлять суть и смысл российской государственности; и государство обязано обеспечить их торжество;
• Национальная идеология является основой Национальной стратегии России, основной канвой всех взаимодействий власти и общества, критерием всех посылов и деятельности государства во внешней и внутренней сферах бытия нации;
• Национальная стратегия должна стать проекцией основной национальной задачи величия и вечности России на национальное самосознание и государственную практику, и быть всегда направлена только на благо народа, справедливость национального бытия, мощь и величие Отечества;
• Национальная стратегия России должна диктоваться не сроками очередных выборов, а жизненной необходимостью для нации реализации ее целей, и замысливаться масштабами десятилетий, веков, эпох, континентов и цивилизаций;
• Национальная стратегия проводится в жизнь последовательно, планово, непрерывно, всей мощью страны, без торопливости и оперативных пауз, и вне зависимости от пристрастий тех или иных политических сил и их политических лидеров;
• Национальная идеология есть идеология жизни народов России, и только они имеют право определять соответствие законов, структур, органов и институтов государственной власти и их руководителей целям нации, определять степень их соответствия и эффективности относительно задач выживания и развития страны и выдвигать национальных лидеров.
• Власть в государстве должна основываться на национальной идеологии, строиться на принципах прямого народовластия и обеспечивать торжество соборной демократии в России.

Мы предлагаем России и миру настоящий Национальный манифест как основу нашего нравственного миросозерцания – Национальной идеологии, как основу деятельности власти и общества России, ее Национальной стратегии, как основу будущих успехов России и благоденствия ее народов.
Источник: KMnews
Александр Владимиров

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»