Молочно-шоколадный бизнес семьи Штраус

Борис Дубсон

Содержание
В списке ста самых...
До недавнего времени...
Офра Штраус во главе
Ничто женское ей...

В списке ста самых богатых людей Израиля, опубликованном на днях в газете «Маарив», семья Штраус с 3,53 млрд. шекелей личного состояния занимает 14-е место. Еще выше степень влиятельности этой семьи в израильской экономике – Офра Штраус, председатель совета директоров концерна «Штраус -Элит», заняла в этом году 11-е место в списке ста наиболее влятельных лиц в Израиле, составленным журналом «Маркер».

Концерн семьи Штраус входит в большую тройку компаний израильской пищевой промышленности, уступая концерну «Тнува» и опережая компанию «Осем». После проведенной недавно реорганизации на 22 предприятиях концерна в 12 странах работают 6,7 тысячи человек, в том числе в Израиле 5 тысяч. Однако для трансформации молочной фермы в промышленный гигант понадобился труд трех поколений семьи Штраус.
От молочной фермы до многоотраслевого холдинга.
Начинала свой бизнес семья Штраусов (Рихард и Хильда, выходцы, как и Вертхаймеры, из Германии), с создания в 1936 г. небольшой молочной фермы в окрестностях Нагарии. На первых порах Рихард развозил молоко по городу на своем велосипеде. К 1947 г. бизнес разросся настолько, что семья Штраус создает собственную фирму, которой с 1975 года руководил представитель второго поколения семьи Михаэль, успевший получить инженерное образование в Швейцарии, а его сестра Райя, не занимаясь непосредственно делами фирмы, входила в совет директоров.

Михаэль сумел из небольшого молочного завода создать концерн с несколькими дочерними компаниями и с 11 заводами. Во многом успех М. Штрауса определялся тем, что он по своей натуре, как говорят в Израиле, «перфекционист», то есть во всем стремится к совершенству. Выпускаемая продукция должна отвечать самым высоким требованиям, специалисты, привлекаемые для консультаций, должны быть самыми именитыми, изучение вкусов потребителей – самым дотошным. Но для того, чтобы удержаться среди ведущих производителей в своей отрасли, Штраусу пришлось сотрудничать с крупными международными концернами «Юнилевер» и «Данон». Первая из названных компаний получила половину капитала дочерней компании по производству мороженого, а вторая компания приобрела 20% капитала центральной фирмы семьи Штраус - «Штраус Дэариз». Сотрудничество с крупными зарубежными концернами и готовность использовать самые современные технологии производства и маркетинга сочетались у М. Штрауса с консервативностью представлений об управлении своей компанией.

До недавнего времени основная компания группы оставалась семейным бизнесом, которой владели и управляли члены семьи Штраус. В 1997 году семья Штраус выкупила контрольный пакет акций более крупной и известной в Израиле компании «Элит». Эта компания была основана в 1933 году, через 40 лет была преобразована в акционерную компанию, акции которой котируются на бирже. Президентом нового концерна стал М. Штраус, а его заместителем стала его дочь Офра Штраус, у которой в самой семье практически не было конкурентов: Офра - старшая среди детей Михаэля, ее сестра Ирит предпочла заниматься рекламным бизнесом, младший брат Ади, хотя и является заместителем генерального менеджера в дочерней фирме «Элит Интернейшнл», еще не имеет достаточного опыта, а среди трех детей Райи Штраус только ее сын Гиль непосредственно вовлечен в управление концерном, занимая пост менеджера в дочерней фирме «Штраус мазон тери». Свой выбор М. Штраус сделал при согласии сестры много лет назад. Офра после окончания юридического факультета университета в Тель-Авиве уехала вместе с мужем Даном (сыном бывшего мэра Тель Авива) в США, где начала свою профессиональную карьеру в отделе сбыта косметической фирмы «Эсти Лаудер». Через три года она вернулась в Израиль и уже в семейной фирме прошла путь от менеджера по сбыту мороженого, затем менеджера в дочерней фирме по производству салатов до поста заместителя генерального директора концерна. В 2001 г.М. Штраус передал бразды правления концерном Офре, оставив за собой и сестрой руководящие посты в «Штраус Холдингс» - своего рода наблюдательном совете по управлению семейным состоянием. При этом он оставил за собой и сестрой 51% акций в семейном концерне. Остальная часть акций была распределена между детьми Михаэля – Офрой, Ирит и Ади, и тремя детьми сестры Михаэля.

Офра ШТРАУС во главе семейного бизнеса
Приняв управление семейным бизнесом, Офра пообещала семье, что она посвятит ему не менее 20 лет. Но если бы стаж управления столь сложным хозяйством, которое досталось в наследство Офре, определялся как время участия в боевых действиях, то Офра могла бы засчитать себе уже значительную часть обещанного срока службы в интересах семьи. Ей, действительно, приходится вести ожесточенную борьбу за сохранение позиций концерна «Штраус-Элит» с многочисленными противниками. Среди них прямые конкуренты –«Тнува», «Осем», «Цабар», производящие аналогичный набор молочных продуктов и салатов. Одной из первых торговых войн «эпохи Офры» стала война за рынок котеджей, развернувшаяся между компаниями «Штраус» и «Тнува». Несмотря на огромные расходы на рекламу, фирма «Штраус» не смогла отвоевать у «Тнувы» заметную часть рынка этой продукции.. Еще более неприятным по своим последствиям оказался конфликт между семьей Штраус и Н. Данкнером, контролирующим розничную сеть «Суперсаль». Последняя, терпевшая в последние годы большие убытки, потребовала от своих основных поставщиков увеличения платы за реализацию их продукции. Концерн «Штраус - Элит» вначале отказался удовлетворить это требование, но после того, как товары концерна были сняты с продажи, семье Штраус пришлось уступить – ведь через магазины «Суперсаль» продавалась почти пятая часть всей продукции «Штраус -Элит» в Израиле.
Все более ожесточенная конкуренция на внутреннем и зарубежных рынках вынудило семью Штраус пойти на болезненное, но неизбежное решение об окончательном слиянии двух концернов, остававшихся до недавнего времени автономными – частного семейного концерна «Штраус» и акционерной компании «Элит» Вне рамок объединенного концерна осталась только дочерняя фирма по производству мороженого, в которой 51% капитала принадлежит международной корпорации «Юнилевер». Михаэль Штраус был противником такого решения, но под давлением третьего поколения семьи был вынужден дать свое согласие.
Можно сказать, что Офра Штраус стала женщиной №1 в израильской промышленности. Сама Офра мечтает о превращении семейного бизнеса в огромную транснациональную корпорацию, способную конкурировать с самыми известными в мире производителями продуктов питания. Но для этого необходимо, прежде всего, сохранить единство третьего и четвертого поколения семейного клана. Михаэль Штраус уделял этому вопросу настолько большое внимание, что даже пригласил для консультаций американского профессора Дж. Ворда, специалиста по организации крупного семейного бизнеса. В соответствии с его рекомендациями представители всех поколений семьи Штраус, связанные кровными узами, встречаются без своих супругов ежемесячно для принятия текущих и стратегических решений по управлению семейным состоянием и вопросов о новых назначениях членов семьи на руководящие посты в концерне. Пока консультации американского профессора помогают сохранить семейные традиции, но никто не может гарантировать сохранения семейного согласия в будущем. Тревожным симптомом стала продажа сестрой Михаэля, Райей половины своего пакета акций в «Штраус Холдингс». Правда акции остались в семье – их приобрела семья Михаэля, но встревоженный Михаэль настоятельно просил всех членов семьи не продавать принадлежащие им акции посторонним инвесторам хотя бы в ближайшие годы. Вообщем, нет уверенности в том, что все члены семьи выполнят завет основательницы династии - Хильды, завещавшей детям и внукам оставаться вместе.

Ничто женское ей не чуждо
Офра Штраус, как и ее отец, является трудоголиком. Но и в этой своей ипостаси она неординарна – помимо управления концерном она успевает читать все журналы, в которых публикуются статьи, интересные для нее с профессиональной точки зрения. Казалось бы, что по определению у нее не может оставаться времени на что-либо за пределами бизнеса. Но Офра интересуется и обществеенными проблемами. Недавно ее выбрали в попечительский совет Еврейского Агенства и она активно участвует в его работе. Хотя Офра не считает себя феминисткой, но в израильской прессе публиковались ее статьи о проблеме женской занятости и дискриминации женщин в стране. Кроме того, она принимает участие в составлении истории концерна «Элит», короче круг интересов Офры Штраус необычайно широк.
Откуда же берутся силы у этой хрупкой на вид женщины? Отметим,. что она уделяет гораздо меньше внимания своей внешности ( хотя и ценит косметику фирмы «Эсти Лаудер», где ей довелось работать в молодости, но не использует ее), чем поддержанию физической формы. В пять часов утра она уже на ногах, через час она появляется в спортивном зале, где ее встречает тренер – по ее признанию единственный человек, которого она побаивается.
В прошлом году в жизни Офры произошли драматические перемены – после 18 лет семейной жизни и рождения трех детей она рассталась со своим прежним мужем Д. Лахатом. Вскоре после этого она познакомилась с 32-летним бизнесменом Эди Кейзманом. Израильская пресса представляет его как жениха Офры, а она не скрывает, что находится на четвертом месяце беременности.
Можно сказать, что 44-летняя Офра, которую отец упрекал в отсутствии чувства юмора, обладает другим, крайне важным качеством – она неисправимая оптимистка как в бизнесе, так и в личной жизни.

Материал публиковался в экономическом приложении "Деньги" газеты "Новости недели"