«Ни Беларуси без России, ни России без Беларуси»

К оглавлению "Актуальные темы" К оглавлению "Политическая безопасность"
К оглавлению самого интересного

Справка KM.RU
Президент РФ Дмитрий Медведев запретил главе МИД РФ Сергею Лаврову в ходе его визита в Минск встречаться с президентом Беларуси Александром Лукашенко, сообщил источник в Кремле. Глава российского МИД находился в Минске для участия в совместном заседании внешнеполитических ведомств двух стран. До приезда в Минск Лавров объявил, что с лидерами белорусской оппозиции встречаться не будет. Эксперты считают визит Лаврова «последним предупреждением Москвы» Лукашенко, который «пребывает в кураже от контактов с ЕС».

Еще месяц назад, когда президенты России и Белоруссии обменивались ядовитыми репликами в адрес друг друга, казалось, что отношения между лидерами двух стран достигли нижней точки падения. Но сегодня следует признать, что за прошедшие два дня они упали еще ниже. Поэтому то, что месяц назад казалось «черной полосой» отношений, сегодня, оказывается, было белой. И при этом ясно, что уровень российско-белорусских связей имеет шанс понизиться еще сильнее.

То, что прилетевший в Минск глава МИД РФ Сергей Лавров получил от Дмитрия Медведева специальные инструкции не встречаться с белорусским президентом, является беспрецедентным не только в практике общения двух близких соседей, но и вообще в мировой. Только лидер страны, находящейся с другой в состоянии войны, может дать указание своему министру иностранных дел не разговаривать с главой государства, в которое он едет с официальным визитом. Но если две страны являются членами до сих пор официально не распущенного Союзного государства с единым бюджетом, объединенными вооруженными силами, свободным въездом и выездом граждан и едиными транспортными и энергетическими системами, то запрет Лаврову встречаться с Лукашенко вообще выходит за рамки норм международных отношений.

Совершенно невозможно представить себе ситуацию, в которой президент Франции вдруг запретил бы своему министру иностранных дел, едущему в Берлин на официальные переговоры, встречаться там с канцлером ФРГ. Этого не может быть потому, что не может быть никогда, поскольку явилось бы демонстративным и странным нарушением международных правил, традиций и законов, особенно для стран, состоящих в военно-политических союзах. А вот президент России считает вполне возможным запретить главе МИД разговаривать с президентом соседней страны, которого его электорат вот-вот переизберет на новый пятилетний срок. Интересно, поздравит ли Дмитрий Медведев Александра Лукашенко с победой на президентских выборах 19 декабря 2010 года? Потому что в его победе никто в Европе уже не сомневается, и единственным поводом для России не поздравить Лукашенко будет признать его выборы нелегитимными.

Кстати, сам Александр Лукашенко уже заявил, что его страну не будет волновать, признает ли Россия законными результаты декабрьских выборов президента Белоруссии или нет. На днях в интервью немецким СМИ он сказал: «Это – дело России, признавать или не признавать. Это – ее суверенное право, и мы готовы, будем относиться внимательно», отметив при этом: «По нашим законам мы не нуждаемся ни в каких признаниях».

В Минске, комментируя сообщения о запрете Лаврову общаться с президентом Белоруссии, считают такое решение признаком слабости России. С этим согласны и некоторые московские наблюдатели. « (Лаврову) было бы неудобно, если бы его поставили перед необходимостью выслушивать от Лукашенко критику своих начальников в Москве и не иметь возможности ответить на это», – считает зампред думского комитета по делам СНГ Константин Затулин.

В Кремле также могли обидеться и на принятое в понедельник решение Лукашенко не подписывать согласованный Москвой новый план использования региональной группировки войск Белоруссии и России и его требование снизить цены на продаваемое Белоруссии российское оружие. Хотя обижаться, вообще-то, не на что: ни для кого из военных экспертов в самой России не является секретом то, что в последние годы стоимость продукции российских военных заводов необоснованно возросла и уже оказывается не по карману даже Вооруженным силам России. Известно, например, что отпускная цена танков Т-80 сейчас завышена более чем на треть, из-за чего Минобороны РФ закупает их меньше, чем планировалось. И даже то, что бронетранспортеры и бронированные автомобили Россия теперь собирается закупать не на собственных заводах, а за границей, отчасти объясняется раздутой стоимостью отечественной военной техники. Естественно, что Минску такая ситуация тоже не нравится, и, возможно, он вскоре предпочтет приобретать оружие не у Москвы, а у стран Евросоюза или США.

Многие наблюдатели склонны объяснять более самостоятельную внешнюю политику Минска, переставшего оглядываться на Москву, повышенным вниманием к нему со стороны чиновников Евросоюза, явно пытающегося оторвать Белоруссию от России. Недавние переговоры Лукашенко с литовским президентом Далей Грибаускайте и его встречи с главами МИД Германии и Польши, предложившими Белоруссии от имени ЕС €3 млрд под обеспечение «справедливых выборов», были скорее видимыми знаками этого внимания. Кроме того, взамен российской нефти по территории Украины на белорусские нефтезаводы уже прокачивается азербайджанская нефть. Причем владельцы украинских нефтепроводов демонстративно отказали российским чиновникам в праве даже мониторить процесс транспортировки этой нефти по своим трубам, заявив, что посторонним лицам незачем вмешиваться в дела двух соседних стран.

Демонстративные шаги Минска по обретению большей самостоятельности от Москвы во внешней политике объясняются еще и тем, что руководство самой России, принявшее решение ориентироваться на сотрудничество с ЕС и возможное присоединение к НАТО, со своими белорусскими союзниками в этом вопросе не советовалось. Поэтому Лукашенко резонно считает, что у него развязаны руки в выборе собственных друзей на западном и иных направлениях, и укрепляет связи с Азербайджаном и Ираном, продавая им промышленные товары и даже вооружения, не запрещенные международными санкциями.

Белорусские политологи считают, что «точка невозврата» в отношениях РФ и РБ уже пройдена, и в дальнейшем наши связи будут только ухудшаться – к полному удовольствию противников союза двух крупных славянских стран. Это в значительной степени осложнит геополитическое и экономическое положение России, от которой недавно отошла Украина, а сейчас, в ответ на ее политику, отделяются уже и Белоруссия, и даже Казахстан. Недавний «каспийский саммит» в Баку показал, что Казахстан начинает занимать все более отчетливо антироссийскую позицию в вопросах разграничения Каспийского моря и прокладки трубопроводов, хотя еще года 3–4 назад это даже представить было невозможно.

Правда, Лукашенко пока еще заверяет как своих граждан, так и россиян: «Не волнуйтесь, мы договоримся с Россией, нам от этого никуда не деться». И добавляет: «Как бы мы ни «нравились» друг другу – президенты, премьер-министры Белоруссии и России – есть что-то более важное. Объективность такова, что ни Белоруссии без России, ни России – без Белоруссии».

Источник: KMnews
Андрей Николаев

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»