Оборотни – без стыда и чести: все – на одного, или В худших традициях репрессивного ренессанса

К оглавлению "Актуальные темы" К оглавлению "Политическая безопасность"
К оглавлению самого интересного

Как больно сознавать, что совесть в дефиците,
И свора вновь кричит: ату его, ату!
И бьют под дых друзья, со злобой, без приличий,
А завтра, может быть, дойдет и до тебя…

Расправа над Грачом продемонстрировала: в руководстве партии сидят марионетки, превратившие Компартию в сателлита Партии регионов, предатели коммунистической идеи и просто примитивные завистники. Поставив крест на Граче, признались тем самым, что Компартию решили переквалифицировать в карманную партию болванов.

Удалось прослушать аудиозапись субботних событий на известном пленуме ЦК КПУ. Впечатление – словно от тупо поставленной пьесы.

Как человек, имеющий свою гражданскую позицию, который уже 12 лет работает с Л. И. Грачом в качестве его помощника, – автор этих строк посчитала нужным не по долгу службы, а по велению совести обнародовать для общественности свою личное воззрение на случившееся. Поскольку мое выступление является собственной инициативой вне служебных рамок, то даю его в прессу без предварительного оповещения руководителя. Тем более речь пойдет о Компартии, в которой я не состою и никогда ни в каких партиях не состояла, атеистическую идеологию коммунистов, как человек православный и глубоко верующий, не разделяю (и это никогда не скрывала), а потому являюсь в партийном плане абсолютно независимым лицом.

На мой взгляд, произошедшее на пленуме ЦК КПУ во вторую субботу декабря стало закономерным финалом спецоперации Партии регионов и верхушки КПУ по устранению неудобного для обеих политсил независимого харизматичного лидера. Как стало понятно уже в ходе пленума из слов членов президиума, планировалось еще и исключить Л. Грача из партии. К разочарованию П. Симоненко, «не хватило кворума». Атмосфера и сам ход пленума стали иллюстрацией гнилости позиции представителей руководящих органов КПУ, попавших в полную зависимость от своего генерального руководства – на данный момент таким руководством является олигархическо-клановая с криминальным прошлым сила под названием «Партия регионов».

Замахнувшись на верных, преданных партии и посвятивших ей свою жизнь, людей, киевские вожаки тем самым расписались не только в банкротстве своей силы, но и в предательстве. Выведя из состава ЦК и сняв с поста первого секретаря рескома известного и принципиального, последовательного защитника пророссийских идей, борца за правду, яркого трибуна и противника евроатлантизма, лидера крымских коммунистов, центральный аппарат КПУ подписал себе приговор как горстке авантюристов, растоптавших партию. Такими лидерами, как Грач, не бросаются. И здравомыслящие политики себе такого не позволили бы. А пассивно поддержавшие такое решение согласились с этим публичным актом измены в отношении своей организации и ее лучших представителей. Пленум стал в итоге сборищем людей, которым не нужны ни честь, ни совесть, ни идея, а нужна разве что гарантия солидной зарплаты. И такое публичное обещание первые секретари там же, прямо в зале, и получили. Это можно расценить как плату за подписи под письмом против Грача.

Вместо запланированного в повестке дня главного вопроса об итогах местных выборах 6,5-часовой разговор был сведен преимущественно к одной теме – отставке Грача, и грубому огульному очернительству возглавляемой им парторганизации. Договорились до абсурда – например, согласно звучавшим обвинениям, самые якобы провальные итоги работы Крымской парторганизации наблюдались в период деятельности Леонида Ивановича … на посту Председателя Верховного Совета Крыма. А то, что именно с 1998 по 2002 годы крымские коммунисты явились главными движителями прогрессивных общекрымских реформ, и в том числе в международной сфере, а также включая и снятие напряженности по линии Киев-Симферополь, утверждение новой, по сей день здравствующей, крымской Конституции, не давшей превратить полуостров в «горящий факел», результативной борьбой с криминалитетом во власти, и многое другое, все это для руководства КПУ не в счет. Забылись и многочисленные высокорезультативные антиНАТОвские акции крымских коммунистов, борьба за сохранение исторической памяти с установлением по Крыму памятников и стел, посвященных героям соцэпохи. (Кстати, в тот оранжевый период, когда крымские коммунисты держали круговую оборону в Артеке, защищая на стеле советские ордена и за это избиваемые омоновцами, прибывший на Южный берег П.Симоненко наплевал на товарищей и демонстративно чмокался с антисоветчиком директором Артека). …Впрочем, какой смысл перечислять то, что давно стало достоянием истории.

Что касается декабрьского действа... Некоторые из собравшихся, видно, ощущая внутренний дискомфорт из-за неправедности происходящего, одним за другим с трибуны бормотали предложения Грачу… покаяться, то бишь - отказаться от всех своих заявлений. Другими словами, эти люди, привыкшие, судя по всему, жить по меркам «моя хата с краю», требовали от него невозможного – чтобы он отрекся от своей совести, от самого себя. Но Грач, как это широко известно, из тех, кто режет правду в глаза, и по-другому не умеет. (Да, авторитарен, резок, суров, да, жесткий человек. Потому, видимо, и лидер. Но он таков, как есть, со всеми его достоинствами и недостатками. И другим быть не умеет). И именно поэтому от него не дождались на съезде акта покаяния. Да и в чем каяться-то? В том, что не предал партию, как сейчас это сделали они, словно оборотни? Эти люди, согласно заданной Симоненко установке, отказали в лице Грача членам партии в праве иметь свое мнение, свою позицию. За спинами руководящей группы коммунистов – тень режима, которая как дамоклов меч нависла по всей стране над демократией и свободой слова. Компартия стала ручной у донецкой силы государственного масштаба. Это еще раз особенно убедительно подтвердилось событиями на пленуме 11 декабря.

Пленум шел согласно разложенной на столе первых лиц секретной бумажке, в которой, как рассказали очевидцы, аккуратно обводились «кружочками» фамилии напечатанного заранее списка тех, кто якобы добровольно и «спонтанно» был вдруг по ходу пленума охвачен внезапным стремлением выйти к микрофону и толкнуть речь против Грача. Спланированные и тщательно подготовленные выступления сводились в основном к анализу заявлений Леонида Ивановича «в буржуазной прессе» (интересно, а в какой тогда прессе выступает Симоненко, раздающий интервью направо и налево практически тем же изданиям и сайтам, что и Грач?). В вину ему вменяли то, что посмел выносить сор из избы. Цитировали топорно, с купюрами, вырванное из контекста, с однобокими и не соответствующими реалиям комментариями в нужном для осквернителей разрезе. Все шло в худших традициях репрессивного ренессанса.

Грач трижды выходил на трибуну, пытаясь достучаться до разума партийных соратников. «Вы перечеркиваете всю мою жизнь», - но даже это, вырвавшееся из глубины сердца, не дошло до сознания стаи. Он предлагал, уж коли разговор вышел на безосновательное перечеркивание всей деятельности Крымской республиканской организации, провести также анализ деятельности КПУ в целом, ее шараханий из объятий в объятия тех или иных олигархических группировок и многих других системных ошибок. Не говоря уже о нынешней ситуации, когда партия оказалась в заложниках у собственной стратегии, и обязана голосовать в парламенте согласно всем антинародным требованиям не только Партии регионов, но и таких структур, как Международный валютный фонд. (Забегая наперед, скажем, что в резолюции материалов Объединенного Пленума ЦК и ЦКК КПУ чуть ли не слово в слово оказались записанными практически все основные тезисы критических выступлений Грача против нахождения Компартии в коалиции с Партией регионов, тянущей в сторону русофобии, возрождения фашизма, авторитаризма. Подобное поистине удивительно и доказывает, что причины расправы над Грачом гораздо глубже, нежели его критические выступления в прессе. Названное же постановление похоже на документ, склеенный в стиле «нашим и вашим». С одной стороны, признание на публику того, что Партия регионов тянет не туда, куда хотелось бы… Но уйти от поводка ПР для несамостоятельного Симоненко свыше его сил, а потому тут же и другие строки: «Пленум подтверждает принципиальную позицию нашей партии в отношении сотрудничества с другими политическими силами, прежде всего с Партией регионов…»).

Но возвращаясь к начатой теме выступления на пленуме лидера крымских коммунистов. В конце концов, заявил Грач, делайте со мной что хотите, но не трогайте Аксютина и Коробейникова. Бесполезно. Его не слушали. И это понятно. Была поставлена задача выбить из строя самых верных и стойких коммунистов из окружения Грача, обезглавить реском. Кстати, настораживают странные совпадения. Не так давно был «обезврежен» Захаров, на которого по сфабрикованному доносу завели уголовное дело и теперь даже объявили в розыск. Теперь же исключили из партии лучших из лучших - под надуманными предлогами. На пленуме 11 декабря даже не удосужились вникнуть в ситуацию, и без обсуждения, без разъяснений, с голоса одним махом поставили крест на судьбе 72-летнего второго секретаря Крымского рескома КПУ Ю. Аксютина, с юности посвятившего свою жизнь борьбе за коммунистические принципы, а также второго секретаря Ялтинского обкома Компартии А.Коробейникова, последовательного грамотного активиста партии. Коробейникову вменили в вину, например, что на местных выборах в избирательных территориальных и участковых комиссиях не было представителей Компартии. Заведомый цинизм таких обвинений не требует расшифровки, ибо всем известно, что от беззаконных методов ПР, растоптавшей демократию, на выборах пострадали практически все партии. Да что там говорить о Коробейникове, если в обвинительном контексте звучал даже сам факт работы крымских коммунистов в… республиканском руководстве (правительстве и парламенте)! Словом, у сильного всегда бессильный виноват. Не мытьем, так катаньем, но набор любых, пусть самых нелепых, обвинений должен был быть состряпан согласно спущенной свыше заказной директиве.

Что касается исключения из партии Аксютина и Коробейникова. Названные решения были приняты с нарушением устава, с голоса, и само появление этих вопросов оказалось для многих неожиданностью. Тем более для крымской делегации. Все это лишний раз говорит об интриганстве в руководящих кругах КПУ, но никак не о серьезной партийной тактике и стратегии борцов за чистоту идеи. О какой идее вообще могут вести речь те, кто сквозь пальцы смотрит на сомнительные похождения, закулисные козни своего лидера, фактически превратившего партию в инструмент для торговли, сговора, наживы, коммерческих проектов. А ведь еще буквально пару-тройку лет назад часть из них обращалась к Грачу с предложением возглавить «бунт на корабле» и восстать против «зарвавшегося Петра»! (И 11 декабря Грач им это на это косвенно, без прямых акцентов и имен, намекнул с трибуны. Но эти люди сидели, опустив глаза, не проронив ни слова в его защиту. На защиту поднимались же, заметим, лишь отдельные смельчаки). А что касается той упомянутой истории с попыткой со стороны киевской групки дворцового переворота, то без поддержки влиятельного авторитетного крымского лидера они струхнули. Но не в правилах и не в характере Грача наносить удары в спину. Он вопреки настойчивым просьбам наотрез отказался принять участие в закулисном заговоре. Да и как он, со своей пожизненной установкой не подличать, мог поступить так в отношении человека, которому сам лично дал, что называется, путевку в большую политику, вопреки предложениям большинства сняв свою кандидатуру и выдвинув кандидатуру перспективного донецкого товарища на пост первого секретаря ЦК КПУ на заре 90-х, когда после запрета была вновь возрождена Компартия?

Сегодня все хорошее забылось. В ходу – грязь, месть, злоба. Крымским коммунистам даже предъявили обвинение в том, что ни разу не привезли в аппарат ЦК КПУ… денег на содержание партии. Ну и ну.

Частое попадание имени Симоненко в скандальные хроники, казалось бы, должно обеспокоить однопартийцев. Речь не только о личном дворце многомиллионной стоимости, если верить телеканалу 1+1. Но ведь интернет переполнен и другими, не менее настораживающими и не менее достоверными сообщениями. Например, писали на днях СМИ, лидер КПУ может объявить соратникам о командировке в Москву и при этом тихой сапой отправиться …с ружьем на охоту в крымские края. Особо подчеркнем, Симоненко знал, что его ждут на партийном пленуме в Симферополе, быть на котором пообещал, но слова так и не сдержал, заменив партийное мероприятие охотничьей тусовкой.

О чем вообще можно говорить с этим вождем партии, когда он, оказывается, давно перешагнул все рамки морали: для такого человека стали возможны любые методы расправы с неугодными, вплоть до фабрикования сомнительных компроматов? А ведь именно такими аргументами пользовался Петр Николаевич на одном из минувших киевских пленумов, состоявшимся незадолго до местных выборов, когда за спиной Грача публично принялся вешать на него, что называется, всех собак, оперируя надерганными из желтой прессы передернутыми и лживыми фактами. Более того, он не постеснялся оскорбить присутствующего в зале второго секретаря Крымского рескома Ю. Аксютина, прилюдно обозвав уважаемого ветерана партии «попугаем» - за то, что позиция Аксютина совпадает с позицией Грача. Чем, если не человеческой низостью, увы, можно охарактеризовать подобные нападки? Как видим, глава партии давно идет в русле пристрастного отношения к Грачу. Здесь скорее попахивает еще и завистью, нездоровой конкуренцией, пониманием собственной «бледности», нежели политическим конструктивизмом.

Лидер КПУ явно опасается быть смещенным со своего поста из-за политической несостоятельности как давно сдавший партию «на милость врагу». Оттого он столь болезненно и ревниво присматривается к крымскому соратнику, затмевающему своей прогрессивной успешной деятельностью чуть ли не всю партию скопом, и подозревает с маниакальной навязчивостью в Граче потенциального соперника. В войне с крымскими коммунистами Петру Николаевичу охотно помогают на полуострове представители Партии регионов в лице В. Джарты и иже с ним. Одним из первых деяний после прихода в крымскую власть со стороны В. Джарты, как известно, стала ротация кадров, в результате которой были отстранены от должностей в правительстве коммунисты вице-премьер Ю. Корнилов, министр образования В. Лавров. При этом премьер-министра Крыма откровенно заявил, что подобные действия были согласованы… с Петром Николаевичем Симоненко. Не секрет, что Симоненко и Джарты активно дружат «против Грача». И отдыхавший в сентябре текущего года в Крыму первый секретарь ЦК КПУ П. Симоненко, сообщают СМИ, был замечен в общей компании с Джарты за одним столом. Об этом не только говорят в межпартийных кулуарах, но и обсуждают в прессе. Пишут, что тогда якобы и состоялся ставший достоянием гласности факт сепаратной договоренности в отношении согласованных межпартийных действий против Грача, в том числе и на выборах. Если это так (а наслышавшись о похождениях и подковерных комбинациях Симоненко, в это вполне можно поверить), остается только диву даваться многосторонним организаторским «талантам» Симоненко. Здесь уместно вспомнить и небезызвестную историю с созданием на деньги Компартии в период последних президентских выборов крымской организации «За социалистическое общество!» во главе с бывшим первым витренковцем, а ныне первым «пенсионером» Валерием Ивановым. Данная подставная сила в лице оного гражданина не только агитировала на выборах за Симоненко, но и активно очерняла Грача. Причем, еще раз подчеркнем, на средства Компартии. Сайт этой виртуальной, косящей под левую, силы здравствует по сей день. Симоненко не так давно был вынужден публично подтвердить данный факт финансирования антиграчовского «соцобщества» в Крыму. Ну, а о том, какие год назад проводились под контролем аппарата ЦК спецоперации против Грача руками отдельных, нанятых штатных провокаторов-партийцев в Симферополе, это уже отдельный разговор. Особого анализа требует и послевыборная совместная стратегия партии власти и руководства Компартии в отношении морального и политического уничтожения Грача. Коллективное обращение 75 депутатов ВС АРК не только к руководству силовых структур, но и лично к товарищу Симоненко тому прямое подтверждение.

Самое удивительное, что Симоненко, называющей свою политическую организацию единственной оппозиционной партией в стране, выступил в унисон с режимом единым фронтом против оппозиционера Грача - в данном случае из-за того, что Грач посмел назвать вещи своими именами и уличил регионалов в системной фальсификации и подтасовке результатов местных выборов…

Так что теперь? Неужели - прощай, оружие? Но так не хочется верить в победу зла и злобы…
Лучше оставить многоточие и сказать: еще действительно далеко не вечер.

Галина Мамыко
Галина МАМЫКО,
специально для "ОГ"

Прощальное интервью Леонида Грача для «Коммуниста Крыма

Леонид ГРАЧ: «Патриотизм познается в беде. Патриотизм - это состояние души»

Леонид Грач – признанный в международных кругах борец за справедливость, известный общественный деятель Украниы, прославленный своей твердой и нелицеприятной позицией патриота.

- Леонид Иванович, сегодня в Украине, скажем без лести, Ваше имя у всех, что называется, на слуху. Ваша жизнь для огромной части постсоветского общества стала образцом преданности идеалам социализма, верности единому советскому Отечеству, за которое Вы, собственно, пострадали. И не только после развала СССР, в период запрета Компартии. Но и по сей день несете своеобразный крест постсоветского мученика. Пожалуй, на сегодня нет в стране ни одного известного политика, равного Вашей личности по степени перенесенных политических и моральных страданий, связанных с незаслуженными гонениями, расправами, травлями, провокациями, клеветой, очернительством.. Из года в год пресса наполнена не только Вашими знаменитыми, можно сказать, уже ставшими хрестоматийными, разоблачениями гнилости современного строя, но и вместе с тем пестрит теми или иными злобными заявлениями против Вашей персоны. С чем это связано? Неужели всего лишь с тем Вашим, я бы сказала, огненным патриотическим вдохновением, в котором Вы как в некоей стихии, пребываете с завидным постоянством? И неужели быть патриотом так страшно в наше время?

- Скорее не страшно, а не легко. Да и не только в наше время, и не только в нашей стране. Во все времена и во всех государствах терпели гонения и страдания те, кому на роду было написано стоять не на жизнь, а на смерть за свою Родину, за свой народ, за правду. Отбросив ложную скромность, скажу: я действительно с самых молодых лет ощущал высочайшую ответственность за страну, в которой мне суждено было родиться. Это, наверное, и есть гражданская позиция, которая, если хотите, не терпит лжи и фальши. И если в человеке есть здоровое ядро совестливости, порядочности, то в синтезе с гражданской позицией и рождается патриотизм.

- Получается, патриотизм, на Ваш взгляд, не может быть совмещен, например, с двуличием?

- Конечно, нет. Герой может только в том случае не дрогнуть, идя на подвиг, если имеет мужественное сердце и чистую совесть. Мы знаем множество примеров героизма не только в годы Великой Отечественной войны, но и в период современных войн в Афганистане, в Чечне. Можно вспомнить подвиг российского спецназа в городе Беслане Северной Осетии, когда ценой своей жизни молодые парни спасали детей от озверевших бандитов. Про этих ребят, которые сознательно пошли на смерть, прикрывая своими телами детей, и погибли, не дожив и до 30 лет, сегодня слагают песни. Уверен, что и среди нас живет много неприметных с виду, скромных людей, которые в трудную минуту так же, как те парни в Беслане, положат душу за ближнего, за Отчизну. Патриотизм познается в беде, так же как и друг. .

- А в Вашей жизни были похожие ситуации?

- Говорить хвалебные оды самому себе не в моем характере... Истинный патриотизм не терпит не только лжи, но и лести. А тем более хвастовства. Герои - это, несомненно, люди с патриотической духовной составляющей. Героизм - это производное от патриотизма, на мой взгляд. Это две тесно связанные между собой категории. Нельзя быть героем или патриотом на час, а все остальное время заниматься подличанием. А если у кого-то это получается, то тогда это уже показушный патриотизм. Тогда это уже не герой, а выскочка, человек, торгующий Родиной ради достижения конъюнктурных целей, лицемер-бахвал. На своем веку мне приходилось встречаться с такими людьми. Особенно сильно жизнь проехалась по мне в памятные ранние 90-ые, когда те, кому я верил, от меня отвернулись с такой же легкостью, с какой отвернулись вообще от всего, что до этого связывало их кровными узами с Родиной. Этих людей оказалось не так уж мало. Все они в одночасье вдруг превратились в иванов, не помнящих родства. Тогда, помню, я ходил по улицам, словно в пустыне. На меня смотрели стеклянными глазами, как на невидимку. А все от того, что я не захотел как они отречься от советской Родины. Некоторые мне говорили, подмигивая: «Парень, хватит быть белой вороной, можешь оставаться в глубине души сколько тебе влезет патриотом, но времена Павок Корчагиных прошли, проснись, на дворе новое время, нас ждет Европа! Затаись в сердце, там одно, а вслух другое. И на людях скажи: я с вами, и тебе будет все, тебе будет общественное положение, тебе будет служебный автомобиль и высокая зарплата, и уважение окружающих». По сути мне предлагали сделку с совестью. Это был период мучительных размышлений. Я стоял перед выбором: остаться с теми, кого обманули, кого ограбили, и при этом, значит, остаться с чистой совестью. Или пойти на предательство. Однажды утром после практически бессонной ночи я сказал вслух сам себе: «Я принял решение!» «Что ты там бормочешь?» - откликнулась сквозь сон супруга. «Я принял решение: не быть подлецом. А остальное меня не интересует!» И, знаете, мне стало легко…

- Значит, Леонид Иванович, не быть подлецом, это тоже один из критериев патриотизма…

- Вообще, патриотизм - понятие, вытекающее из нравственной природы человека, как я уже сказал. Если человек конформист, карьерист, конъюнктурщик, то о каком вообще высоком порыве души можно говорить? И, кстати, патриотизм - это и не порыв души, это некая постоянная, всегда присутствующая в человеке, величина, это фундамент, на котором выстроена и гражданская позиция, и отношение к жизни, к обществу, это и государственная мудрость, и из этого проистекают поступки те или иные… В свое время, когда я писал Конституцию Крыма в памятном 98-м, я был перед выбором: пойти на ложный пафосный, но заведомо пустой патриотизм или - сделать так, чтобы моя ставшая мне второй родиной Крымская земля не была полита кровью в межнациональной войне? Я выбрал второй вариант, в результате чего родилась та Конституция, которая жива по сей день и которая уберегла крымчан от возникновения здесь «горячей точки». А ведь если бы я купился на лавры ура-патриота, восстановил былую Конституцию, которая была давно перечеркнута в Киеве как нереальный, фантастический документ, пытавшийся придать Крыму функции государства в государстве, то получился бы или политический пшик, или война.

- Но если так рассуждать, тогда ваша платформа размышлений на тему патриотизма будет вплотную соседствовать с постулатами Русской Православной Церкви, которая с древних времен не просто благославляла воинов на ратные подвиги, но и несла в своих учениях нравственную основу для любого православного воина-гражданина.

- Я всегда с большим уважением относился к Православию как духовно-нравственной основе нашей славянской цивилизации. Этот тот незыблемый столп, который удерживал славянские народы в русле единства и нравственности. Именно Церковь, как известно, еще в древние времена вдохновляла наши братские народы на то, чтобы не дать врагу полонить пределы Отечества. Православие - духовный стержень, помогавший нашим праотцам осознавать свое единство, преумножать мужество, увеличивать свою внутреннюю государственно-военную мощь. Так было во все времена. Это то, что с молоком матери впиталось в наш менталитет. Моя мама, кстати, была глубоко верующим человеком. Во многом благодаря ей я с малых лет стал понимать, что такое быть человеком. А в ее понятии это означало - не лгать, нести окружающим свет, любить и прощать людей, как заповедует христианская мораль. Мама и папа (Евгения и Иван) привили мне эти понятия, можно сказать, не столько словами, сколько своим жизненным примером. Папа, а также и мой дедушка - оба герои Великой Отечественной войны. Мои предки служили всегда для меня образцом преданности Родине. Сегодня, мне кажется, несмотря ни на что, в нашей современной молодежи благодаря вот таким корням сохраняется эта связь с историческим и патриотическим наследием не только в книжком смысле, но и, главное, в духовной плоскости. Книги, школа, интернет, кино - это лишь средства, это механизм, доносящие до нас те или иные исторические сюжеты. Но основной результат по степени взращивания в человеке патриотических качеств дает ему собственное сердечное восприятие окружающей среды, его готовность откликнуться на человеческую беду, в том числе и всей страны, его умение сострадать своей Родине, своему народу. Таким образом, во многом от воспитания, от генетических начал, от работы над самим собой зависит то, насколько гармонично будет выпестован внутренний мир человека. Именно там, в тайниках души, зарождается то, что потом мы называем движением совести, порывом души, патриотическим началом. Патриотом насильно сделать человека нельзя, ведь патриотические чувства, тесно переплетенные с любовью к Родине, являются частью человеческого естества. Поэтому никакими приказами, разнарядками свыше никто не сможет превратить общество в армию патриотов. Вот почему так тесно взаимосвязаны общее состояние нравственного здоровья общества и его патриотичность. Если барометр общественных настроений зашкаливает от избытка, к примеру, цинизма, то патриотизм при таких условиях будет на задворках.

- Можете ли привести примеры?

- А примеры самые красноречивые ежедневно перед нашими глазами. Посмотрите, что льется сегодня с телеэкранов, с компьютерных мониторов, какие песни заполонили радиопространство? Что мы видим и слышим? Что присутствует вокруг? Разве чистота духа? Пропагандируются телесность, вещизм, финансовая успешность. Вот пришедшие с Запада новые идолы, которые нам чужая цивилизация пытается подсунуть вместо заповеданных отцами нравственных идеалов. В советские времена, как бы их не хаяли сегодня некоторые, мы жили за железным занавесом, и это, между прочим, в большой степени уберегло общество от всего того, что хлынуло сегодня грязным потоком на наш народ после развала страны. У нас были другие фильмы, другие песни, мы жили по законам чести. Для общества не были типичными такие явления, которые сегодня стали знамением времени, хоть та же повальная коррупция. Девушки берегли свою целомудренность до свадьбы, в отличие от нынешнего поколения, перенявшего западную моду так называемой свободной любви. Мы имели своих любимых героев, это были молодогвардейцы, это были Чапаев, Юрий Гагарин. А сегодня - что у молодежи на уме? Монстры? Супермены? Бульварные девицы? Малышей уже с пеленок приучают к игрушкам в образе чудовищ. Вот вам система антивоспитания, при которой в принципе не может быть взращен патриотизм.

- Вы знаете, но все же если Ваши слова услышит молодежь, то вас не поймут, Вас обвинят в архаичности…

- Не согласен. Не вся молодежь такая, как ее принято сегодня называть - слепая. Много и среди нынешнего обманутого, заблудившегося поколения молодых людей с граждански обостренной позицией. К слову, в Крымском рескоме КПУ, в Крымской республиканской организации Компартии - прекрасные молодые люди, и их немало, их становится все больше, тех, кто вступил в партию, это люди уже со своей твердой гражданской позицией, это ответственные молодые граждане, имеющие свои принципы, у них слово не расходится с делом. Я недавно беседовал с одним из молодых людей. Он очень долго не мог найти себе подругу жизни. Оказалось, что искал на дискотеках. А там, говорит, девушки курят, сквернословят, любят, как сейчас говорят, «поддать». Этот парнишка мне сказал, что нашел себе, наконец, порядочную девушку, скромную, серьезную, не увлекающуюся спиртным, не курящую, но не на дискотеке.

- Да и, кстати, Леонид Иванович, сегодня, если говорить о нравственности, заметно увеличилось количество молодежи, повернувшейся в сторону духовного очищения, в сторону Православной Церкви.

- Вот, видите, сами и подтверждаете, что не настолько я и архаичен. Так вот, возвращаясь к начатой теме. Та массовая отупляющая субкультура, которая наводнила окружающее пространство в нашей стране, нацелена на уничтожение в том числе и патриотизма. Людям прививают любовь к телесным наслаждениям, к вкусной пище, к красивой одежде, к пустым развлечениям, к комиксам и ужастикам. Это выдвигается на первый план. Это становится смыслом жизни. Человек находится в постоянном неудовлетворении, ведь для него критерием жизненного счастья стали покупка ноутбука или кондиционера. А что дальше? А дальше пустота. Дальше нравственная гибель. Государство самоустранилось от нравственно-патриотического воспитания, как это было в Советском Союзе. Вместо этого Украину делят на националистов-русофобов и русских шовинистов. Что называется, приехали. Ни один из государственных деятелей президентского уровня, включая и сегодняшнего, так и не смог объединить государство на единой нравственно-патриотической платформе.

- Но вот Партия регионов вроде бы пытается сегодня это сделать…

- И весьма комично. Уже договорились до того, что для каждого региона у них свой патриотизм. На Западе они поклоняются Бандере, на Юго-Востоке - Пушкину. Но это уже не патриотизм, это тот самый конформизм. Какой истинный патриот (не путать с «патриотиками») согласится с тем, что Бандера или Шухевич -герои? А у Партии регионов это возможно. Как возможно у них и многое другое, идущее вообще в разрез с моральными принципами чести и достоинства человека. Вот скажите, какой пример по воспитанию в человеке таких качеств, как уважение к государству, к власти, любовь к своей Родине, подает правящая партия, положившая во главу угла всей своей политики - обман? Ведь по сути сегодня к власти пришли люди, которые состоялись как государственные деятели - на обмане? Тотальные фальсификации выборов происходили не просто на глазах у молодежи, но и с вовлечением в эти деяния самих молодых людей. Именно их, вчера только получивших паспорта, регионалы принудили с помощью подкупа предать свою совесть и принять участие в так называемых «каруселях», когда целыми автобусами перевозили ребят от одного участка к другому, где они по подложным визитным карточкам многократно голосовали? О каком здесь вообще патриотизме можно говорить? В людях власть формирует хищнические инстинкты, воспитывает воров, лгунов. Или то, что уже происходит в послевыборные дни. Сгоняют в аудитории студентов и принуждают целыми факультетами вступать в Партию регионов. Билет регионала становится пропуском в жизнь. Перед выборами в эту партию записывались предприниматели, боявшиеся проблем с бизнесом. Теперь эта же участь постигла студентов, которые тоже не хотят себе проблем, ведь впереди экзамены, сессии, защита диплома. Это ли не гримасы современного времени? Это ли не позор, на который нас обрекает собственная власть? Так чего же мы хотим, о каком вообще патриотизме можно вести речь в государстве, строящем свою политику на авантюризме, эксплуатации неимущих, умножающем межнациональную рознь, уничтожающем нравственность… Увы. Такое государство - это позор на наши седины. И если внешне все кажется на первый взгляд благопристойным - красивые костюмы и сверкающие автомобили, то тем печальнее, если для кого-то это является показателем успешности общества. Государство, где подавляющее большинство проживает за чертой бедности, где нравственная чистота попирается и не ставится ни во грош, а на пьедестал возведены воровство и ложь, - такое государство в своей основе является преступным. Оно сеет в людях ненависть. Оно воспитывает манкуртов. И ждать от своих граждан патриотизма в таких условиях - по крайней мере наивно.

- Почему? Ведь если человек имеет незапятнанную совесть и чистое сердце, как Вы сами сказали, то кто ему запретит даже в полицейском государстве быть патриотом или просто порядочным человеком?

- В этом смысле я не отказываюсь от своих слов, и все верно вы сформулировали. Но я говорю о тенденциях, о векторе, формирующем общественные настроения. У нас здесь, в Украине, таким вектором с подачи доморощенной евроатлантической власти давно стали Соединенные Штаты Америки. Оттуда, хотя и из-за океана, но ощутимо доносятся ветра и влияют на нашу политическую погоду в верхах.

- Неужели патриотизм настолько зависит от политики? Неужели, Вы полагаете, нельзя разграничить: патриотизм сам по себе, а политика - ну ее, пусть себе там дерутся…

- Знаете, а ведь вы сейчас выразили суть знаменитой поговорки, которая стала чуть ли не национальным символом, жизненным принципом некоторой категории украинцев: моя хата с краю. Так вот, патриотизм вне политики это и есть «моя хата с краю». Это то, что называется обывательщина. Это когда сидят на кухне и перемывают косточки политикам, но выйдя в общество, кланяются и лебезят перед этими же людьми. Есть пассивный, а есть активный патриот. Активный патриот - это, наверное, тот человек, который принимает деятельное участие в жизни государства, посильно стремится внести вклад в его строительство через те или иные партийные, государственные структуры. Пассивный патриот - это человек, искренне любящий Родину, не идущий на сделки с совестью, а в трудную минуту подставляющий плечо обществу, стране. Это может, к примеру, выражаться его участием в каких-то акциях протеста против невыносимых условий жизни. Или в защите исторической памяти. Это может выражаться даже в будничной жизни через бытовую сферу: не ездить в общественном транспорте «зайцем» не из-за чувства страха быть пойманным, а из сознательного гражданского долга, не мусорить в парковых зонах по внутреннему велению совести, из любви к своей стране и из уважения к своим согражданам, если говорить высоким языком, и так далее. Таких людей, конечно, большинство. Быть же активным патриотом - это удел избранных, так бы я сказал, далеко не каждый имеет мужество и смелость быть на острие судьбы ежечасно. Третья категория - это те патриотики, о которых я уже говорил, карьеристы, люди, спекулирующие на патриотических чувствах. И, наконец, еще одна часть общества - те, которые живут по принципу «моя хата с краю». Вот они-то ошибочно и полагают, что политика и патриотизм вещи несовместимые. Не хочется верить, что таких людей сегодня большинство, но тем не менее мы уже почти 20 лет живем в состоянии заблудившихся в пустыне. Не потому ли, что возобладал принцип «моя хата с краю»?

- Ваша точка зрения достаточно спорная. Ведь совершенно не обязательно вникать в политику, чтобы при этом оставаться патриотом?

- Может быть, моя точка зрения и небезупречна. Но это мое личное твердое мнение. Основано оно на богатом многолетнем опыте общения в том числе и с теми людьми, для которых на первом месте всегда были и остаются собственные, личные интересы наживы. При этом люди могут быть даже в политике, во власти, но тоже ради хищнических устремлений, ради передела собственности. Отсюда, между прочим, и такое явление, как мафия. Круговая, клановая порука правит этим миром. Ваши сомнения я могу разбить одним примером. Перед вами человек, ставший в некоторой степени жертвой жизненных воззрений тех самых людей, для которых политика оказалась ненужным явлением. Эти люди 31 октября текущего 2010 года не пошли на выборы. Они отказались принять участие в процессе формирования власти, мотивируя тем, что им политика надоела. Их поведение явилось результатом политического равнодушия и политической безграмотности, это уже антипатриотизм. Ведь если бы эти потенциальные избиратели, а их более 50 процентов населения страны (!), рассуждали с точки зрения патриотов, то они интересовались бы политикой более активно, чтобы понимать, что к чему. И тогда они уяснили бы: не участвовать в выборах - это дать оружие в руки фальсификаторам, чтобы те неиспользованные бюллетени ближе к ночи пустили массово в ход в свою пользу. Что и случилось, к огромному сожалению.

- Неужели нет никакого просвета?

- В советские времена была популярна песня в исполнении Софии Ротару: «Мой адрес не дом, и не улица, мой адрес Советский Союз». Эту песню я бы назвал гимном советскому патриотизму. Рамки патриотизма обширны - от местечкового до общегосударственного. Но в любом случае, патриотизм - это состояние души. А раз так, то просвет в любом случае может и должен быть. Каким бы гнилым не казалось государство, но внутри этого государства ведь живут в конце концов не звери, а люди. Человек, сказано в пьесе советского классика, это звучит гордо. Я верю в силу человеческого духа, я верю в то, что дух нашего народа, победившего орды кочевников и фашистское нашествие, окажется и на этот раз в победителях над теми, кто пытается низвести народное самосознание до уровня животных инстинктов. Нет, это с нашим народом никогда не удастся сделать. В конечном итоге мы одолеем и эту беду, и будут возрождены и патриотизм, и сила духа, и национальное самосознание. Рано или поздно, наша страна воспрянет ото сна - как Феникс из пепла. Я в это верю.

Интервью провела Галина Мамыко, помощник, пресс-секретарь народного депутата Украины Л. Грача

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»