«Россия не должна идти в фарватере Запада»

К оглавлению "Актуальные темы" К оглавлению "Политическая безопасность"
К оглавлению самого интересного

Справка KM.RU
Демурин Михаил Васильевич родился в 1957 г. В 1979 г. окончил переводческий факультет МГПИИЯ им. Мориса Тореза, в 1997 г. – Высшие дипломатические курсы повышения квалификации Дипломатической академии МИД России. В 1982 г. поступил на дипломатическую службу, в 1993 г. перешел на работу в Департамент информации и печати МИД России. С февраля 1995 г. – первый заместитель директора департамента, заместитель официального представителя МИД России. В 1997-2000 гг. – советник-посланник посольства России в Латвии. С апреля 2000 по март 2005 гг. – заместитель директора 2-го Европейского департамента МИД России, курировал отношения с Латвией, Литвой и Эстонией. 5 марта 2005 г. ушел с государственной службы в знак несогласия с непоследовательностью политики России в отношении стран Прибалтики.

Заинтересованный и профессиональный разговор о сценариях цивилизационного развития нашей страны и ее ценностных ориентирах, а также о проблемах взаимоотношений России и Европы стал центральной темой прошедших в конце декабря уходящего года на философском факультете МГУ VIII Панаринские чтения. Мероприятие было посвящено 70-летию со дня рождения Александра Сергеевича Панарина – выдающегося русского мыслителя, философа и политолога, создавшего в главном российском ВУЗе кафедру теоретической политологии.

По мнению одного из выступавших в ходе чтений – известного российского публициста, чрезвычайного и полномочного посланника II класса Михаила Демурина – разговор об этих, без сомнения, важных вопросах, будет неполным, если не затронуть проблему духовной суверенности как ключевого фактора восстановления субъектности России. «Непредвзятый анализ внутреннего и международного положения нашей страны говорит о том, что суверенитета, то есть самостоятельности, у России не становится больше», - уверен дипломат, выступление которого цитирует агентство Регнум.

Причина такого положения, по мнению Михаила Демурина, кроется не только и не столько во внешних обстоятельствах (например, в пресловутой глобализации). Суть проблемы, по мнению эксперта, состоит в неготовности правительств и элит этот суверенитет создать и отстаивать. «Как это можно объяснить? Мой анализ показывает, что объяснение здесь надо искать, прежде всего, в плоскости субъектного начала, сформироваться которому мешает отсутствие суверенности в духовной сфере», - заявил эксперт.

На протяжении русской истории, подчеркнул Демурин, понимание того, насколько для национально-государственного строительства значимы духовная суверенность, духовные основы жизни и деятельности, было довольно зыбким. Отсюда и смуты, которые периодически отбрасывали Россию на много лет назад, как это было в начале XVII века и в первые два десятилетия XX века. Степень преодоления последствий этих Смут зависела не в последнюю очередь именно от того, насколько всеобъемлюще и глубоко была продумана, сформулирована, осуществлена смысловая, духовная основа преодоления. «За проявленные в середине XVII века неумение беречь единство православного народа и стремление к подчинению веры политическим замыслам мы получили Петра I, его реформы, синодальную систему и «отложенную» смуту начала XX века. Платой за неспособность найти для православия и русской культурно-исторической традиции в целом достойное место в новой доктрине переустройства страны после 1917 года стал ее перестроечный и последующий либерально-западнический развал», - считает Демурин.

Если взглянуть с позиций исторического развития России на ее сегодняшний день, то не возможно не видеть, что уже долгие годы страна остается в глубоком кризисе - прежде всего культурном и идейном и уже производными от него являются кризисы в сфере экономики, демографии, экологии, других областях. «На то, чтобы справиться с ними, у нас почти не осталось времени», - предупреждает дипломат. По мнению Михаила Демурина, российская власть должна вести речь не столько о «развитии» или «модернизации», то есть о процессах относительно долгосрочных, и даже не о возрождении России, что тоже требует немалого времени, сколько о «преображении» нашего народа и нашей страны. Для этого, уверен эксперт, необходима «концентрация мощной духовной энергии, что, в свою очередь, невозможно без обретения властью и народом России внутренней установки на обретение духовной суверенности». «Сегодня наша страна нуждается не столько в подвиге Минина и Пожарского, сколько в подвиге преподобного Сергия и священномученика Гермогена», - сказал Демурин.

Увы, как справедливо заметил Михаил Демурин, многое в сегодняшней политике и общественной жизни России представляется несовместимым со сформулированной выше установкой. Далее в своем выступлении он подверг резкой критике внешнюю политику современной России. В частности, критическому разбору подвергся тезис о том, что внешняя политика России должна быть «прагматической» и оцениваться по тому, «способствует ли она улучшению жизненных стандартов». Судя по всему, замечает Демурин, тезис этот говорит о том, что суверенные внешнеполитические решения России можно банально купить – «за иностранные инвестиции, технологии, за благое расположение мировых финансово-политических кругов, на которых российское руководство в 1990-е годы замкнуло решение вопросов жизни нашей страны». «Следуя этой логике, - подчеркнул Михаил Демурин, - нашим отцам и дедам было бы логичнее после Великой Отечественной войны пойти на поклон к США и вместо того, чтобы обеспечивать достойное место нашей страны в мире и не допускать диктата одного центра силы в отношении себя и дружественных СССР стран, думать о том, как «улучшать жизненные стандарты населения»».

Второй постулат современной внешней политики России, свидетельствующий, по мнению Демурина, об отсутствии у его авторов духовной суверенности, звучит так: «У нас во внешней политике нет никакой идеологии». К сожалению, констатирует дипломат, это действительно так и таким подходом мы отличаемся не только от США и ЕС, но и от Китая, от Индии, от мусульманских и многих других стран. «А ведь вопрос стоит следующим образом: либо мы духовно суверенны и готовы предложить миру свои идеи, либо заявленная Россией готовность нести «возросшую ответственность в мировых делах» означает согласие действовать во имя чужих и преимущественно недружественных России идей», - подчеркнул Михаил Демурин.

Крайне опасен и еще один тезис, который так же на все лады твердят не только отечественные адепты либерализма, но и, к сожалению, весьма высокопоставленные чиновники, от которых зависит путь, которым будет развиваться Россия. Звучит эта установка так: «У России нет идеологических противоречий с Западом». И это, подчеркивает Демурин, в условиях, «когда мы вновь и вновь сталкиваемся с подтверждениями мысли А.С.Панарина о том, что в постиндустриальную эпоху вызов Запада выступает не столько как военное соперничество, сколько как угроза национальной идентичности в ходе тотальной вестернизации».

«Понятно, что и с Западом в целом, и с такими его частями, как, например, мировой финансовый интернационал, протестантские политики в США, европейские либералы или Ватикан, у России и русских, как и у других коренных народов нашей страны, есть серьезные, основополагающие мировоззренческие противоречия. И эти противоречия серьезнее противоречий политических, военных и экономических», - резюмировал Михаил Демурин. По его мнению, с которым нельзя не согласиться, «экономическая и политическая независимость - это пустой звук, если у тебя нет независимости духовной, нет истинной веры, если ты не следуешь традиционной иерархии ценностей, если во главе угла у тебя не стоят интересы страны в целом и народа в целом, а не какого-то класса или какой-то корпорации».

«Пока руководство нашей страны не обретет этого смыслового стержня и не начнет действовать в соответствии с ним, любые успехи, если они и появятся, будут тактическими, а стратегически мы всегда будем проигрывать», - заявил эксперт. Пока же, констатирует он, правящий класс России, сформировавшийся в первой половине 1990-х, вновь и вновь демонстрирует свою «неспособность ответить на исторический вызов времени и решать вопросы будущего страны исходя из ее долгосрочных, а не своих конъюнктурных интересов». Наглядным проявлением такой неспособности служит активно муссируемый околовластными пропагандистами тезис о необходимости стратегического союза с евроатлантической цивилизацией и даже вступления России в НАТО. Авторам этого тезиса, полагает Демурин, нужна натовская военно-политическая поддержка, внешняя легитимность, чтобы обеспечить сохранение у власти тех либерально-прозападных сил, которые довели страну до ее сегодняшнего состояния.

«Мы не можем согласиться с тем, чтобы исторический выбор России сводился к следованию в фарватере Запада - будь-то сфера «рыночных реформ», «демократизация общества» или определение своей роли в современной мировой политике», - подчеркнул Михаил Демурин. Несмотря ни на что, Россия остается самостоятельным мировым центром силы и цивилизационного влияния. «Это нам даровано Богом, и такому предназначению надо соответствовать. Поэтому наша задача сегодня - возвращать первенство духа над материей, ценностей над интересами, высшего над низшим. Или, другими словами, стяжать духовную суверенность на основе русской традиции и таким образом обеспечить выход России из очередной расшатывающей ее основания смуты», - резюмировал Михаил Демурин.
Источник: KMnews

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»